Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Квартал Санта-Кроче во Флоренции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о квартале Санта-Кроче во Флоренции.

На месте площади Санта-Кроче в римскую эпоху был амфитеатр. Расположенные рядом via Torta, via Bentaccordi и piazza Peruzzi повторяют очертания давно исчезнувших трибун. В Средние века район населяла беднота, поэтому появление здесь храма францисканцев, проповедовавших бедность, вполне закономерно. Известно, что в 1229 году на этом месте уже существовала церковь, посвященная св. Франциску (ум. в 1226).

Базилика Санта-Кроче — одна из самых старых флорентийских церквей. Хотя ее кампанила и неоготический фасад, облицованный мрамором, закончены в XIX веке, сама постройка относится к XIII столетию. Если бы Данте взглянул сегодня на Флоренцию с вершины горы Сан-Миньято, он узнал бы в родном городе только два больших здания — баптистерий Сан-Джованни и церковь Сан та-Кроче.

Автором проекта называют Арнольфо ди Камбио (он же начинал строить собор СантаМария-деи-Фьоре). Зодчий стремился создать самый большой францисканский храм Европы, но со временем Санта-Кроче стала пантеоном Флоренции, где захоронено около 300 самых знаменитых горожан.

Витраж на фасаде «Снятие с креста» выполнен по рисунку Лоренцо Гиберти. У первой колонны правого нефа находится знаменитый барельеф с изображением Мадон-ны, созданный Антонио Росселлино. Напротив него у южной стены базилики располагается монументальная гробница Микеланджело, выполненная Вазари (1564), рядом кенотаф (т. е. пустая могила с памятником) Данте (его настоящая могила в Равенне, где умер поэт). Рядом с 3-й колонной правого нефа обращает на себя внимание капелла, оформленная сложной скульптурной мраморной композицией работы Бенедетто да Майано, воспроизводящей в камне историю св. Франциска. Гробницу (1803), стоящую у ее стены, создал Антонио Канова. Следующая за ней монументальная усыпальница хранит прах Никколо Макиавелли, но датируется она концом XVIII века. За пятой капеллой правого нефа сохранились остатки фресок Андреа Орканьи.

Следуя дальше вдоль южной стены, можно осмотреть «Благовещение» Донателло, гробницу флорентийского гуманиста Леонардо Бруни, выполненную Росселлино, надгробие Джоакино Россини.

В капелле Кастеллани, которая находится в конце правого нефа, заслуживают внимания фрески последователя Джотто Аньоло Гадди «Истории св. Николая из Бари», «Иоанн Креститель», «Св. Антоний Египетский и Иоанн Евангелист» (ок. 1385). На алтаре этой капеллы — «Распятие» одного из лучших мастеров XIV века. Никколо Джерини, а стены ее украшают терракотовые «Святые» из мастерской семьи Делла Роббиа.

Вход в капеллу Барончелли, расположенную за капеллой Кастеллани в глубине трансепта, предваряет готическая гробница семьи Барончелли, а также люнет с «Мадонной» Таддео Гадди. Внутри капеллы на правой стене — фреска «Мадонна со св. Фомой» Бастиано Майнарди (1490). На трех остальных стенах Таддео Гадди изобразил «Историю Девы Марии». Алтарь капеллы Барончелли украшает последняя работа Джотто — композиция «Коронование Девы Марии», или «Полиптих Барончелли».

Через портал Микелоццо из правой части трансепта можно пройти в сакристию, на правой стене которой находится «История Страстей» Никколо Джерини. Капелла Ринуччини расположена в сакристии прямо напротив входа. Ее украшают «История Марии Магдалины» и «История Девы Марии», созданные Джованни да Милано, и замечательная Пала-де-Алтаре (Pala d’Altare) работы Джованни дель Бьондо (1379).

Из сакристии можно пройти в капеллу Медичи, построенную Микелоццо по поручению Козимо Старого. Она оформлена мастерами семьи Делла Роббиа. Здесь находится дарохранительница, выполненная Верроккьо, а у правой стены — надгробный памятник Франческо Ломбарди с изумительным барельефом, возможно, работы Донателло.

