Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Галерея Уффици - один из старейших музеев Италии и мира во Флоренции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен галерее Уффици — одному из старейших музеев Италии и мира во Флоренции.

Палаццо Уффици (1560—1580, Джорджо Вазари) было построено после образования Великого герцогства Тосканского и предназначалось для прави тельственных канцелярий (итал. uffizi — «службы», «офисы»). Облик здания ясно говорит о его административном предназначении: казенное единообразие — архитектурная метафора организующей силы государства.

В 1581 году на 3м этаже в открытой галерее разместили коллекцию скульптуры, принадлежащей семье Медичи, а через сто лет на базе коллекций Медичи открылась крупнейшая в Италии художественная галерея. Последняя представительница рода Медичи подарила собрание городу (1737) с условием, что ни один из экспонатов не будет вывезен из страны и галерея будет открыта для всех желающих.

Трехэтажное здание, состоящее из двух корпусов, соединенных лоджией, тянется от палаццо Веккьо до набережной реки Арно. Часть его занимает Государственный архив. Залы галереи расположены на 3м этаже. Пространства нижних этажей предназначены для проведения временных выставок. Кроме того, здесь расположена встроенная в Уффици церковь СанПьероСкераджо, переделанная в два выставочных зала, где находятся фрески Андреа дель Кастаньо. Из цикла его росписей, некогда украшавших пригородную виллу Кардуччи, особенно интересны изображения Кумской сивиллы, царицы Тамары и таких известных лиц флорентийской истории, как вождь гибеллинов Фарината дельи Уберти, кондотьер Пиппо Спано и поэт Петрарка. Основная часть постоянной художественной экспозиции размещается в 45 залах, расположенных вдоль трех галерейкоридоров, которые идут по периметру внутреннего двора. В коридорах выставлена скульптура, в залах — живопись. Зал 2 посвящен Джотто и живописи Тосканы XIII века, начинающейся с Чимабуэ во Флоренции и Дуччо в Сиене. Три названных художника представлены большими алтарными образами Богоматери на троне (Maesta, Маэста), а Джотто, кроме того, полиптихом из флорентийской Бадии.

Прославленные памятники сиенской живописи Треченто находятся в зале 3: «Благовещение» Симоне Мартини, «Введение во храм» Амброджо Лоренцетти. Зал 4 — зал флорентийского Треченто. В нем особенно интересны работы Бернардо Дадди («Полиптих св. Панкратия»), Джоттино («Пьета»), Андреа Орканья («Триптих св. Матфея»). Зал 5 и зал 6 отданы флорентийской живописи эпохи интернациональной готики. Ее шедевр — нарядное и изысканное «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабиано, замечательный памятник вкусов флорентийцев эпохи интернациональной готики. В искусстве этого художника присущий готике интерес к деталям и декоративная изысканность сочетаются с мягкой сентиментальностью, простодушным, сказочным мистицизмом и занимательностью. Живопись Джентиле оказала сильное воздействие на искусство Северной и Центральной Италии, отзвуки его стиля — в «Поклонении волхвов» кисти Беноццо Гоццоли в палаццо МедичиРикарди и в батальных картинах Паоло Учелло.

В зале 7 собраны картины Раннего Возрождения, в частности «Мадонна с Младенцем и св. Анной», написанная Мазаччо и оконченная его учителем Мазолино; «Битва при СанРомано» Паоло Учелло; праздничное «Коронование Девы Марии» Беато Анджелико; шедевр Пьеро делла Франческа — парный (и двухсторонний) портрет герцога Урбинского Федериго ди Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца.

Зал 8 называется по имени семьи живописцев Липпи. Из выставленных здесь работ Филиппо Липпи внимания, очевидно, заслуживают: алтарный образ с изображением Девы Марии из капеллы Новициато церкви СантаКроче, «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» и «Коронование Девы Марии». В зале 9 представлены такие известные работы Антонио Полайоло, как «Женский портрет», «Геракл и Антей», «Геракл и Гидра». «Триптих Портинари» фламандца Гуго ван дер Гуса на тот же сюжет поклонения волхвов, написанный в Брюгге около 1478 года и привезенный во Флоренцию, произвел сильное впечатление и повлиял на многих флорентийских художников. В следующем, самом большом зале 10 сосредоточена крупнейшая коллекция картин Боттичелли. На всех, кто посещает Уффици впервые, наибольшее впечатление производят полотна «Рождение Венеры» и «Весна». Другие выдающиеся работы мастера — тондо «Мадонна Магнификат» и аллегорическое полотно «Клевета».

«Поклонение волхвов», написанное Боттичелли для церкви СантаМарияНовелла, интересно тем, что автор придал многим персонажам портретное сходство с представителями семьи Медичи и близкими к ним деятелями флорентийского Возрождения. Коленопреклоненный старик у ног младенца Христа — не кто иной, как Козимо Медичи Старый. Мужчина в красном плаще, стоящий спиной к зрителям, — Пьеро Подагрик, сын Козимо и отец Лоренцо Великолепного. Лоренцо изображен в группе персонажей справа — он черноволос и одет в черное. Рыжий юноша, стоящий крайним справа и с нескрываемым высокомерием смотрящий на зрителя, — Сандро Боттичелли. Юноши слева — брат Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи и молодой поэт и гуманист Анджело Полициано, рядом с ними Пико делла Мирандола.

