Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


По правому берегу реки Арно

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена району, расположенному по правому берегу реки Арно.

ПонтеВеккьо — Старый мост — самый живописный и самый древний из 8 мостов, соединяющих берега Арно. Трехпролетный каменный мост соорудил в 1345 году Нери ди Фьораванти на месте деревянного. На открытой площадке в середине моста, откуда открывается красивый вид на реку, позже установили бронзовый бюст Бенвенуто Челлини. На ПонтеВеккьо, как на всяком средневековом мосту, по обеим сторонам размещались лавки мясников и зеленщиков, которых позже сменили ювелиры.

Церковь Санта-Мария-Новелла возведена первыми доминиканцами в городе, которым после смерти основателя ордена св. Доминика (1170—1221) не без некоторых колебаний отвели, наконец, участок для строительства церкви и монастыря. Готическую церковь братьядоминиканцы фра Систо и фра Ристоро закончили к 1350 году. Ко времени, когда Савонарола начал свою проповедь во Флоренции (1490), комплекс Санта-Мария-Новелла был окончен. Фасад СантаМарияНовелла (1456—1470, архитектор Леон Баттиста Альберти) считается одним из самых значительных церковных фасадов эпохи Возрождения. Кстати, две волюты (перевернутые завитки) по сторонам от фронтона во 2й половине XVI века «вернулись» в церковную архитектуру и стали одним из обязательных признаков архитектуры барокко.

Монастырь и храм, принадлежавшие нищенствующему ордену, были, что кажется парадоксальным, исключительно богаты. О том, насколько, можно судить хотя бы по тому факту, что городской железнодорожный вокзал построен на землях, отобранных у церкви СантаМарияНовелла. Многие годы в доминиканском монастыре предпочитали останавливаться наезжающие во Флоренцию римские папы, среди которых были Мартин V, сжегший во время Констанцского собора еретика Яна Гуса, Евгений IV, собравший в Ферраре, а затем во Флоренции ФеррароФлорентийский собор, который безуспешно пытался объединить католическую и православную церкви, папагуманист Пий II (до принятия сана — Энео Сильвио Пикколомини) и многие другие.

С 1540 года на площади перед церковью правители города Медичи устраивали состязания колесниц, о чем напоминают два мраморных обелиска с бронзовыми шпилями, служившие метами — столбами, которые, как в Древнем Риме, должны были огибать возницы.

С формальной точки зрения СантаМарияНовелла следует всем особенностям плана и архитектурных элементов церквей цистерцианских аббатств Бургундии. Но на примере СантаМарияНовелла можно лучше всего уловить, как из завезенной с севера готики возникает нечто, совсем на нее не похожее. Дело тут в архитектурном вкусе и в иных пропорциях, из которых рождается необыкновенный облик итальянской готики. Архитекторы приняли план церкви в три нефа, но сделали все, чтобы зрительно соединить их в один, дать глазу видеть всю ширину храма. Для достижения эффекта они облегчили несущие колонны нефов и разнесли их на максимальное расстояние друг от друга. Аркады над ними выше. При этом общая ширина трех нефов, визуально сливающихся в один, равна высоте потолка. Именно это соотношение, воспринимаемое как идеальное, использовано строителями римского Пантеона и создателями центрального нефа раннехристианской базилики Санта-Мария-Маджоре.

Микеланджело называл церковь Санта-Мария-Новелла «своей невестой». Он находил в ней ту чистоту, то успокоение и ту гордую обходительность, которые считал обязательными для своего женского идеала.

Над центральным порталом находится мозаика, выполненная по картону Филиппо Липпи. В правой части трансепта расположены терракотовый бюст св. Антония и гробница епископа Фьезоле Тедиче Альотти работы Тино ди Камайно и вход по лестнице в капеллу Ручеллаи, в полу которой — надгробный камень Леонардо Дати работы Гиберти (1423).

