Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Соборная площадь - площадь в самом центре исторической части города Флоренция, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена соборной площади в центре исторической части города Флоренции.

Собор Санта-Мариядель-Фьоре возведен над раннехристианской базиликой СантаРепарата (IV—V вв., разрушена войной в VI в., восстановлена в VII— IX вв.). В XI веке в церкви устроили крипту. В 1294 году правившие Флоренцией городские ремесленные цехи решили соорудить на основе древней базилики новый большой собор. О соот ношении размеров старого и нового храмов сегодня можно судить по расположению крипты СантаРепарата. Первым архитектором СантаМариядельФьоре стал Арнольфо ди Камбио (строитель другой большой флорентийской церкви СантаКроче), заложивший огромный храм с куполом, равным по диаметру куполу римского Пантеона.

Строительные работы начались 8 сентября 1296 года, но прервались со смертью архитектора. Затем стройку возглавил Джотто, а после его смерти в 1337 году возведением собора руководили Андреа Пизано, Франческо Таленти и Джованни ди Лапо Гини. Храм без купола закончили к концу XIV века. Возведение купола казалось неразрешимой задачей: при обычной конструкции его вес должен был оказаться слишком велик, не менее трудным представлялось строительство лесов для его возведения. Гениальное решение, избранное Филиппо Брунеллески, стало архитектурной сенсацией Кватроченто. Он предложил отказаться от сплошного перекрытия и поднять купол на несущих ребрахнервюрах, заложив пространство между ними кирпичом. Папа Евгений IV освятил храм в 1436 году. На тот момент это был самый большой собор Европы, ныне — 4й по величине (после соборов Св. Петра в Риме, Св. Павла в Лондоне и миланского Дуомо).

Нынешний фасад, на котором есть фамильный герб Демидовых, внесших денежный вклад в оформление собора, спроектирован в 1871 году и окончен в 1887м. В нем повторены три цвета, использованные в отделке боковых стен, а также кампанилы Джотто: белый мрамор Каррары, зеленый мрамор Прато и розовый мрамор Мареммы.

Обратить внимание стоит на более древнее оформление боковых стен, в частности на двери. Дальняя дверь северной стены (XV в.) украшена «Благовещением» Гирландайо, тимпаном работы Нанни ди Банко и «Пророками» молодого Донателло. Интерьер СантаМариядельФьоре зрительно раздвинут в ширину за счет боковых нефов. Настоящего настроения готики, отрешающей человека от земного, здесь нет, напротив, подкупольное пространство порождает обратный эффект. Согласно Альберти, в СантаМариядельФьоре «царит некое весеннее растворение воздуха» и «вещи предстают нашим чувствам так, как того требует природа».

В левом нефе (северном) сосредоточены известные художественные памятники, в том числе впечатляющие фрески над гробницами двух знаменитых кондотьеров. Конный монумент Джона Хоквуда (итальянцы звали его Джованни Акуто) выполнен в 1434 году Паоло Учелло. Живописец взял за образец бронзовую конную статую императора Марка Аврелия в Риме. Фреска Учелло, в свою очередь, послужила образцом для Андреа дель Кастаньо, изобразившего другого солдата удачи Никколо да Толентино.

Знаменитая фреска Доменико ди Микелино «Данте и Божественная комедия» (1465), расположенная в конце левого нефа, изображает величайшего поэта Флоренции так, как изображали святых мучеников — с орудиями их страстей. Данте не терзали железным чесалом, не распинали, не сдирали с него кожу. Его мука — родной город, его крест — «Божественная комедия».Слева от фигуры поэта изображен Ад со зловещей надписью на воротах: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Справа — вид Флоренции: собор СантаМариядельФьоре (уже с куполом), а за ним кампанила Джотто и Бадия, башни палаццо Барджелло и палаццо Веккьо. Расположение этих ориентиров позволяет с точностью сказать, что художник Доменико ди Микелино смотрит на Флоренцию строго с севера на юг. За спиной Данте он поместил описанную в «Божественной комедии» гору Чистилища, то есть по отношению к Флоренции Чистилище изображено на том месте, где расположены церковь СанМиньято и пьяццале Микеланджело. В этом нет выдумки художника. Подъем во второй круг Чистилища сам Данте сравнивал с подъемом к СанМиньято.

Во Флоренции, нарисованной Доменико ди Микелино, нетрудно узнать все «высотные» здания, существующие сегодня. Во времена Данте ничего этого не было.

В первой левой капелле северного трансепта хранится картина Лоренцо ди Креди «Св. Иосиф». Между апсидой и сторонами трансепта выстроены сокровищницы. Люнеты над входами в них украшены терракотовыми рельефами Луки делла Роббиа «Воскресение» и «Вознесение» (1444).

На задней (восточной) стене храма ниже витражей, выполненных по картонам Гиберти («Св. Стефан», «Вознесение Девы Марии», «Св. Лаврентий»), и часов с «Пророками» Паоло Учелло (1443) находятся люнет с «Коронованием Девы Марии» художника XIV века Гаддо Гадди и гробница епископа Антония Дорсо работы Тино ди Камайно (ок. 1321).

В правом нефе недалеко от входа установлены скульптурные портреты самых знаменитых строителей храма — Джотто, работы Бенедетто ди Майано (1490), и Брунеллески, работы Буджано (1446). Между ними — статуя пророка Нанни ди Банко (1408). Останки Джотто и Брунеллески покоятся в крипте СантаРепарата, вход в которую расположен за первой правой колонной главного нефа.

