Реализуйте свою мечту

о путешествии

http://classical-news.ru .


Равенна (Ravenna) - город витальянском регионе Эмилия-Романья

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен Равенне — городу в итальянском регионе Эмилия-Романья.

История города началась в 82 году до н. э., когда корабли римского флота под командованием Метеллы, легата диктатора Суллы, бросили здесь якоря. Город существовал на нескольких труднодоступных островах, окруженных морем, болотами и цепью песчаных дюн. С суши населенный пункт был практически неуязвим, а в случае осады его легко было снабжать всем необходимым по морю. Но здесь практически не было питьевой воды. Благодаря усилиям Августа город пересекали многочисленные каналы, воды которых уносили илистые отложения реки. При императоре Траяне в начале II века построили акведук, принесший воду с Апеннинских гор.

В V веке император Гонорий перенес столицу Западной империи из Милана в Равенну. Расцвет новой столицы пришелся на конец Римской империи. Одоакр, начальник наемной германской дружины императора, низложил в 476 году последнего западноримского императора Ромула Августула, захватил верховную власть в Италии и первым из варваров получил королевский титул. В 488 году с согласия императора Зенона находившиеся на его службе остготы во главе с Теодорихом вторглись в Италию и после ряда сражений с Одоакром принудили его укрыться в Равенне. После трехлетней осады в 493 году Одоакр сдался и был казнен.

Теодорих стал королем огромного государства, включавшего Италию, Сицилию, Далмацию и Прованс. Современники отзывались о Теодорихе как о мудром и просвещенном правителе. При нем был восстановлен и усовершенствован водопровод Траяна. От времен правления Теодориха осталось немало светских и культовых сооружений: королевский дворец Палатинум, церковь СпиритоСанто и базилика СантАполлинариоНуово.

Теодорих был сторонником арианства, поэтому во всех построенных при нем храмах служили епископыариане, несмотря на постановление Никейского собора 325 года, когда арианство признали еретическим учением. В 525 году Теодорих решил добиться от императора Юстиниана официального признания арианства, но, потерпев неудачу, захватил в плен папу Иоанна I. В Равенне разгорелась религиозная война, а несчастный понтифик через год скончался в заточении и был причислен к мученикам Христовым.

После смерти Теодориха в 540 году Равенна перешла в руки византийцев. Император Юстиниан, преследовавший ариан, велел переделать храмы еретиков в кафолические церкви. Чуть позже в столице Западной империи был введен экзархат (военное губернаторство), и город испытал очередную волну экономического и культурного подъема. Жители Равенны быстро переняли византийскую привычку к роскоши, что отразилось на искусстве и архитектуре того периода, — знаменитые на весь мир мозаики из золота и смальты украсили древние базилики.

Ил и песок, нанесенные рекой По, постепенно отодвигали береговую линию на восток, и уже в середине VI века Равенна утратила значение морского порта.

В Средние века за власть с переменным успехом боролись лангобарды, франки, местные феодалы. С середины XV века бывшая столица империи находилась под юрисдикцией Венецианской республики, затем в составе Папского государства. В 1512 году, захватив Равенну, войска короля Людовика XII разграбили и подожгли ее, после чего 300 лет город прозябал в нищете и забвении. В годы Рисорджименто Гарибальди решил двинуться на помощь Венеции. Путь его отрядов проходил через Равенну, поблизости от которой окончила свои дни жена Гарибальди. Мраморный памятник в виде сломанной колонны отмечает могилу Аниты Гарибальди недалеко от местечка СантАльберто.

В 1860 году Равенна вошла в состав объединенного Итальянского королевства. Храмы и усыпальницы Равенны знамениты византийскими мозаиками. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V—VII веков, того переломного времени, когда встретились античный Рим и средневековая Византия. Мавзолей Галлы Плацидии 1 (Mausoleo di Galla Placidia) начал строиться около 440 года, однако сестра императора Гонория Галла Плацидия скончалась в 450 году в Риме, и, скорее всего, там и похоронена. По ее же приказу построена церковь СантаКроче (Chiesa di Santa Croce), к которой примыкает мавзолей.

За простыми кирпичными стенами мавзолея скрывается богатейшая внутренняя отделка. В плане здание имеет форму латинского креста. Алебастровые пластины, вставленные в оконные проемы, превращают солнечный свет в мягкое золотистое сияние, высвечивающее мозаичную отделку изысканной цветовой палитры. Темносиний фон покрыт ковровым узором из звездочек и цветов в светлосерых, золотистых, бирюзовых и красноватых тонах. Из густой синевы выступают фигуры христианских мучеников в античных драпировках, выполненные на фоне райских пейзажей с золотыми оленями и птицами. В той же гамме сделаны фигуры апостолов в люнетах — полукруглых участках торцовых стен крестообразного здания. В люнете над входом изображен «Добрый пастырь в райском саду»: Христос здесь молодой и безбородый и выполнен в совершенно античной манере. Внутренняя поверхность купола украшена золотыми звездами на синем фоне, в центре купола — золотой латинский крест. В мавзолее также хранятся три мраморных саркофага V—VI веков. Строительство церкви СанВитале (Basilica di San Vitale) — одной из самых красивых церквей Равенны — начал епископ Эклесий еще при готах, а завершилось оно уже в 548 году, когда Равенна была взята византийцами.