Из апсидных капелл крайняя справа капелла Барди сохраняет «Мадонну розария» Вазари (1568) и то, что осталось от фресок XIV века. В следующей за ней капелле Филиппо Строцци Старшего можно полюбоваться на фрески со сценами из житий свв. Филиппа и Иоанна Крестителя кисти Филиппино Липпи (1503). В глубине ее — гробница Филиппо Строцци работы Бенедетто да Майано (1491). В квадратной апсиде, которую называют капеллой Торнабуони, хранится бронзовое «Распятие» работы Джамболоньи, но ее известность связана с прославленными фресками Доменико Гирландайо. В распалубках свода он изобразил четырех евангелистов, на левой стороне — историю жизни Марии, на правой — Иоанна Крестителя. Впрочем, сюжеты Священной истории для художника лишь способ рассказать о Флоренции и флорентийцах. Даже жираф у Гирландайо вполне исторический. Турецкий султан подарил его Лоренцо Великолепному, и животное свободно гуляло в садах Лоренцо, пока не погибло, разбив голову об архитрав. Можно говорить о поверхностности Гирландайо, о его безразличии к серьезным эстетическим и духовным проблемам, но он остается непревзойденным летописцем своего времени, внимательным, доброжелательным и тонким. Художники типа Гирландайо не создавали шедевров — они шли по проторенным дорогам. Но их великая заслуга состоит в том, что они превращали открытия в норму, утверждали моду на определенный тип искусства и были тем фоном, на котором вырастали великие мастера ренессансного искусства: Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Красота и очарование их искусства, а также качественная работа этих мастеров впоследствии оказали большое влияние на формирование представления о мире Кватроченто.

Слева от капеллы Торнабуони расположена капелла Гонди, со знаменитым «Распятием» Брунеллески, а в следующей за ней капелле Гадди над алтарем находится «Чудо Христово» Бронзино.

Из левого крыла трансепта можно попасть в капеллу Мантуанских Строцци, где сохранились древние фрески: на дальней стене «Страшный суд», справа «Ад» и слева «Рай», которые приписывают Нанни ди Чоне или Андреа Орканье. Над алтарем — большая картина, изображающая Христа, работы Орканьи (1357).

«Троица» Мазаччо (ок. 1425—1428) — первый достоверный пример применения математически точной линейной перспективы, расположена в левом нефе напротив третьей арки от входа. Капеллу, расположенную у второй колонны от входа, оформил Брунеллески.

Вход в бывший доминиканский монастырь СантаМарияНовелла расположен на улице слева от главного фасада церкви СантаМарияНовелла. Первый клуатр, наиболее древний, оформлен около 1350 года. Его фрески с изображением сцен Ветхого Завета работы Паоло Учелло перенесены в трапезную. Знаменитая капелла Испанцев (1350) построена Якопо Таленти (именно этот зодчий руководил работами в СантаМарияНовелла на заключительном этапе строительства) и посвящена св. Фоме Аквинскому. Цикл фресок (1365—1367), созданный Андреа да Фиренце, прославляет заслуги доминиканцев как богословов, проповедников и инквизиторов. На входной стене показана «История св. Петра Мученика», по сторонам — «Триумф Мудрости» и «Церковь воинствующая и торжествующая». Латинское написание названия ордена (Dominicanes), которое произошло от имени св. Доминика, можно разбить на словосочетание Domini canes (лат. псы Господни). В нижней части последней из названных фресок псыдоминиканцы настигают еретиков, один из которых в последний момент пытается удалить компрометирующие места из своих сочинений.

Палаццо Строцци — один из главных архитектурных символов флорентийского Кватроченто. Бенедетто да Майано строил его для семьи Строцци (1489—1504), но дворец так и не был полностью закончен. Майано успел оформить три впечатляющих, отделанных рустом фасада здания. Кронака выполнил карниз и оформил внутренний двор. Палаццо Ручеллаи 26 архитектор Альберти проектировал в годы, когда новый тип жилого дома только складывался. В нем ренессансный фасад пока еще представляет собой чтото вроде декоративной архитектурной кулисы, скрывающей средневековую застройку. Палаццо (1447—1457) укрыло 8 старых зданий общим архитектурным «колпаком». Так в палаццо выразилось стремление заказчика собрать под одним кровом всех членов семьи. Фасад палаццо Ручеллаи остался незавершенным, то есть не окружил, как было задумано, весь квартал. На это, вопервых, не хватило средств, а вовторых, один из родственников так и не уступил свой дом под строительство фамильного дворца. Лоджия палаццо Ручеллаи. Архитектурная композиция флорентийских дворцов в качестве обязательного элемента стала включать семейные лоджии. Они служили как па радные, праздничные залы для торжественных случаев и семейных праздников. Пос редством лоджии дом показывал себя городу изнутри. Такие лоджии могли располагаться в нижнем этаже здания или стоять отдельно, как лоджия палаццо Ручеллаи.

