Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Рядом с площадью Сан-Марко

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена району расположенному рядом с площадью Сан-Марко.

Церковь и монастырь Сан-Марко в начале XV века принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, которые довели их до такого состояния, что вызывали недовольство и жалобы со стороны флорентийцев. В правление Козимо Старшего монастырь передали доминиканцам. Во Флоренции у монахов этого нищенствующего ордена к тому времени уже были своя богатейшая церковь и монастырь — Санта-Мария-Новелла.

Св. Доминик создавал орден как общество проповедников, которые должны были уберечь народ от соблазна ересей, воздействуя на него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция по большей части извратила цели основателя, и самыми злостными нарушителями устава ордена во Флоренции стали братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котором собирались радикалы, мечтавшие о возвращении порядков, установленных св. Домиником, был создан в противовес первому. Вот почему на одной из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобразил св. Доминика со свитком, в тексте которого говорится, что каждому, кто введет в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Медичи покровительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, но с Сан-Марко со времен Козимо их все же связали особые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок после сильвестринцев. По его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь во вкусе Возрождения. Не кто иной, как монах Беато Анжелико, вызванный во Флоренцию из монастыря во Фьезоле, расписал основные помещения монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтобы поразмыслить в окружении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знаменитую библиотеку и осыпал их другими благодеяниями. По словам того же Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знаменитая художественная школа, питомник юных талантов, откуда вышел Микеланджело.

Со временем Сан-Марко стал все больше напоминать «придворный монастырь», однако именно в нем налились силой зерна кризиса, положившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор по имени Джироламо Савонарола выступил с проповедью религиозной реформы и ополчился на Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. По преданию, Савонарола продолжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже когда тот лежал на смертном одре. Не желая разговаривать с фанатиком, умирающий отвернулся к стене. Вскоре Савонарола попытался организовать во Флоренции теократическое государство, что окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко — фрески, созданные Беато Анжелико, о котором Вазари говорил, что он мог написать ангелов и святых так, что они и вправду казались небожителями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в том числе «Распятие со св. Домиником» у входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью; «Св. Доминик» в люнете над входом в зал капитула и «Распятие» внутри зала; «Пьета» на дверях трапезной; «Иисус» (в образе паломника) на дверях зала для гостей, а в нем — «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие с креста»; на лестнице, ведущей на верхний этаж, — «Благовещение»; в прихожей кельи Козимо — «Распятие», а в самой келье — «Поклонение волхвов»; в других кельях и в коридоре — «Мадонна на троне среди святых», «Благовещение», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии у Гроба Господня», «Введение во храм». Из картин Беато Анжелико, написанных на досках, в зале для гостей сохраняются «Страшный суд» и «Снятие с креста».

Галерея Академии располагает большой коллекцией скульптурных работ Микеланджело. Это «Палестринская Пьета» (ее принадлежность Микеланджело небесспорна), «Евангелист Матфей» (неоконченная статуя предназначалась для Флорентийского собора), четыре неоконченные статуи «Пленников» (или «Рабов», они предназначались для гробницы папы Юлия II в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи), прославленный «Давид» (1501—1504, оригинал статуи, замененной на площади Синьории копией). Здесь также хранится оригинал скульптурной композиции Джамболоньи «Похищение сабинянок» (копия в Лоджия-деи-Ланци на площади Синьории). Собрание живописи включает работы флорентийских художников XIII—XV веков. Площадь Сантиссима-Аннунциата — одна из самых захватывающих идей архитектуры Возрождения. Ренессансные зодчие перестали мыслить объемами отдельных объектов и начали не строить дома, дворцы, церкви, колокольни, а формировать ими трехмерную среду обитания человека. Вся система архитектурных координат изменилась. Композиционным ядром ансамбля стал не ограниченный стенами объем отдельного здания, а геометрически правильное и архитектурно оформленное пространство площадей, многочисленные проекты которых воспринимались авторами как решение сверхзадачи. Может быть, поэтому в эпоху Кватроченто во Флоренции ни одной ренессансной площади так и не построили.