На протяжении Средних веков баптистерий исполнял роль важной городской церкви, а при реконструкции СантаРепарата даже был кафедральным собором. СанДжованни тоже перестраивали: гладкую пирамидальную крышу смонтировали в 1128 году, позже на ней установили фонарь. Нынешний вид баптистерий приобрел в последние годы XIII века, когда его фасады разделили пилястрами на три части и облицевали стены белым и зеленым мрамором.

Перед входом в баптистерий стоит колонна (1384), посвященная покровителю города — св. Зиновию. Ее поставили на том месте, где когдато рос вяз. Дерево зацвело среди зимы, когда мимо него несли гроб с останками святого. Интерьер поражает богатством мрамора и мозаик, древнейшие из которых находятся в апсиде. Они выполнены мастером Фра Якопо около 1225 года в византийской манере. Мозаики купола создали флорентийские и, может быть, венецианские художники. Самые известные из них: Чимабуэ, Коппо ди Марковальдо и Гаддо Гадди. В тондо над апсидой изображен Христос, а по сторонам от него — Воскресение из мертвых и Страшный суд. Ряды мозаичных клейм на противоположной стороне купола снизу вверх: «История Иоанна Крестителя», «История Христа», «История Марии и Иосифа» и сцены из Книги Бытия. Мраморную крестильную купель изготовили пизанские мастера около 1371 года. Гробница антипапы Иоанна XXIII (1427), возведенная по проекту Микелоццо и Донателло, — знаменитый памятник ренессансной скульптуры. Фигуру покойного изваял Донателло. Антипапами называют пап, законность избрания которых католическая церковь не признает. Иоанн XXIII, он же Балтазар Косса, в молодости был пиратом, потом епископом Болоньи и водрузил на свою голову тиару в тот момент, когда пап было сразу трое. В конце концов, Иоанну XXIII пришлось подписать отречение, за что ему оставили звание кардинала. Главная достопримечательность баптистерия СанДжованни — бронзовые двери. Более древние Южные врата, созданные Андреа Пизано, представляют историю Иоанна Крестителя и аллегории кардинальных (Сила, Умеренность, Справедливость, Осторожность) и теологических (Вера, Надежда и Любовь) добродетелей. Северные врата украшены сценами из Нового Завета, а кроме того, изображениями евангелистов и Учителей Церкви. Их автор Лоренцо Гиберти (1403—1424). Самые знаменитые двери — Восточные, которые часто называют «Райскими вратами». Их 10 панно со сценами Ветхого Завета сейчас заменены копиями. Лоренцо Гиберти работал над этими воротами в общей сложности более 50 лет (1401—1452). Райские врата — один из лучших памятников искусства флорентийского Кватроченто.

Кампанила (колокольня) Джотто 3 названа по имени своего первого архитектора. Ее возведение началось в 1334 году, когда Джотто назначили руководителем строительства собора. На самом деле, он в большей мере был занят сооружением именно кампанилы. До своей смерти в 1337 году мастер успел возвести два нижних, закрытых этажа, которые украсили барельефами Андреа Пизано. Цикл скульптурных работ сочетает христианские, мифологические и мирские сюжеты. Между чудом Евхаристии и Венерой с Амуром и Психеей находится место для аллегории Грамматики, а Пахота и Рыбная ловля соседствуют с Музыкой. Здесь можно увидеть также барельефы Луки делла Роббиа, основателя династии художников, доведших технику создания майолики до совершенства. Два следующих этажа построил Пизано, сменивший Джотто на посту архитектора СантаМариядельФьоре. Франческо Таленти возвел верхние этажи, отказавшись от первоначальной идеи Джотто увенчать постройку шпилем (1350—1359). В Музей ОперадельДуомо 4 перенесены значительные художественные произведения убранства собора, баптистерия и колокольни. Над входной дверью установлен бюст герцога Козимо I работы Джованни Бандини. На первом этаже стоит взглянуть на статую папы Бонифация VIII (нач. XIV в.) — памятник амбициям этого понтифика, желавшего поставить себя выше светских владык, «Мадонну с Младенцем» и «Мадонну Рождества» работы одного из лучших скульпторов раннеренессансной Италии Арнольфо ди Камбио, а также на «Св. Луку» Нанни ди Банко.

На втором этаже находятся две изумительные кантории (итал. cantoria — «балкон для певчих»). Одну создал Донателло, другую — Лука делла Роббиа. Резцу Донателло принадлежат также статуи Аввакума, Иеремии, неизвестного пророка и деревянная фигура Марии Магдалины. Заслуживают внимания «Авраам и Исаак» Нанни ди Бартоло и «Благовещение» Якопо делла Кверча. Здесь же хранятся оригиналы рельефов колокольни Джотто, выполненные Андреа Пизано и Лукой делла Роббиа.

Самый известный экспонат коллекции — «Пьета» («Положение во гроб») Микеланджело. Снятое с креста тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Никодим (или Иосиф Аримафейский), в образе которого мастер изобразил себя. Эту скульптурную группу Микеланджело хотел установить на собственной могиле. Он работал над ней медленно и с большими перерывами. Его слуга Урбино так приставал к нему, чтобы он поскорее закончил «Пьету», что скульптор в конце концов разбил незавершенную композицию, мрамор которой к тому же оказался с изъянами. Ученик Микеланджело, Тиберио Кальканьи, собрал обломки и восстановил статую, доделав за учителя фигуру Марии Магдалины.

Падающее с рук любивших его людей тело Христа, прижимающаяся к нему щекой Богоматерь, потухшие глаза Никодима — все это так не похоже на другого, юного Микеланджело с его ренессансной верой в безграничную силу человека. «Я стар, и смерть отняла у меня все помыслы молодости», — писал он в тот год, когда приступил к этой работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930