Джованни Ручеллаи в своих воспоминаниях заявляет, что выстроил на площади перед своим дворцом лоджию «для славы своей фамилии, чтобы использовать ее в случае радостных и печальных событий». Завершение стройки (1466) пышно отметили празднованием свадьбы одного из членов семейства. Глухие фасады и распахнутые лоджии флорентийских палаццо были двумя противоположными архитектурными и градостроительными идеями. Фасад объединяет и укрывает семью от враждебного города. Лоджия борется с фасадом, заставляя семейную жизнь совершаться на глазах у всей Флоренции. Лоджии отражают страх перед новой архитектурной замкнутостью, потребность прорвать ее и выйти за ее пределы.

Палаццо Даванцати возведен около 1330 го да, хотя терраса его верхнего этажа относится к XV веку. В здании, представляющем собой типичный для XIV века дом флорентийского аристократа, находится музей, в котором восстановлены интерьеры: общие и обеденные залы, спальни. Интерьеры дворцамузея оформлены старинными коврами, подлинной мебелью, скульптурой и разнообразными предметами обихода.

Осмотр палаццо ди Парте-Гуэльфа (Дворец гвельфов), расположенного поблизости от палаццо Даванцати, позволяет создать некоторое представление о средневековом этапе архитектурной истории Флоренции. В 1425 году партия гвельфов поручила Брунеллески закончить строительство начатого еще в 1418 году палаццо диПартеГуэльфа, но по политическим причи нам стройка вскоре остановилась. Деревянный потолок этого зала создал Вазари, а терракотовый люнет — Лука делла Роббиа.

Импозантные лоджии Нового рынка (ЛоджедельМеркатоНуово) возведены в середине XVI века. С их южной стороны находится фонтан «Вепрь» (Пьетро Таки, 1639), который флорентийцы ласково зовут Порчелино (итал. porcellino — «поросенок»). Вепрь — копия мраморной античной статуи, выставленной в коридоре 3й галереи Уффици. Церковь СантаТринита (Св. Троицы) знаменита капеллой Сассети. Сначала Сассети хотел, чтобы его капелла была в доминиканской церкви СантаМарияНовелла, но братьям не понравился сюжет, прославляющий святого патрона Сассети — Франциска Ассизского: монашеские ордена, основанные Франциском и Домиником, соперничали. Тогда Франческо остановил выбор на церкви СантаТринита, и фрески Гирландайо украсили небольшую капеллу, расположенную слева от главного алтаря.

Как всякий большой мастер, художник работал вместе с учениками, поэтому чем выше от пола капеллы расположены фрески, тем меньше в них Гирландайо. Сцены из истории Франциска Ассизского и творимые им чудеса Гирландайо переносит на улицы и площади Флоренции, а участниками и свидетелями рисуемых событий делает влиятельных граждан города, их детей, родственников и друзей. Флорентийская жизнь эпохи Кватроченто развертывается на наших глазах. Самая известная фреска изображает чудо св. Франциска, воскресившего мальчика из дома Спини. Дом и выпадающий из окна мальчик показаны художником слева. Церковь напротив дома и есть СантаТринита, а улица между ними оканчивается на мосту СантаТринита. Разумеется, это старый мост, который построил Гаддо Гадди, а не нынешний мост СантаТринита, сооруженный Амманнати сто лет спустя, затем взорванный отступающими фашистами и полностью восстановленный в XX веке.