Капеллы обхода хора хранят подлинные шедевры. В крайней правой капелле Веллути — «История Михаила Архангела», возможно, Чимабуэ, в капелле Кальдерини-Риккарди (Calderini poi Riccardi) — «История апостола Андрея» Джованни ди Сан Джованни, в капелле Джуньи-Бонапарте (Giugni poi Bonaparte) — надгробие Карлотты Бонапарт работы Лоренцо Бартолини. Две следующие капеллы, непосредственно примыкающие к апсиде, сохраняют фрески Джотто. Можно с уверенностью сказать, что это главная художественная достопримечательность Санта-Кроче. Капеллу Перуцци Джотто расписал эпизодами из жизни Иоанна Евангелиста. В капелле Барди Джотто принадлежат росписи на стенах («История Франциска Ассизского») и сводах (аллегории Любви, Бедности, Послушания и «Триумф св. Франциска»). Алтарный образ «Св. Франциск и история его жизни» — работа конца XIII века. Ее относят к художественной школе Лукки. В апсиде — «Легенда св. Креста» кисти Аньоло Гадди (1380). На главном алтаре находится полиптих «Мадонна со святыми» Никколо Джерини, а над алтарем — «Распятие» кисти художника школы Джотто.

В следующей влево капелле Тосинги и Спинелли над алтарем — полиптих Джованни дель Бьондо. Через две капеллы от нее находится капелла Пульчи, украшенная фресками «Мученичество св. Лаврентия и св. Стефана» работы Бернардо Дадди. В капелле Барди ди Верньо — фрески «История папы Сильвестра» Джоттино. В капелле Барди, вход в которую расположен в глубине левого крыла трансепта, — «Распятие», выполненное Донателло (1425).

В убранстве левого нефа примечательны большие надгробные монументы: гробница гуманиста Карло Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно (в конце левого нефа), надгробный памятник Галилео Галилея, выполненный Фоджини (за третьей колонной).

Музей базилики Санта-Кроче занимает часть строений францисканского монастыря, расположенного с южной стороны от базилики Санта-Кроче. Попасть в большой монастырский клуатр можно через ворота Порта-дель-Мартелло (Porta del Martello, ворота Молота, XIV в.), находящиеся справа от фасада Санта-Кроче. В глубине его — капелла Пацци (Capella de’ Pazzi), одно из самых знаменитых сооружений Брунеллески, созданное по заказу банкира Андреа Пацци. По неосуществленному замыслу архитектора, весь двор монастыря должен был превратиться в церковь под открытым небом, а капелле отводилась роль главного алтаря. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный пор тик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Сам фасад никогда не был окончен,— неудача заговора Пацци против Медичи решила в 1478 году его участь. Внут ренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда стро илось палаццо Питти. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым ку полом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария-дель-Фьоре фактически построен с использованием готических приемов.

Из большого клуатра портал, приписываемый Микелоццо либо Бенедетто да Майано, ведет во второй внутренний монастырский двор, из которого есть вход в музей. Его посетителей встречает фреска Якопо Лигоцци «Франциск Ассизский раздает хлеб братьям». Направо от первого зала расположена бывшая монастырская трапезная, расписанная фресками Таддео Гадди, на которых изображены «Древо жизни», «Тайная вечеря» и несколько сцен из жизни Христа. Здесь же находится знаменитое «Распятие» Чимабуэ (одно время хранилось в музее Уффици, но в 1966 г. вернулось в Санта-Кроче и тогда же серьезно пострадало от страшного наводнения ), бронзовая статуя св. Людовика Французского работы Донателло и перенесенные сюда фрески Андреа дель Джусто, Доменико Венециано и безымянных флорентийских художников. Вернувшись в первый зал, можно пройти в бывшую капеллу Черки, где выставлены терракоты семьи художников Делла Роббиа. В одном из следующих залов обратите внимание на надгробие кардинала Гастоне делла Торре работы Тино ди Камайно.

Дом Буонарроти. Микеланджело на самом деле владел этим домом, но никогда в нем не жил. После смерти скульптора здание перешло наследникам, открывшим в 1850-х годах здесь музей, в котором собраны в основном копии работ мастера и портреты, изображающие Микеланджело.

Рядом с кассой есть любопытная витрина. В ней выставлены этрусские древности, собранные семьей Буонарроти. Самый интересный экспонат находится на 2-м этаже. Это модель фасада (не был построен) базилики Сан-Лоренцо, разработанная Микеланджело. Кроме нее, заслуживают внимания Распятие и два мраморных барельефа, созданные скульптором. Считается, что барельеф «Мадонна у лестницы» — самая ранняя его работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30