Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Окрестности города Неаполь

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена окрестностям города Неаполь.

В Поццуоли (Pozzuoli) сохранились впечатляющие руины римских построек. Город основали греки в 530 году до н. э, одно время это был один из наиболее важных портов Средиземноморья.

Сразу к востоку от порта видно святилище Сераписа (Tempio di Serapide). В древнем храме не только поклонялись богам, здесь же находились и городские власти, и рынок. Храм в течение столетий страдал от сильных повреждений, вызванных сейсмической активностью, известной как «брадисейсм» (медленное землетрясение), при которой поверхность земли поднимается и опускается на протяжении долгого времени. В результате этих процессов основание церкви СантаМарияделлеГрацие (Chiesa Santa Maria delle Grazie), находящейся в 400 м отсюда, оседает на 2 см в год.

По via Rosini (виа Росини) можно добраться в северовосточном направлении к развалинам амфитеатра Флавия (Anfiteatro Flavio I в.), вмещавшего до 20 000 зрителей.

Via Rosini (виа Розини) ведет к заброшенному кратеру Сольфатара (Solfatara), который римляне называли ФорумВулкани. Едкий пар, минерализованная серой вода и богатые минералами грязи известны лечебными свойствами с древних времен.

Байя (Baia) —морской курорт, который был очень популярен в античные времена. Сейчас его руины находятся под водой в 100 м от берега. Их можно осмотреть через прозрачное дно специального прогулочного судна. Храм и термы Байи подняты из воды и воссозданы в небольшом Археологическом музее Флегрейских полей (Museo archeologico dei Campi Flegrei). Большой замок (Castello Aragonese di Baia), в котором находится музей, был построен в конце XV века представителями Арагонской династии, как и многие другие неаполитанские прибрежные укрепления.

Город Кума (Cuma) был самой первой греческой колонией в центральной части Италии. В акрополе города (Acropoli di Cuma) сохранились развалины храма Аполлона и грот Кумской сивиллы (Antro della Sibilla Cumana), прорицательницы, которая, согласно легенде, прожила тысячу лет. Рассказы о сивилле дошли до нас благодаря Овидию и Вергилию. В Средние века считалось, что Кумская сивилла предсказала рождение Христа, Микеланджело изобразил ее под сводом Сикстинской капеллы, а Рафаэль — на фресках римской церкви СантаМарияделлаПаче.

Название Помпеи носят два города. Первый — «живой» маленький городок, на главной площади которого возвышается храм МадоннадельРозарио. Городу около 150 лет, и его можно назвать городомгостиницей — большое количество отелей построено здесь для миллионов туристов, мечтающих посетить археологическую зону знаменитого античного города.

В отличие от большинства городов юга Италии Помпеи основали не греки — первыми обитателями этих мест были италийские племена. Предполагают, что в IX—VIII веках до н. э. они построили город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого «фундамента», ни о причине исключительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель долины Сарно — в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции у жителей Помпей были тесные отношения с ближними греческими колониями и они переняли от своих соседей религию, культуру и образ жизни.

Два столетия спустя греков сменили самниты, а в последние годы IV века до н. э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в состав Римского государства, сохранив относительную автономию. Под римским протекторатом город быстро разрастался, его население увеличилось за два века в семь раз. При этом помпейцы особенной покладистостью не отличались: если италийские племена, объединившись, поднимали восстание, жители Помпей к ним, как правило, присоединялись. В 74 году до н. э. Спартак укрылся с семьюдесятью мятежниками на вершине Везувия, а затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преследователей.

В городе успешно развивались торговля, мореходство, ремесла (особенно производство и крашение тканей). Римские аристократы строили роскошные виллы в Помпеях, но больше в соседнем Геркулануме. Просторные жилища возводили и разбогатевшие местные купцы, и предприниматели. Сохранившиеся на стенах домов надписи свидетельствуют о том, что горожане вели активную общественнополитическую жизнь.