Действие картины «Утверждение устава Францисканского ордена папой Гонорием III» Гирландайо переносит на площадь Синьории, узнаваемой по лоджии Ланци и палаццо Веккьо. Среди персонажей, изображенных в нижнем правом углу фрески, по форме носа (вытянутого и сплюснутого на конце) легко узнать Лоренцо Великолепного. Как говорили люди, близко знавшие правителя Флоренции, «изза необычности носа он всегда гнусавил» и не различал запахов.

Написанный Гирландайо большой алтарный образ «Поклонение волхвов» — подлинный шедевр художника. Плохо выбритый мужчина, стоящий ближе других к младенцу Христу, — автопортрет художника.

Кроме капеллы Сассети в СантаТринита есть и другие, заслуживающие внимания. В первой капелле правого нефа хранится «Распятие» XIV века, в третьей — «Мадонна со святыми» Нери ди Биччи (1491), в четвертой — «Благовещение» Лоренцо Монаха (1425), а в пятой находится алтарь, созданный Бенедетто да Майано. В апсидной капелле над алтарем XV века расположен триптих «Троица и святые» Марьотто ди Нардо (1416).

Церковь Оньиссанти (Всех Святых), полностью перестроенная в XVII веке, сохранила старинную живопись. Над алтарем 2й капеллы правой стены есть фреска Гирландайо, изображающая почтенное семейство. Дарованное семье небесное покровительство нарисовано буквально: Матерь Божия простирает над ней свой плащ. Иконографический сюжет по традиции называют МадоннаделлаМизерикордия. Другое название фрески — «Мадонна Веспуччи». Веспуччи — купцы и прихожане церкви Оньиссанти, жившие по соседству. Их дом стоял на том месте, где теперь дом №20. Шестеро мужчин по правую руку Мадонны и шесть женщин — по левую. Коленопреклоненный старик в красной мантии у ее ног — отец семейства, нотариус Анастасио Веспуччи. Подросток с полными губами, детским овалом лица и большими светлыми глазами — очевидно, его сын Америго. Через три десятилетия он пересечет Атлантику и опишет Новый Свет, и именем Америго Веспуччи картографы назовут Америку. Девушка с открытым по флорентийской моде лбом — жена его старшего брата Марко и возлюбленная Джулиано Медичи. «Снятие с креста», расположенное ниже «Мадонны», — тоже работа Гирландайо.

Примерно в середине нефа по правую руку будет фреска Боттичелли «Св. Августин», а напротив нее — «Св. Иероним» работы Гирландайо. В полу алтарной капеллы покоится прах Боттичелли.

Через примыкающий к церкви Оньиссанти монастырский клуатр можно пройти в трапезную, которая по традиции украшена фреской на сюжет «Тайной вечери». Роспись, выполненная Гирландайо, важна для понимания неповторимого тона его внутренней жизни и творчества. Если Леонардо в своей «Вечере» в миланской СантаМарияделлеГрацие, чтобы сосредоточить все внимание зрителя на реакциях персонажей, до последнего предела упрощает интерьер, то Гирландайо значительно интереснее нарисовать прелестный сад с павлинами, пальмами и кипарисами, старательно прописать рисунок на роскошной скатерти. Радостный колорит фрески можно отнести к лучшим достижениям художника. Драматические сцены Доменико Гирландайо не то чтобы не даются, просто они его почеловечески не интересуют.

Левый берег Арно Базилика СантоСпирито (Св. Духа) 32 (XIII— XV вв.) была перестроена по проекту Брунеллески и теперь, хотя фасад так и остался незавершенным, очень напоминает церковь СанЛоренцо. Купол храма также спроектировал Брунеллески. Интерьер Сан тоСпирито — один из лучших примеров ренессансной архитектуры. Церковь представляет собой в плане латинский крест и разделена на три просторных нефа. Арочные входы в капеллы повторяют изящные аркады главного нефа, создавая увлекательный архитектурный ритм. За главным алтарем находится деревянное «Распятие», которое некоторые считают юношеским произведением Микеланджело.

В правой части трансепта есть очень интересная живопись, в том числе в пятой капелле — прославленная работа Филиппо Липпи «Мадонна с Младенцем и святыми». В левой части трансепта: в первой капелле — «Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми» Раффаэллино дель Гарбо, во второй — «Святая Моника (мать Августина) основывает орден августинцев» кисти Франческо Боттичелли, в третьей — «Мадонна с Младенцем и святыми» Козимо Росселли, в четвертой — мраморный алтарь Андреа Сансовино. Первую капеллу апсиды украшает «Мадонна со святыми» Лоренцо ди Креди, а третью — «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» работы Мазо ди Банко.

