Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Помпеи (Pompei) – город в регионе Кампания, в провинции Неаполь

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о Помпеи – городе в регионе Кампания.

Название Помпеи носят два города. Первый — «живой» маленький городок, на главной площади которого возвышается храм Мадонна-дель-Розарио. Городу около 150 лет, и его можно назвать городом-гостиницей — большое количество отелей построено здесь для миллионов туристов, мечтающих посетить археологическую зону знаменитого античного города.

В отличие от большинства городов юга Италии Помпеи основали не греки — первыми обитателями этих мест были италийские племена. Предполагают, что в IX—VIII веках до н. э. они построили город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого «фундамента», ни о причине исключительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель долины Сарно — в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции у жителей Помпей были тесные отношения с ближними греческими колониями, и они переняли от своих соседей религию, культуру и образ жизни.

Два столетия спустя греков сменили самниты, а в последние годы IV века до н. э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в состав Римского государства, сохранив относительную автономию.

Под римским протекторатом город быстро разрастался, его население увеличилось за два века в семь раз. При этом помпейцы особенной покладистостью не отличались: если италийские племена, объединившись, поднимали восстание, жители Помпей к ним, как правило, присоединялись. В 74 году до н. э. Спартак укрылся с семьюдесятью мятежниками на вершине Везувия, а затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преследователей.

В городе успешно развивались торговля, мореходство, ремесла (особенно производство и крашение тканей). Римские аристократы строили роскошные виллы в Помпеях, но больше в соседнем Геркулануме. Просторные жилища возводили и разбогатевшие местные купцы, и предприниматели. Сохранившиеся на стенах домов надписи свидетельствуют о том, что горожане вели активную общественно-политическую жизнь.

Казалось бы, ничто не предвещало трагедии, но в 62 году «прозвучал первый звонок» — произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был сильно поврежден водопровод, под рухнувшими домами оказались погребены жители города. Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, но упрямые помпейцы отстояли право не покидать родные места и начали восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе не было принято во внимание. И 17 лет спустя, 24 августа 79 года, на жителей Помпей обрушился второй удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтожило Помпеи, Геркуланум и мелкие поселения вокруг них.

В результате длительных археологических раскопок на месте погибшего города возник музей под открытым небом.

Осмотр начинается от Морских ворот (Porta Marina). Городская улица via Marina вымощена каменными плитами с глубокими направляющими колеями для повозок. По специальным камням во время дождя можно было перейти через улицу, не замочив ног. Тротуары, выложенные лавовыми плитами, подняты над мостовой на 20 см.

Сразу за воротами по правой стороне via Marina находится Антиквариум, где выставлены некоторые артефакты из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан.

Далее стоит храм Венеры (Tempio di Venere) и базилика (Basilica, II в. до н. э.) с ионическими колоннами.

Via Marina выводит к комплексу сооружений форума. В Помпеях центральная площадь сильно смещена к юго-западу, поскольку нелегко было найти достаточно большой ровный участок на застывшей поверхности лавового потока. Форум со всех сторон окружали здания с портиками, между колоннами стояли статуи знаменитых людей и героев (сохранились постаменты с надписями).

С запада к форуму примыкал древний храм Аполлона (Tempio di Apollo, VI в. до н. э., перестроен I в.). Сохранились украшавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

К северу от храма Аполлона располагалось главное святилище Помпей — храм Юпитера (Tempio di Giove, II в. до н. э.). Он был разрушен землетрясением 63 года и к моменту окончательной катастрофы его еще не успели восстановить. Кроме того, на форуме находились храм Ларов (Tempio dei Lari), посвященный божествам домашнего очага, и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano), а также муниципальные здания: комиций, в котором проводились выборы, рынок, продовольственные склады, городские весы и общественный туалет.

К северо-западу от храма Аполлона расположены термы форума (Terme del Foro), построенные диктатором Суллой (I в. до н. э.). После землетрясения 63 года они единственные продолжали исправно функционировать. В термах были женское и мужское отделения, каждое состояло из аподитерия (раздевалки), фригидария (зала с холодным бассейном), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей). Здесь можно увидеть, как были устроены римские системы водоснабжения и отопления, и полюбоваться фрагментами декоративной росписи, украшавшей своды и стены.

Северный фасад терм выходит на одну из главных улиц Помпей («декуманус»), которая сейчас называется via Terme-via della Fortuna-via di Nola. На близлежащих улицах сохранилась типичная для римского города застройка: от доходных многоквартирных домов, в которых жила беднота (они назывались инсулы — «острова»), до роскошных частных особняков, занимавших порой целый квартал, с перистилями, фонтанами и богато декорированными комнатами. Названия домов (как, кстати, и большинства улиц) придуманы археологами и историками уже в новое время, как они назывались в античную эпоху, неизвестно.

