Реализуйте свою мечту

о путешествии

http://bgblog.ru .


Базилика Сан-Лоренцо - одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о базилике Сан-Лоренцо — одной из самых больших и старейших церквей Флоренции.

Базилику Св. Лаврентия спроектировал Брунеллески (1421—1469), фасад папа Лев X заказал Микеланджело, но проект так и не был реализован. Внутреннее пространство базилики разделено на три нефа колоннами коринфского ордера. Арочные входы в капеллы повторяют аркады колоннад. Кессонный потолок декорирован позолоченными розами.

Во второй капелле правого нефа — «Обручение Девы Марии» кисти Россо Фьорентино (1523), в конце главного нефа — бронзовые алтарные решетки работы Донателло, а в конце левого — фреска Бронзино «Мученичество св. Лаврентия» (1565—1569). Боковые нефы базилики — не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квад ратных помещений, перекрытых сводами. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колон ны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью — нет ничего давящего, разъединяющего. Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорен тийской традиции, частично изобретенная самим Брунеллески, вносит отпечаток легкости, гармоничность, и все настроение этого церковного здания — настроение неомраченной жизнерадостности, наивной радо сти бытия.

Из левого крыла трансепта можно пройти в Старую сакристию, сооруженную по проекту Брунеллески. Построенная раньше здания самой церкви, Старая сакристия — первый оконченный архитектурный памятник Ренессанса и первое творение великого архитектора. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло (1435—1443), — всего 8 тондо с изображениями четырех евангелистов и истории Иоанна Крестителя. Автор бронзовых дверей также Донателло. Надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1472) создал Андреа Верроккьо.

В первом зале капеллы Медичи — семейной усыпальницы Медичи, спроектированном Буонталенти, находятся гробницы Козимо Старого, Донателло, великих герцогов из правившей после Медичи семьи герцогов Лотарингских. Из этого зала можно подняться в КапеллудеиПринчипи (Cappella dei Principi), или Княжескую капеллу, оформление которой продолжалось до XVIII века и где погребены великие герцоги Тосканские: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанд I, Козимо II и Фердинанд II. Из Княжеской капеллы коридор ведет в Новую сокровищницу (Sagrestia Nuova), которая расположена симметрично Старой сокровищнице церкви СанЛоренцо. По поручению папы Льва X, из рода Медичи, который захотел создать склеп для младших членов дома, Микеланджело надстроил сокровищницу. Получившееся квадратное в плане помещение (11 х 11 м) называют капеллой Медичи. В оформлении интерьера скульптор ориентировался на отделку Старой сакристии, построенной по проекту Брунеллески. Он разделил стены вертикальными каннелированными коринфскими пилястрами и разрезал их горизонтальными карнизами. При этом Микеланджело прибег к излюбленному Брунеллески декораторскому приему — сопоставлению белой стены с членениями из темносерого камня. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яруса и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Нижние пилястры и карниз воспринимаются как рамы скульптурных гробниц.

В таком решении яснее всего виден новый, уже не ренессансный, принцип оформления интерьера, основанный на сочетании контрастов. Простейшими приемами Микеланджело добивается небывалого динамизма, рождающего иной художественный язык. И из эпохи Ренессанса мы внезапно попадаем в эпоху барокко.

В оформлении гробниц Микеланджело решительно нарушает гармонию и легкость ренессансного архитектурного обрамления. Визуально тяжелые изваяния как будто хотят выйти из своих архитектурных «рам», с трудом удерживаясь на покатых крышках саркофагов. Невозможно точнее передать ощущение тесноты склепов, тяжести могильных плит и напряженного желания жить. Микеланджело окончил только две из задуманных гробниц. В них похоронены правнуки Козимо Старого. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбинский, а с непокрытой головой — Джулиано, герцог Немурский. Аллегорические фигуры на гробнице первого называются «Вечер» и «Утро», второго — «Ночь» и «День».

Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, а пуще — камнем быть, Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса)Помимо этих аллегорий Микеланджело принадлежит авторство статуи Мадонны, стоящей напротив алтаря. В фонде Библиотеки Лауренциана хранится около 10 000 томов, переданных в нее Лоренцо Великолепным. Читальный зал и вестибюль с лестницей необычной формы спроектированы и построены великим Микеланд жело. Монументальная мраморная лестница почти целиком заполняет обширный вестибюль. Начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, она как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, тремя рукавами, столь же круто спускается вниз. Динамический ритм больших мраморных ступеней, направленных навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления. Палаццо Медичи-Рикарди построено в 1444—1460 годах для Козимо Медичи по проекту Микелоццо. Он стал первым примером нового типа флорентийского аристократического дворца: правильной формы четырехгранник, облицованный рустом, заключает в своих стенах столь же правильной формы двор, обнесенный аркадами. Неискушенный человек может не увидеть в архитектуре здания ничего необыкновенного, но чтото от нее настолько прочно вошло в облик современных городов, что воспринимается давно знакомым и даже унылым. Разница в том, что наши города построены в XIX веке, а это середина XV века. Таким образом, с большой степенью уверенности можно утверждать, что палаццо МедичиРикарди на долгие годы задал стиль городской гражданской архитектуры. Гостей же Флоренции в XV веке постройка поражала. «Мне показалось, что я нахожусь в новом мире. Таково не только мое мнение, но также всех, кто был со мной», — записал один миланец.