Базилика СантаМариядельКармине (XIV в.) была почти полностью уничтожена пожаром и заново отстроена в конце XVIII века. Главная достопримечательность СантаМариядельКармине — невероятным образом уцелевшая во время пожара капелла Бранкаччи. Фрески Мазаччо сделали ее величайшим памятником Раннего итальянского Возрождения. В этих росписях лежит его исток, и они служили школой новой живописи для многих следующих поколений художников. Мазаччо начал работать над ними в 1425 году, но умер в 1428 году в возрасте 27 лет. При этом все работы мастера исполнены глубокой зрелости. Расписывать капеллу Бранкаччи начал Мазолино. Им созданы фрески «Грехопадение», «Воскрешение св. Петром Тавифы» и «Проповедь св. Петра». Кисти Мазаччо принадлежат композиции «Чудо со статиром», «Изгнание из Рая», «Крещение св. Петром неофитов», «Св. Петр распределяет имущество между бедными», «Св. Петр исцеляет калеку». Наконец, Филиппино Липпи написал в капелле Бранкаччи фрески «Св. Павел посещает в тюрьме св. Петра», «Ангел освобождает св. Петра из тюрьмы» и двойную сцену «Св. Петр перед префектом Агриппой» и «Распятие св. Петра». Соседство с Мазолино и Липпи не помешает, а поможет лучше увидеть и почувствовать живопись Мазаччо, который в своих исканиях повторяет путь, пройденный Джотто. Как некогда для Джотто, предметом живописи для него становится человек. Неприметные пейзажные фоны Мазаччо пишет с явной целью не отвлекать внимание зрителя от персонажей. Как выразился Павел Муратов, «без этих фресок XV век еще долго блуждал бы по цветочным коврам, усеянным птицами и бабочками».

Простодушные мечты о красивом Мазаччо заменяет содержательным рассказом о человеке. Люди, изображенные им, — вот что в наибольшей мере поражало современников и продолжает поражать потомков.

В качестве иллюстрации этого художественного открытия можно указать на его фреску «Изгнание из Рая». Изображенные на ней Адам и Ева после грехопадения объяты таким стыдом и горем, что не замечают ангела с мечом, который их прогоняет. То есть между участниками сцены — Адамом и Евой, с одной стороны, и ангелом — с другой никакого действия не происходит, а персонажи поступают из достоверно показанных внутренних побуждений. Можно прикрыть ангела рукой, но смысл изображения не изменится. Если, для сравнения, то же «разрезание на части» произвести с «Воскрешением Тавифы» Мазолино, то сюжет мгновенно рассыплется. Новый проект понимания и показа жизни и личности стал одной из самых захватывающих идей итальянского Возрождения. Над 3й капеллой правой стены можно увидеть «Распятие» работы Вазари.

Церковь СантаФеличита многократно перестраивалась и в современном виде существует с 1736 года (архитектор Ф. Руджери). Под ее портиком находится несколько интересных надгробий, в том числе купца Бардуччо Кьерикини (1416) и кардинала Луиджи Де Росси (1500) работы Раффаэлло ди Монтепуло.

Единственный неф оформлен в стиле неоклассицизма. Между пилястрами стен открываются входы в капеллы. Над алтарем первой капеллы правой стены, построенной по проекту Брунеллески (1425), находится один из признанных шедевров Понтормо — «Снятие с креста» (1528) и справа — его же фреска «Благовещение».

Из правого трансепта можно пройти в сакристию, построенную или Брунеллески, или Микелоццо, или Альберти. Стены сакристии украшены картинами «Поклонение волхвов» Франческо ди Антонио (1450), полиптихом «Мадонна с младенцем Христом и святыми» Таддео Гадди и «Святая Фелицитата с семью дочерьми» Нери ди Биччи. В апсиде — «Распятие» кисти Пачино ди Буонагвида.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930