Казалось бы, ничто не предвещало трагедии, но в 63 году «прозвучал первый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был сильно поврежден водопровод, под рухнувшими домами оказались погребены жители города. Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, но упрямые помпейцы отстояли право не покидать родные места и начали восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе не было принято во внимание. И 17 лет спустя, 24 августа 79 года, на жителей Помпей обрушился второй удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтожило Помпеи, Геркуланум и мелкие поселения вокруг них. В результате длительных археологических раскопок на месте погибшего города возник музей под открытым небом.

У входа (в туристическом офисе) обязательно возьмите карту раскопок. В Помпеях легко заблудиться. Осмотр начинается от ворот ПортаМарина. Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, в которых повозки продавили глубокие колеи. Для правильной организации движения жители города устанавливали специальные камни с направляющими для колес. По этим же камням во время дождя можно было перейти с одного тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью на 20 см, на другой, не замочив ног.

Сразу за воротами по правой стороне via Marina находится Антиквариум (лат. antiquarium — «хранилище древностей»), где собраны некоторые находки из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан. Далее стоит храм Венеры (Tempio di Venere) и базилика (Basilica, II в. до н. э.) с ионическими колоннами.

Via Marina выводит к комплексу сооружений форума. Обычно форум располагался в центре античного города, но в Помпеях он сильно смещен к югозападу, поскольку нелегко было найти большой ровный участок на застывшей поверхности лавового потока. Форум со всех сторон окружали здания с портиками, между колоннами стояли статуи знаменитых людей того времени, от которых сохранились постаменты с надписями. С запада к форуму примыкал храм Аполлона (Tempio di Apollo, VI в. до н. э., перестроен в I в.). Сохранились украшавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

К северу от храма Аполлона располагалось главное святилище Помпей — храм Юпитера (Tempio di Giove, II в. до н. э.). Он был разрушен землетрясением 63 года, и к моменту следующей катастрофы его еще не успели восстановить. Кроме того, на форуме находились храм Ларов (Tempio dei Lari) и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano), здания городской администрации и комициум, где проводились выборы, рынок, продовольственные склады, Палата мер и весов и общественные туалеты. Каменные триумфальные арки в честь императоров Друза и Тиберия некогда были облицованы мрамором.

К северозападу от храма Аполлона находятся термы форума (Terme del Foro). После землетрясения 63 года они единственные продолжали исправно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из них состояло из аподитерия (раздевалки) и залов: фригидария (с холодной водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здесь можно увидеть системы водоснабжения и отопления и полюбоваться фрагментами декоративной росписи, украшавшей своды и стены.

Северный фасад терм выходит на главную античную ось Помпей (decumanus) — via Termevia della Fortunavia di Nola. На близлежащих улицах сохранилась типичная для римского города застройка: от доходных «многоквартирных» домов бедноты (инсул) до роскошных частных особняков, занимающих порой целый квартал, с перистилями, фонтанами и богатым декором комнат. Напротив терм стоит Дом трагического поэта (Casa Del Poeta Tragico) со знаменитым мозаичным полом, на котором изображена репетиция спектакля. Перед входом выложено мозаичное изображение собаки с подписью Cave canim («Осторожно, злая собака!»).