В зале 15 экспонированы ранние работы Леонардо да Винчи «Благовещение» и неоконченное полотно «Поклонение волхвов». О находящейся здесь же картине Верроккьо «Крещение Христа» биограф итальянских художников Джорджо Вазари передает следующую историю. Умудренный живописец Верроккьо, исполнив своей рукой самые ответственные части композиции, перепоручил юному Леонардо да Винчи написать ангела в углу картины. Ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккьо. По легенде, конечно не имеющей отношения к реальности, учитель был так расстроен превосходством ученика, что с тех пор не брал в руки кисти. В зале Трибуна выставлены эффектные работы флорентийских маньеристов — «Портрет Козимо Старшего» Понтормо, «Ангелмузыкант» Россо Фьорентино, «Портрет молодой женщины» Андреа дель Сарто, «Лукреция Панчатики» и «Элеонора Толедская с сыном Джованни» Бронзино, «Милосердие» Чеккино Сальвиати. В том же зале находится некогда знаменитая Венера Медичи — римская копия с греческой статуи эллинистического времени (ее можно узнать в Венере Боттичелли).

В зале 19 лучшее — тондо Луки Синьорелли «Святое семейство» и несколько портретов Перуджино. Зал 20 отдан немецкой живописи, — здесь она представлена «Поклонением волхвов» Дюрера. В зале 21 собраны полотна венецианских художников Джованни Беллини (загадочная «Аллегория») и Джорджоне.

В зале 23, которым заканчивается коридор 1, — «Рождение Венеры» Картину «Рождение Венеры» (ок. 1477–1478) Боттичелли заказал Пьер Франческо Медичи. Богиня стоит на раковине, которую несет к берегу дуновение Зефира, летящего с Хлоей; Ора спешит к ней, чтобы укрыть ее наготу покровом, затканным живыми цветами. Соотношение поз и жестов богини и Оры повторяет сцену крещения Христа и придает мифологическому сюжету символическое значение: согласно флорентийским неоплатоникам, античные мифы предвосхищают идеи христианства.

Сюжет картины, скорее, вдохновлен поэмой Анджело Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на раковине. Поза Венеры – с одной рукой, прикрывающей грудь, и другой – на лоне – напоминает античную статую Венеры Пудики (лат.– Целомудренная), которая также известна как статуя Венеры Медичи. Белое платье Оры – нимфы, олицетворяющей здесь весну,– покрыто живыми и украшено шитыми лилиями (символ чистоты), с поясом из роз (цветок Венеры), как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Изображены апельсиновые деревья в цвету (символ божественного происхождения Венеры и цветок брака) и бледнорозовые цветы, которые летят по ветру: по мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса. Корреджо («Поклонение Младенцу») и Мантенья («Поклонение волхвов», «Вознесение» и «Обрезание»).

Следующие залы расположены вдоль коридора 3. Знаменитое тондо Микеланджело «Святое семейство» («Тондо Дони») — самое значительное произведение, выставленное в зале 25. В зале 26 — Рафаэль («Мадонна со щеглом», «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси») и Андреа дель Сарто («Мадонна с гарпиями»). В зале 28 можно увидеть шедевры Тициана — «Флору», парные портреты Франческо Мария делла Ровере и его супруги Элеоноры Гонзага. Но, безусловно, главный экспонат этого зала — «Венера Урбинская». Женщинумодель, вдохновившую художника, легко узнать на портрете Тициана, который называют «ЛаБелла» (итал. la bella — «красавица»), из палаццо Питти, она же — «Девушка в шляпе с пером» из Эрмитажа, она же — «Девушка в шубке» из Музея истории искусств в Вене. «Венера Урбинская» из Уффици во многом довольно точно повторяет знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне из Дрезденской галереи, что неудивительно: после смерти Джорджоне Тициан заканчивал работу учителя. Однако «Венера Урбинская» — иной образ богини любви: отвлеченно поэтический образ Джорджоне Тициан превратил в одно из самых чувственных полотен во всей истории живописи.

В зале 29 выставлен Пармиджанино: «Мужской портрет», «Мадонна с Младенцем и святыми» и знаменитая «Мадонна с длинной шеей», с ее холодным аристократическим изяществом. В зале 31 — Веронезе: «Благовещение», «Святое семейство». В зале 32 — Тинторетто: «Леда и лебедь», «Портрет Якопо Сансовино». В зале 41 находятся два грандиозных полотна Рубенса: «Генрих IV в битве при Иври» и «Триумфальное вступление короля Генриха IV в Париж». В следующем, большом зале Ниобы — «Вакх», «Медуза», «Жертвоприношение Авраама» Караваджо и два бесподобных автопортрета Рембрандта.

Из коридора 3 по лестнице, которая находится между дверьми залов 25 и 34, можно пройти в коридор Вазари. Построенный в 1565 году Джорджо Вазари, он представляет собой крытую галерею, которая начинается от западного крыла Уффици, идет вдоль набережной реки Арно, пересекает ее по мосту ПонтеВеккьо и достигает церкви СантаФеличита и сада Боболи, прилегающего к палаццо Питти. Потайной проход, предназначавшийся для герцогской семьи, превращен в галерею автопортретов художников: Тициан, Рубенс, Рафаэль, Бернини, Вазари, Канова, Энгр, Коро. Собрание автопортретов начало пополняться в XIX веке по инициативе директора галереи, заказывавшего их лучшим живописцам своего времени. Среди них были и русские мастера: Кипренский и Брюллов (но в экспозиции сейчас не представлены).

С 1998 года в Уффици выставлена коллекция КонтиниБонакосси, подаренная городу в 1969 году. Посетив ее, можно полюбоваться на такие картины, как «Мадонна и святые» Чимабуэ, «Снежная Мадонна» Сассетты, «Портрет графа Да Понте» Веронезе, «Тореадор» Франсиско Гойи и «Севильский водонос» Веласкеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930