Первоначально первый этаж дворца украшала угловая лоджия. Считается, что появившиеся на ее месте большие окна спроектировал Микеланджело. Палаццо перестраивали до XVIII века. Фасад расширился и вырос при следующих владельцах, Рикарди.

Из внутреннего двора можно пройти в капеллу, также построенную Микелоццо. Ее известная достопримечательность — любопытная фреска Беноццо Гоццоли, изображающая кавалькаду царейволхвов, направляющихся в Вифлеем. Хотя роспись сделана в 1465 году, принято думать, что она представляет участников легендарного ФеррароФлорентийского собора, в 1439 году попытавшегося объединить католическую и православную церкви. Знатокифизиономисты находят среди изображенных византийского императора Иоанна Палеолога, Константинопольского патриарха, многих Медичи, Галеаццо Мария Сфорца, Сиджизмондо Малатеста, самого Беноццо Гоццоли и Беато Анджелико.

В галерее палаццо МедичиРикарди хранится «Мадонна с Младенцем» Филиппо Липпи. Вокруг площади СанМарко Церковь и монастырь СанМарко 9 в начале XV века принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, которые довели их до такого состояния, что вызывали недовольство и жалобы со стороны флорентийцев. В правление Козимо Старшего монастырь передали доминиканцам. Во Флоренции у монахов этого нищенствующего ордена к тому времени уже были своя богатейшая церковь и монастырь — Санта-Мария-Новелла.

Св. Доминик создавал орден как общество проповедников, которые должны были уберечь народ от соблазна ересей, воздействуя на него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция по большей части извратила цели основателя, и самыми злостными нарушителями устава ордена во Флоренции стали братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котором собирались радикалы, мечтавшие о возвращении порядков, установленных св. Домиником, был создан в противовес первому. Вот почему на одной из фресок в СанМарко художник Беато Анжелико изобразил св. Доминика со свитком, в тексте которого говорится, что каждому, кто введет в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Медичи покровительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, но с СанМарко со времен Козимо их все же связали особые отношения. Козимо Старший помог привести СанМарко в порядок после сильвестринцев. По его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь во вкусе Возрождения. Не кто иной, как монах Беато Анжелико, вызванный во Флоренцию из монастыря во Фьезоле, расписал основные помещения монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях СанМарко, чтобы поразмыслить в окружении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знаменитую библиотеку и осыпал их другими благодеяниями. По словам того же Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знаменитая художественная школа, питомник юных талантов, откуда вышел Микеланджело.

Со временем СанМарко стал все больше напоминать «придворный монастырь», однако именно в нем налились силой зерна кризиса, положившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор по имени Джироламо Савонарола выступил с проповедью религиозной реформы и ополчился на Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. По преданию, Савонарола продолжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже когда тот лежал на смертном одре. Не желая разговаривать с фанатиком, умирающий отвернулся к стене. Вскоре Савонарола попытался организовать во Флоренции теократическое государство, что окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко — фрески, созданные Беато Анжелико, о котором Вазари говорил, что он мог написать ангелов и святых так, что они и вправду казались небожителями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в том числе «Распятие со св. Домиником» у входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью; «Св. Доминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внутри зала; «Пьета» на дверях трапезной; «Иисус» (в образе паломника) на дверях зала для гостей, а в нем — «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие с креста»; на лестнице, ведущей на верхний этаж, — «Благовещение»; в прихожей кельи Козимо — «Распятие», а в самой келье — «Поклонение волхвов»; в других кельях и в коридоре — «Мадонна на троне среди святых», «Благовещение», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии у Гроба Господня», «Введение во храм». Из картин Беато Анжелико, написанных на досках, в зале для гостей сохраняются «Страшный суд» и «Снятие с креста».Галерея Академии располагает большой коллекцией скульптурных работ Микеланджело. Это «Палестринская Пьета» (ее принадлежность Микеланджело небесспорна), «Евангелист Матфей» (неоконченная статуя предназначалась для Флорентийского собора), четыре неоконченные статуи «Пленников» (или «Рабов», они предназначались для гробницы папы Юлия II в римской церкви СанПьетроинВинколи), прославленный «Давид» (1501—1504, оригинал статуи, замененной на площади Синьории копией). Здесь также хранится оригинал скульптурной композиции Джамболоньи «Похищение сабинянок» (копия в ЛоджиядеиЛанци на площади Синьории). Собрание живописи включает работы флорентийских художников XIII—XV веков. Площадь СантиссимаАннунциата — одна из самых захватывающих идей архитектуры Возрождения. Ренессансные зодчие перестали мыслить объемами отдельных объектов и начали не строить дома, дворцы, церкви, колокольни, а формировать ими трехмерную среду обитания человека. Вся система архитектурных координат изменилась. Композиционным ядром ансамбля стал не ограниченный стенами объем отдельного здания, а геометрически правильное и архитектурно оформленное пространство площадей, многочисленные проекты которых воспринимались авторами как решение сверхзадачи. Может быть, поэтому в эпоху Кватроченто во Флоренции ни одной ренессансной площади так и не построили. Тем не менее СантиссимаАннунциата, хотя и окончена несколько позже, ближе всего к этой ранней и счастливой архитектурной увлеченности идеальной площадью. Конный монумент герцогу Фердинанду I Медичи, стоящий на ней, — почти копия памятника герцогу Козимо I, установленному на площади Синьории. Его выполнил Джамболонья, а закончил Такка (1608), который создал также два бронзовых фонтана (1629), украшающих СантиссимуАннунциату.

