Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Парма (Parma) - город в итальянском регионе Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о Парме — городе в итальянском регионе Эмилия-Романья.

Второй по величине город Эмилии-Романьи расположен по берегам реки Пармы (притока самой длинной итальянской реки По). Река служит условной границей между старой и новой частями города. Город был основан римлянами в 183 году до н. э. и наибольшего расцвета достиг при императоре Августе. В период раннего Средневековья Парма находилась под протекторатом Папского государства.

Император Фридрих I Барбаросса, завоевав Парму, затеял строительство укрепленного замка (1158—1162) в юговосточной части города рядом с античным амфитеатром. В XIII веке в городе возникло общественное самоуправление (коммуна). Желающий стать гражданином Пармы должен был внести в общественную казну не менее 1/10 своего дохода. В Парме появились новые оборонительные укрепления, обозначившие границы города, сохранявшиеся до XX века. Планировка средневековой Пармы складывалась в зависимости от прокладки осушительных каналов, образовавших сложную систему для отвода грунтовых вод в реку По.

В XIV веке коммуну сменила новая форма правления — Синьория (Верховный комитет из представителей наиболее сильных местных кланов: Росси, Санвитале, Корреджо, Паллавичино). С 1346 по 1447 год городом владели миланские Висконти, в 1449 —1499 годах — Сфорца, с 1545 года — Фарнезе. В 1й половине XVI века Парма и ее окрестности превратились в арену жестокой борьбы между светскими, императорскими и папскими властями. В это время здесь укрепился бенедиктинский орден: в провинции Парма было основано 4 женских и 1 мужской монастырь.

С кончиной Рануччо Фарнезе (1622) завершился золотой век Пармы. Последний представитель рода Антонио Фарнезе умер в 1731 году, не оставив наследников, и его место занял Карл Бурбон, сын Елизаветы Фарнезе и Филиппа V Бурбона. В 1734 году он покинул Парму и отправился в Неаполь (столицу нового королевства Неаполя и Сицилии), прихватив самое ценное, что было собрано прежними правителями.

В 1749 году власть оказалась в руках принца Филиппа (1749—1765), который женился на дочери французского короля Людовика XV. Для Пармы начался весьма плодотворный «французский» период. Возродилась Академия художеств (1752), были основаны Высшая школа Лалатта (1755), Палатинская библиотека (1762), Музей древностей (1763).

Когда в 1796 году Наполеон захватил Парму, он оставил правителю города Фердинанду Бурбону право управлять подвластными ему землями, как и прежде.

Венский конгресс 1815 года постановил передать Пармское герцогство второй жене Наполеона МарииЛуизе, дочери австрийского императора, с условием, что после ее смерти владения будут возвращены Бурбонам. При МарииЛуизе город был благоустроен, созданы галерея Академии изящных искусств (совр. Национальная галерея), Герцогская библиотека, Королевский театр (1821—1828), колледж МарииЛуизы (1831), восстановлен Музей древностей.

В 1861 году Парма присоединилась к объединенному королевству Италии. За период с 1889 по 1914 год Парма преобразилась почти до неузнаваемости — мэр Мариотти реализовал свою программу «Новый взгляд». В период диктатуры Муссолини и во время Второй мировой войны Парма была одним из важнейших центров антифашистского Сопротивления, за что город по окончании войны удостоился золотой медали «За доблесть». Парма сильно пострадала от бомбежек и артобстрелов, но к 1970 году город восстановили. В старой части города гармонично сочетаются постройки разных исторических эпох. На каменной брусчатке мостовых коегде отчетливо видны направляющие для проезда античных колесниц и повозок. Мастера Средневековья и Возрождения возводили здания из розового веронского мрамора, светлого песчаника и обожженного кирпича. Оштукатуренные фасады желтого цвета — дань французской и австрийской моде XIX века. Во время Второй мировой войны Парма сильно пострадала от бомб союзников, и теперь старинные постройки чередуются с сооружениями 2й половины XX века.

Архитектурный символ Пармы — кафедральный собор СантаМарияАссун та 1 (Duomo di Santa Maria Assunta). Собор был освящен в 1106 году, однако после серьезного землетрясения в XIII веке был существенно перестроен. Внутри находятся скульптурные произведения уроженца Пармы Бенедетто Антелами — «Снятие с креста» (1178) и епископская кафедра. Купол в XVI веке украсил фресками Антонио да Корреджо, а неф — Латтанцио Гамбара (1530—1574).

В XIII веке был построен огромный восьмиугольный баптистерий (Battistero) из розового веронского мрамора. Фасады выполнены по проекту Антелами, внутри можно увидеть росписи XIII—XIV веков. Обязательно обратите внимание на прекрасную романскую скульптуру в тимпанах над дверями.

Напротив собора находится Епископский дворец 2 (Palazzo Vescovado), полностью перестроенный в XX веке, однако сохраняющий черты средневековой архитектуры. В ХIII веке городская коммуна возродила былое значение античного форума как места общественных собраний. Здание ратуши, палаццо Комунале (Palazzo Comunale), было построено на углу современных Strada della Repubblica и Strada Cavour. Вероятно, тогда же пространство перед дворцом стало называться Рiazza del Comune (пьяцца Комуне).