СанВитале в плане восьмиугольный. Внутри сохранились прекрасные мозаики середины VI века, равных которым нет не только в Западной Европе, но и в самом Константинополе. Они, по всей видимости, выполнены константинопольскими мастерами, которых Эклесий пригласил в Равенну. В конхе (полукупольном своде, венчающем апсиду) изображен Спаситель, сидящий на темносинем шаре, рядом — два ангела, за ними слева — сам св. Виталий, покровитель Равенны, а справа — епископ Эклесий с макетом храма в руках. Внизу апсиды слева представлен император Юстиниан в окружении придворных и гвардии, а справа — царица Феодора с придворными дамами и слугами. В люнетах, на арках и стенах храма изображены сюжеты Ветхого и Нового Заветов и фигуры святых. Баптистерий православных (Battistero Neoniano) построил епископ Урсий в 1й половине V века, в эпоху яростного соперничества различных церковных течений и общин. Фундамент восьмиугольного в плане здания ушел в землю на 3 м. По внешней стороне чередовались апсиды и двери. От апсид снаружи видны только своды.

Во 2й половине V века епископ Неон приказал покрыть здание куполом и украсить интерьер великолепными мозаиками. В честь Неона баптистерий получил свое современное итальянское название. Купол разделен на 3 части — центральный круг и два концентрических кольца.

В центре изображено крещение Иисуса, в первом кольце — торжественная процессия 12 апостолов, несущих корону. Второе кольцо разделено на 8 частей, в центре изображена алтарная ниша с престолом — символом Христа Вседержителя. По бокам тронов — сады, огражденные решетками (символ Рая), по бокам алтарей — пустые кресла (места для избранных). Между окнами расположены резные ниши, украшенные барельефами, изображающими пророков. Гробница Данте (Tomba di Dante) — одна из главных городских достопримечательностей. Мавзолей, построенный в стиле классицизм в 1780 году, находится над могилой поэта, на перекрестке улиц Данте и Гвидода Полента. Базилика СантАполлинареНуово 5 (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, 493—526) была построена королем остготов, арианином Теодорихом, и посвящена Спасителю. Во 2й половине VI века ее переосвятили в честь св. Мартина, епископа Турского. В IX веке храм снова переосвятили, на этот раз в честь местного святого — первого епископа Равенны Аполлинария. Его прах перенесли сюда из более отдаленной одноименной базилики, находившейся близ гавани Равенны, в квартале Классе. Тогда же городскую базилику Св. Аполлинария стали называть «Новой», чтобы не путать ее с Сант-Аполлинареин-Классе.

Сант-Аполлинаре-Нуово — типичный образец раннехристианской базилики: три нефа без трансепта. Базилика разделена двумя рядами коринфских колонн из греческого мрамора (можно заметить выгравированные греческие буквы в капителях) с импостами. Алтарные колонны выполнены из порфира. В храме многое сохранилось с VI века: кафедры, ажурные мраморные ограды и рельефная плита.

Пол лежит выше первоначального уровня на 1,2 м. В XVI веке пришлось провести реконструкцию стен, при этом пожертвовав частью их, и вывести колонны на современный уровень. Кессонированный потолок сделан в начале XVII века. Мозаичное убранство делится на три части. В клеристории (участке стены над окнами) — 26 эпизодов из жизни и страстей Иисуса Христа. Ниже, между оконными проемами, — торжественные фигуры святых. Под окнами изображены святые мученики и мученицы. Слева и справа от алтаря соответственно — Иисус с ангелами и Богоматерь с ангелами, а справа и слева от входа — дворец Теодориха и порт в Классе. Церковь СпиритоСанто 6 (Chiesa di Spirito Santo, V в.) была первым церковным сооружением, возведенным королем Теодорихом в Равенне. Изначально она посвящалась воскресению Иисуса Христа, но после изгнания арианостготов была переосвящена православными византийцами во имя Святого Духа.

Рядом с ней расположен восьмигранный баптистерий Ариан (Battistero degli Ariani, 490), во 2й половине VI века превращенный в церковь СантаМарияинКосмедин (Chiesa di Santa Maria in Cosmedin).В отличие от других городских построек, сделанных из обожженного кирпича, мавзолей Теодориха 7 (Mausoleo di Teodorico, 520) сложен из хорошо отесанных блоков привозного истрийского известняка. У него необычная десятиугольная форма. Нижний этаж опоясывает десять глубоких ниш с арочным завершением. Второй этаж, десятиугольный снаружи, внутри совершенно круглый. Венчает здание монолитная крыша диаметром 11 м, весом около 230 т. В центре верхнего помещения стоит порфировая гробница, но праха Теодориха там нет — его развеяли. Внутри купола видна большая трещина, которая, вероятно, образовалась при установке монолита: согласно легенде, Теодориху была предсказана смерть от удара молнии, и когда во время бури он укрылся в мавзолее, молния пробила огромный монолит и испепелила короляеретика.

Сант-Аполлинареин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) — один из лучших примеров раннехристианской базилики в Италии. Трехнефное здание из обожженного кирпича без трансепта построено в 549 году (почти одновременно с базиликой СанВитале) над могилой первого епископа Равенны, св. Аполлинария, начинавшего здесь свою службу. Позже останки святого перезахоронили в базилике СантАполлинареНуово. Оригинальными считаются только отреставрированные мозаики в апсиде, часть украшений (в том числе и мозаичных) относится к более поздним периодам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30