Восточную границу площади образует здание приюта ОспедаледельиИнноченти. Его фасад как будто отражается в доме, находящемся на противоположной стороне СантиссимыАннунциаты. Западный портик (Portico della Confraternita dei Servi di Maria) возвели Антонио да Сангалло Старший и Баччо Аньоло в 1516 году.

Оспедале-дельи-Инноченти — Приют безгрешных, или Воспитательный дом — спроектировал Брунеллески, а построил (1445) Франческо Луна. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону пьяццы СантиссимаАннунциата,— здание фактически является ее ажурной «стеной». Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему эта жу, раскинувшемуся галереей из 9 арок, которые покоятся на высоких колоннах роскошного композитного ордера. От ка пителей к задней стене галереи перекинуты арки, которые подхватываются консолями, украшенными капи телями. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальонытондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Прямоугольный формат окон, их рамы и фронтоны скопированы Брунеллески с римских образцов, так же как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов. Благодаря какомуто особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, притом что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Небольшой музей в пять залов хранит ряд важных произведений XV и XVI веков: «Поклонение младенцу Иисусу» Гирландайо, терракотовую «Мадонну с Младенцем» Лукки делла Роббиа, «Мадонну с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» Боттичелли, «Мадонну с Младенцем» Пьеро ди Козимо. Войти в церковь СантиссимаАннунциата можно через галерею КьостринодеиВоти (Chiostrino dei Voti), построенную Антонио Манетти по проекту Микелоццо. В XVI веке ее украсили работы первоклассных живописцев Россо Фьорентино («Вознесение»), Понтормо («Посещение Марией Елизаветы») и Андреа дель Сарто («Рождество» и «Поклонение волхвов»). Интерьер церкви относится к середине XVII ве ка. Купол ее спроектировал Альберти. В четвертой капелле слева — «Вознесение» Перуджино, в двух первых — важные фрески Андреа дель Кастаньо «Спаситель со св. Юлианом», «Троица», «Св. Иероним». В глубине левого тран септа находится терракотовая статуя Иоанна Крестителя работы Микелоццо. Одну из капелл, расположенную недалеко от главного алтаря, Джамболонья оформил под собственную гробницу.

Археологический музей Флоренции располагает одним из самых значительных в Италии собраний египетских, этрусских, греческих и римских древностей. Среди лучших экспонатов можно назвать Химеру из Ареццо, статую оратора Авла Метелла и «вазу Франсуа», расписанную сценами из Троянской войны (VII в. до н. э.). Химера (др. греч. — «коза») — огнедышащий монстр из Ликии, побежденный героем Беллерофонтом. «Лев головою, задом змея и коза серединой» — так описал ее Гомер, и это первое в истории упоминание чудовища. В «Энеиде» Вергилия химера обитает в преддверии Орка (подземного мира). Гесиод в «Теогонии» рисует ее существом с тремя головами. Бронзовая этрусская Химера из Ареццо — лев, у которого хвост превращается в змею, а из спины растет козлиная голова с бородой и рогами.

Ваза Франсуа — найденный в этрусской гробнице бесценный греческий кратер аттического чернофигурного стиля 2й четверти VI века до н. э. Греки использовали кратеры для того, чтобы смешивать вино с водой. Росписи кратера, подписанного гончаром Эрготимом и вазописцем Клитием, исполнены на мифологические циклы истории Троянской войны и подвигов Тесея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031