Обустройство площади завершилось к концу XIII века сооружением палаццо дельТорелло (Palazzo del Torello, 1285), названного по имени первого главного судьи. Главный портик дворца, ориентированный на церковь СанПьетро (Chiesa di San Pietro), использовался уличными разносчиками вина (brentatori) как склад, где под навесом хранились бочонки. Изменения внешнего облика Пармы в ХV—XVI веках были связаны с возведением новых оборонительных сооружений. До наших дней лучше всего сохранилась пятиугольная цитадель (Cittadella, 1601) в 2 км от исторического центра города.

В 1602 году герцог Рануччо Фарнезе начал сооружение палаццо деллаПилотта (Palazzo della Pilotta) на piazzale della Pace (пьяццале деллаПаче). Он остался недостроенным, но стал символом эпохи господства Фарнезе. Считается, что свое название резиденция получила благодаря тому, что один из внутренних двориков предназначался для игры в старинную баскскую игру — пелоту. Сейчас в палаццо деллаПилотта расположено несколько музеев. Национальная галерея (Galleria Nazionale) может похвастаться собранием произведений искусства от Средневековья до XIX века. Здесь выставлены полотна Фра Беато Анджелико, Ван Дейка, Леонардо да Винчи, Эль Греко, уроженцев Пармы Антонио Корреджо и Франческо Пармиджанино, а также скульптура Кановы.

Театр «Фарнезе» (Teatro Farnese, 1618) — уникальный деревянный барочный театр, такого не сохранилось больше нигде в мире. Театр сильно пострадал от авианалетов во время Второй мировой войны, но почти полностью восстановлен. Фотосъемка в театре запрещена!

Национальный музей археологии (Museo Archeologico Nazionale) был основан в 1760 году Филиппом I Бурбоном. В экспозиции — археологические находки бронзового века, этрусские вазы, античная скульптура и египетские саркофаги.

Палатинская библиотека (Biblioteca Palatina) была открыта для публики в 1769 году. Здесь хранится коллекция редких изданий (700 000), эстампов и 5000 миниатюрных рукописей.

В Музее истории и искусства печати (Museo Bodoniano) выставлены экспонаты, относящиеся к печатному делу. Экспозиция посвящена пармскому издателю и типографу Джамбаттисте Бодони (1740—1813).

Палаццо Дукале (Palazzo Ducale, 1561, реставр. XVIII в.) был построен для герцога Оттавио Фарнезе по планам знаменитого уроженца Болоньи Джакомо да Виньолы. Рядом с дворцом разбит большой одноименный парк.

Среди пармских художников стоит отметить Антонио Аллегри да Корреджо (1494–1534). Стендаль писал: «Дивные фрески Корреджо задержали меня в Парме, городе, впрочем, достаточно скучном. Мадонна, благословляемая Иисусом в библиотеке, тронула меня до слез. Я дал денег сторожу, чтобы он оставил меня на четверть часа одного <…>. Я никогда не забуду ни опущенных глаз Девы, ни ее страстной позы, ни простоты ее одеяний». К сожалению, лишь незначительная часть работ Корреджо сохранилась в самой Парме. Его работы, как и другие полотна, собранные Фарнезе, ныне выставлены в галерее палаццо деллаПилотта, но большая их часть перевезена в Неаполь, где составила ядро коллекции нынешнего Национального музея.

Театр Реджо (Teatro Regio), расположенный неподалеку от палаццо Дукале, был построен в середине XIX века и недавно был тщательно отреставрирован. Это главная оперная площадка города с богатым репертуаром.

Один из главных храмов Пармы, барочная, с богато декорированным мраморным фасадом церковь СанДжованниЭванджелиста (Chiesa di San Giovanni Evangelista, XV—XVI вв.), входит в комплекс одноименного монастыря, основанного в X веке. Над росписью купола работал Корреджо, в интерьере сохранились фрески Пармиджанино. В монастыре хранится коллекция миниатюрных древних рукописей, и можно посетить одну из старейших в Италии аптек — Spezieria di San Giovanni. Напротив театра Реджо через Strada Garibaldi стоит церковь СантаМарияделлаСтекката (Chiesa di Santa Maria della Steccata) — памятник архитектуры эпохи Возрождения. Интерьер украшают росписи Пармиджанино, а в крипте находится усыпальница герцогов Фарнезе.

В бенедиктинском монастыре СанПаоло (Monastero di San Paolo) можно увидеть росписи Корреджо (1518) на мифологические сюжеты.

Помимо старинных церквей можно осмотреть несколько небольших, но интересных музеев Пармы. Рядом с СанПаоло находится Музей Джордано Феррари (Museo Giordano Ferrari), где размещена большая коллекция деревянных игрушек и марионеток. Доммузей Артуро Тосканини (Casa Natale e Museo di Arturo Toscanini) расположен в здании, где родился известный итальянский дирижер XX века.

Коллекция Борсари (Collezione Borsari) на via Trento — музей, посвященный парфюмерии, в том числе продукции крупнейшей итальянской фирмы Violetta di Parma, основанной в 1870 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30