Напротив терм стоит Дом трагического поэта (Casa Del Poe-ta Tragico) со знаменитым мозаичным полом, на котором изображена репетиция спектакля. Перед входом выложено мозаичное изображение собаки с подписью Cave canim («Берегись, собака!»).

Чуть восточнее на via della Fortuna расположился Дом фавна (Casa del Fauno), названный в честь маленькой бронзовой фигуркой «Танцующий фавн», украшавшей один из перистилей этой патрицианской виллы. Здесь же найдена знаменитая мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Декуманус via Terme под прямым углом пересекает вторая главная улица («кардо»), которая сейчас называется via di Mercurio. Пройдя по ней на север два квартала, можно осмотреть дом Аполлона (Casa del Apollo), а свернув с via Terme на первом перекрестке на восток на Vicolo di Mercurio, — дом Веттиев (Casa dei Vettii). Это ценнейший памятник помпеянской живописи (выделяются три различных «помпейских» живописных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. По окончании раскопок здание нуждалось лишь в незначительной реставрации, после которой предстало в первозданном виде. Отлично сохранились росписи на мифологические темы («Ариадна и Дионис», «Геракл, удушающий змей») и фриз с изящными миниатюрами «Амуры, занятые работой».

Сильное впечатление производит расположенное у входа изображение Приапа с весами в руке, на одной чаше которых мешочек золота, а на другой — его собственный громадный фаллос. К этому фаллическому богу римляне относились с чрезвычайным почтением. Изображения фаллосов разных размеров вырезаны на помпейских мостовых и нацарапаны на стенах домов; есть версия, что это всего лишь указатели, ведущие к расположенному поблизости лупанарию (публичному дому), дойти к которому от дома Веттиев можно, двигаясь на запад по vicolo Storto.

Лупанарий (Lupanare) стоит на перекрестке с via della Fortuna. Внутри заведение выглядит довольно мрачно и более похоже на тюремный застенок, чем на развеселый притон — крошечные темные комнатенки, узкие, короткие каменные ложа. Считается, что порнографические росписи на стенах не только создавали у посетителей нужное настроение, но и служили инструкцией — с их помощью с проститутками объяснялись иноземные моряки, не говорившие на латыни.

От лупанария, придерживаясь общего направления на юг, по vicolo Storto, via degli Augustali, via dei Teatri можно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare).

В Помпеях сохранилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах осталась посуда и рассыпанные убегающими посетителями монеты), мельниц и хлебопекарен, в том числе пекарня Модеста (Forno di Modesta), одна из самых больших в городе. В ней археологи обнаружили жернова, прилавок и окаменевшие краюхи.

Треугольный форум был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался Дорический храм (Tempio Dorico, VI в. до н. э.), посвященный Геркулесу. Вдоль северо-восточной стороны площади располагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana), Большой театр (Teatro Grande) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori). Палестра служила местом спортивных занятий аристократов до того, как на окраине построили подобное сооружение больших размеров. Большой театр на 5000 зрителей (II в. до н. э., перестроен при Августе) был выполнен на греческий манер — то есть не обнесен стеной, а утоплен в склон холма, чтобы величественная горная гряда на горизонте могла служить естественной декорацией. Рядом находится казарма гладиаторов со столовыми, каморками, где жили бойцы, и прямоугольным двором для тренировок.

Восточнее Большого располагался Малый театр, или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon). Рядом с ним стоял маленький храм Зевса Мелихиоса, который после разрушения большого святилища на площади Форума служил основным местом поклонения Зевсу, а неподалеку — изящный храм Исиды (Tempio di Iside): культ этой египетской богини был очень распространен в Риме. Незадолго до катастрофы храм был заново отстроен и благодаря этому прекрасно сохранился.

Двигаясь от Малого театра на восток, можно сначала осмотреть дом Криптопортика (Casa dei Criptoportico), где также выставлены гипсовые слепки погибших во время извержения, а затем добраться до Большой палестры (Grande Palestra), возведенной в I веке. Рядом с ней находится огромный амфитеатр (Anfiteatro), вмещавший не менее 12 000 зрителей. Сооружение, на арене которого устраивались гладиаторские бои, построено в 80 году до н. э. и, возможно, послужило образцом для более поздних амфитеатров Рима.

К вилле Мистерий (Villa dei Misteri) от железнодорожной станции можно пройти по viale della Villa dei Misteri, следуя по ней на северо-запад. На вилле сохранились великолепные настенные росписи, повествующие о некоем тайном обряде, смысл которого не до конца ясен. Фигуры в натуральную величину написаны на характерном красном «помпейском» фоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930