Чуть восточнее на via della Fortuna стоит Дом фавна (Casa del Fauno), названный в честь маленькой бронзовой фигурки «Танцующий фавн», украшавшей один из перистилей этой аристократической виллы. Здесь же найдена знаменитая мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Пройдя от via Terme к северу по перпендикулярной ей via di Mercurio два квартала, можно осмотреть Дом Аполлона (Casa del Apollo), а свернув с via Terme на первом перекрестке на восток на Vicolo di Mercurio — Дом Веттиев (Casa dei Vettii). Это ценнейший памятник помпейской живописи (выделяются три различных «помпейских» живописных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. По окончании раскопок здание нуждалось лишь в незначительной реставрации, после которой предстало в первозданном виде. Отлично сохранились росписи на мифологические темы («Ариадна и Дионис», «Геракл, удушающий змей») и фриз с изящными миниатюрами «Амуры, занятые работой». Ошеломляющее впечатление на неподготовленного человека производит расположенное у входа изображение Приапа с весами в руке, на одной чаше — мешочек золота, а на другой — громадный фаллос. К этому органу жизнелюбивые помпейцы относились с почтением. Считалось, что изображение мужского детородного органа способно отогнать злых духов. Сакральными целями некоторые исследователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных на помпейских мостовых, но есть версия, что это всего лишь указатели на ближайший бордель (лупанарий), к которому от Дома Веттиев ведет на запад vicolo Storto.

Лупанарий (Lupanare) стоит на перекрестке с via della Fortuna. Неплохо сохранившийся публичный дом изнутри выглядит довольно мрачно и более похож на тюремный застенок, чем на увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, узкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески. Считается, что росписи на стенах не только создавали у посетителей нужное настроение, но и служили инструкцией — с их помощью с проститутками объяснялись иноземные моряки, не говорившие на латыни. Несмотря на непрезентабельный с точки зрения современного человека вид, античные бордели пользовались популярностью у представителей разных сословий империи.

От лупанария, придерживаясь общего направления на юг, по vicolo Storto, via degli Augustali, via dei Teatri можно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare). Сохранилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах осталась посуда и брошенные в спешке последними посетителями монеты, часто на стенах нанесены изображения блюд, предлагаемых в заведении), мельниц и хлебопекарен. Эталоном последних может служить хлебопекарня Модеста (Forno di Modesta), одна из самых больших в городе. В ней археологи обнаружили жернова, прилавок для продажи и окаменевший хлеб.

Треугольный форум был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (Tempio Dorico, VI в. до н. э.), посвященный Геркулесу. Вдоль северовосточной стороны площади располагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana), Большой театр (Teatro Grande) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori). Палестра служила местом спортивных занятий аристократов до того, как на окраине построили подобное сооружение больших размеров. Большой театр на 5000 зрителей (II в. до н. э., перестроен при Августе), выполненный по греческому образцу, стоял на склоне холма. Величественная горная гряда на горизонте служила естественной декорацией. Рядом казарма гладиаторов со столовыми, каморками, где жили бойцы, и прямоугольным двором для тренировок.

Восточнее Большого располагался Малый театр, или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon). Рядом с ним стоял маленький храм Зевса Мелихиоса, который после разрушения большого святилища на площади Форума служил основным местом поклонения Зевсу, а неподалеку — изящный храм Исиды (Tempio di Iside), считающийся одним из лучших образцов античной архитектуры. Незадолго до катастрофы храм был заново отстроен и благодаря этому прекрасно сохранился.

Идя от Малого театра на восток, можно сначала осмотреть дом Криптопортика (Casa dei Criptoportico), где выставлены гипсовые слепки людей, погибших во время извержения, а затем добраться до Большой палестры (Grande Palestra), возведенной в I веке. Рядом с ней находится огромный амфитеатр (Anfiteatro), вмещавший не менее 12 000 зрителей. Сооружение, на арене которого ставились спектакли и проходили гладиаторские бои, построено в 80 году до н. э. и, возможно, послужило образцом для более поздних амфитеатров в Риме. Палестра и амфитеатр находятся на восточной окраине зоны раскопок. К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri) от железнодорожной станции можно пройти по viale della Villa dei Misteri, следуя по ней на северозапад. Здесь сохранились великолепные настенные росписи, выполненные в духе культа Диониса, повествующие о вступлении в брак (возможно, хозяйки дома). Известно, что культ, запрещенный в Риме указом Сената, сохранялся в провинции, и росписи виллы Мистерий дают ключ к таинствам дионисийских обрядов. Фигуры написаны в полный рост на характерном красном «помпейском» фоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930