Тем не менее Сантиссима-Аннунциата, хотя и окончена несколько позже, ближе всего к этой ранней и счастливой архитектурной увлеченности идеальной площадью. Конный монумент герцогу Фердинанду I Медичи, стоящий на ней, — почти копия памятника герцогу Козимо I, установленному на площади Синьории. Его выполнил Джамболонья, а закончил Такка (1608), который создал также два бронзовых фонтана (1629), украшающих Сантиссиму Аннунциату.

Восточную границу площади образует здание приюта Оспедале дельи Инноченти. Его фасад как будто отражается в доме, находящемся на противоположной стороне Сантиссимы-Аннунциаты. Западный портик (Portico della Confraternita dei Servi di Maria) возвели Антонио да Сангалло Старший и Баччо Аньоло в 1516 году.

Оспедале-дельи-Инноченти — Приют безгрешных, или Воспитательный дом спроектировал Брунеллески, а построил (1445) Франческо Луна.

Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяццы-Сантиссима-Аннунциата,— здание фактически является ее ажурной «стеной». Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему эта жу, раскинувшемуся галереей из 9 арок, которые покоятся на высоких колоннах роскошного композитного ордера. От ка пителей к задней стене галереи перекинуты арки, которые подхватываются консолями, украшенными капи телями. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Прямоугольный формат окон, их рамы и фронтоны скопированы Брунеллески с римских образцов, так же как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся компози ция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, притом что ни одной греческой постройки он видеть не мог.

Небольшой музей в пять залов хранит ряд важных произведений XV и XVI веков: «Поклонение младенцу Иисусу» Гирландайо, терракотовую «Мадонну с Младенцем» Лукки делла Роббиа, «Мадонну с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» Боттичелли, «Мадонну с Младенцем» Пьеро ди Козимо.

Войти в церковь Сантиссима-Аннунциата можно через галерею Кьострино-деи-Воти (Chiostrino dei Voti), построенную Антонио Манетти по проекту Микелоццо. В XVI веке ее украсили работы первоклассных живописцев Россо Фьорентино («Вознесение»), Понтормо («Посещение Марией Елизаветы») и Андреа дель Сарто («Рождество» и «Поклонение волхвов»).

Интерьер церкви относится к середине XVII века. Купол ее спроектировал Альберти. В четвертой капелле слева — «Вознесение» Перуджино, в двух первых — важные фрески Андреа дель Кастаньо «Спаситель со св. Юлианом», «Троица», «Св. Иероним». В глубине левого тран септа находится терракотовая статуя Иоанна Крестителя работы Микелоццо. Одну из капелл, расположенную недалеко от главного алтаря, Джамболонья оформил под собственную гробницу.

Археологический музей Флоренции располагает одним из самых значительных в Италии собраний египетских, этрусских, греческих и римских древностей. Среди лучших экспонатов можно назвать Химеру из Ареццо, статую оратора Авла Метелла и «вазу Франсуа», расписанную сценами из Троянской войны (VII в. до н. э.).

Химера (др. греч. — коза) — огнедышащий монстр из Ликии, побежденный героем Беллерофонтом. «Лев головою, задом змея и коза серединой» — так описал ее Гомер, и это первое в истории упоминание чудовища. В «Энеиде» Вергилия химера обитает в преддверии Орка (подземного мира). Гесиод в «Теогонии» рисует ее существом с тремя головами. Бронзовая этрусская Химера из Ареццо — лев, у которого хвост превращается в змею, а из спины растет козлиная голова с бородой и рогами.

Ваза Франсуа — найденный в этрусской гробнице бесценный греческий кратер аттического чернофигурного стиля 2-й четверти VI века до н. э. Греки использовали кратеры для того, чтобы смешивать вино с водой. Росписи кратера, подписанного гончаром Эрготимом и вазописцем Клитием, исполнены на мифологические циклы истории Троянской войны и подвигов Тесея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031