Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Базилика Сан-Лоренцо - одна из самых больших и старейших церквей Флоренции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен базилике Сан-Лоренцо — одной из самых больших и старейших церквей Флоренции.

Базилику Св. Лаврентия спроектировал Брунеллески (1421—1469), фасад папа Лев X заказал Микеланджело, но проект так и не был реализован.

Внутреннее пространство базилики разделено на три нефа колоннами коринфского ордера. Арочные входы в капеллы повторяют аркады колоннад. Кессонный потолок декорирован позолоченными розами.

Во второй капелле правого нефа — «Обручение Девы Марии» кисти Россо Фьорентино (1523), в конце главного нефа — бронзовые алтарные решетки работы Донателло, а в конце левого — фреска Бронзино «Мученичество св. Лаврентия» (1565—1569).

Боковые нефы базилики — не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квад ратных помещений, перекрытых сводами. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колон ны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью — нет ничего давящего, разъединяющего. Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорен тийской традиции, частично — изобретенная самим Брунеллески, вносит отпечаток легкости, гармоничность, и все настроение этого церковного здания — настроение неомраченной жизнерадостности, наивной радо сти бытия.

Из левого крыла трансепта можно пройти в Старую сакристию, сооруженную по проекту Брунеллески. Построенная раньше здания самой церкви, Старая сакристия — первый оконченный архитектурный памятник Ренессанса и первое творение великого архитектора. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло (1435—1443), — всего 8 тондо с изображениями четырех евангелистов и истории Иоанна Крестителя. Автор бронзовых дверей также Донателло. Надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1472) создал Андреа Верроккьо.

В первом зале капеллы Медичи — семейной усыпальницы Медичи, спроектированном Буонталенти, находятся гробницы Козимо Старого, Донателло, великих герцогов из правившей после Медичи семьи герцогов Лотарингских. Из этого зала можно подняться в Капеллу-деи-Принчипи (Cappella dei Principi), или Княжескую капеллу, оформление которой продолжалось до XVIII века и где погребены великие герцоги Тосканские: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанд I, Козимо II и Фердинанд II. Из Княжеской капеллы коридор ведет в Новую сокровищницу (Sagrestia Nuova), которая расположена симметрично Старой сокровищнице церкви Сан-Лоренцо. По поручению папы Льва X, из рода Медичи, который захотел создать склеп для младших членов дома, Микеланджело надстроил сокровищницу. Получившееся квадратное в плане помещение (11 х 11 м) называют капеллой Медичи. В оформлении интерьера скульптор ориентировался на отделку Старой сакристии, построенной по проекту Брунеллески. Он разделил стены вертикальными каннелированными коринфскими пилястрами и разрезал их горизонтальными карнизами. При этом Микеланджело прибег к излюбленному Брунеллески декораторскому приему — сопоставлению белой стены с членениями из темно-серого камня. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яруса и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Нижние пилястры и карниз воспринимаются как рамы скульптурных гробниц.

В таком решении яснее всего виден новый, уже не ренессансный, принцип оформления интерьера, основанный на сочетании контрастов. Простейшими приемами Микеланджело добивается небывалого динамизма, рождающего иной художественный язык. И из эпохи Ренессанса мы внезапно попадаем в эпоху барокко.

В оформлении гробниц Микеланджело решительно нарушает гармонию и легкость ренессансного архитектурного обрамления. Визуально тяжелые изваяния как будто хотят выйти из своих архитектурных «рам», с трудом удерживаясь на покатых крышках саркофагов. Невозможно точнее передать ощущение тесноты склепов, тяжести могильных плит и напряженного желания жить. Микеланджело окончил только две из задуманных гробниц. В них похоронены правнуки Козимо Старого. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбинский, а с непокрытой головой — Джулиано, герцог Немурский. Аллегорические фигуры на гробнице первого называются «Вечер» и «Утро», второго — «Ночь» и «День».

Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:

Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,

Когда кругом позор и преступленье:

Не чувствовать, не видеть — облегченье.

Умолкни ж, друг, к чему меня будить?

(Пер. А. Эфроса).

Помимо этих аллегорий Микеланджело принадлежит авторство статуи Мадонны, стоящей напротив алтаря.

В фонде Библиотеки Лауренциана хранится около 10 000 томов, переданных в нее Лоренцо Великолепным. Читальный зал и вестибюль с лестницей необычной формы спроектированы и построены великим Микеланджело. Монументальная мраморная лестница почти целиком заполняет обширный вестибюль. Начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, она как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, тремя рукавами, столь же круто спускается вниз. Динамический ритм больших мраморных ступеней, направленных навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

Палаццо Медичи-Рикарди построено в 1444—1460 годах для Козимо Медичи по проекту Микелоццо. Он стал первым примером нового типа флорентийского аристократического дворца: правильной формы четырехгранник, облицованный рустом, заключает в своих стенах столь же правильной формы двор, обнесенный аркадами. Неискушенный человек может не увидеть в архитектуре здания ничего необыкновенного, но что-то от нее настолько прочно вошло в облик современных городов, что воспринимается давно знакомым и даже унылым. Разница в том, что наши города построены в XIX веке, а это середина XV века. Таким образом, с большой степенью уверенности можно утверждать, что палаццо Медичи-Рикарди на долгие годы задал стиль городской гражданской архитектуры. Гостей же Флоренции в XV веке постройка поражала. «Мне показалось, что я нахожусь в новом мире. Таково не только мое мнение, но также всех, кто был со мной», — записал один миланец.

Первоначально первый этаж дворца украшала угловая лоджия. Считается, что появившиеся на ее месте большие окна спроектировал Микеланджело. Палаццо перестраивали до XVIII века. Фасад расширился и вырос при следующих владельцах, Рикарди.

Из внутреннего двора можно пройти в капеллу, также построенную Микелоццо. Ее известная достопримечательность — любопытная фреска Беноццо Гоццоли, изображающая кавалькаду царей-волхвов, направляющихся в Вифлеем. Хотя роспись сделана в 1465 году, принято думать, что она представляет участников легендарного ФеррароФлорентийского собора, в 1439 году попытавшегося объединить католическую и православную церкви. Знатоки-физиономисты находят среди изображенных византийского императора Иоанна Палеолога, Константинопольского патриарха, многих Медичи, Галеаццо Мария Сфорца, Сиджизмондо Малатеста, самого Беноццо Гоццоли и Беато Анджелико.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930