Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Миланский собор

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о Миланском соборе.

Собор Рождества Девы Марии (Santa Maria Nascente) чаще называют просто Дуомо. Первый городской собор (IV в.), освященный во имя св. Теклы, располагался на том месте, где теперь разбита piazza del Duomo, на месте самого Дуомо стоял романский собор Санта-Мария-Маджоре (XI в.), — первый храм был разрушен в XV веке, второй поглощен новым Дуомо. Во время строительства метро археологи обнаружили фрагменты Санта-Текла, которые можно осмотреть, спустившись на станцию метро Duomo.

Длина современного собора — 157 м, ширина с трансептом — 92 м, он третий по величине в Европе (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне). Одних статуй в нем насчитывается 3400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки в фундамент заложили в 1386 году при Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного к 1813 году, утвердил Наполеон I в 1805 году. За пять столетий архитектурная мода в Европе сменилась не раз, но зодчие неуклонно придерживались готического направления, заложенного в проект его первым зодчим, видимо, выходцем из-за Альп. Строительство заказал архиепископ Антонио да Салуццо, а оплачивал стройку Джан Галеаццо Висконти, первым же руководителем строительства был Симоне да Орсениго, мастер из Кампионе, которому помогали мастера из округи озера Комо (всегда поставлявшей хороших каменщиков и архитекторов) Марко да Кампионе и Джованнино де’Грасси. Над возведением собора потом трудились итальянские, немецкие и французские мастера.

В 1418 году папа Мартин V освятил главный алтарь и церковь строящегося собора, еще лет через 30 начался застой в работах, которые возобновил в 1567 году архиепископ св. Карло Борромео. Однако даже во времена Стендаля, писавшего о том, как он разглядывал с высоты его шпиля город Бергамо, Миланский собор еще не принял современного вида. До 1808 года над перекрестием нефа и трансепта возносился лишь один (зато самый высокий) шпиль высотой 108,5 м. Его строили с 1765 по 1769 год, а в 1774 году на вершине установили покрытую 3900 золотыми пластинами статую Мадонны (Madonnina, 4 м). Каменный лес из 135 мраморных игл, устремляющихся в небо и с такой силой передающих настроение готической архитектуры, — создание XIX века. На крышу собора (итал. terrazzi) можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды. Вертикальное членение фасада (высота 56 м, ширина 68 м) архитектурно подчеркивает внутреннюю пятинефную планировку базилики, а в плане собор представляет собой латинский крест. В базилику ведут пять затейливо орнаментированных входов, расположенных между сложными контрфорсами. Барельеф фронтона, созданный скульптором Г. Висмаром из каррарского мрамора по рисунку Черано, называется «Сотворение Евы», первой женщины, совершившей первое грехопадение, искупленное Сыном Человеческим. Рождением Христа от Марии, свободной от греха, завершилась священная земная история.

К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан-Джакомо Медичи (1563) работы Леоне Леони, деревянные сиденья в хоре, римскую порфировую ванну из Египта (IV в.), которую используют как крестильную купель. Надгробный памятник Медичи интересен не только как совершенный образец владения мастером техникой ваяния, но и как пример искусной придворной риторики: Медичи с детства хромал, и скульптор искусно задрапировал его искалеченную ногу. Ошеломляет статуя христианского мученика св. Варфоломея (1562), с которого живьем содрали кожу. Скульптор Марко д’Аграте, гордясь своей работой, начертал на постаменте: «Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте», — таким совершенным сделал он этот образец анатомии.

В левом рукаве трансепта стоит гигантский 5-метровый бронзовый канделябр (кон. XII в.) работы мастера Николая Верденского — замечательный памятник пробуждения интереса к формам античного искусства еще до эпохи Возрождения.

В дарохранительнице над главным алтарем выставлена особо чтимая реликвия Дуомо — хранившийся до 1461 года в соборе Санта-Мария-Маджоре Святой гвоздь — один из тех, которыми было прибито Тело Христа ко кресту. 14 сентября каждого года его выставляют для всеобщего поклонения.

Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV века — самыми древними в базилике.

В крипте и сокровищнице, куда можно пройти по лестнице, начинающейся справа от главного алтаря, хранится рака с останками св. Карло Борромео, умершего в 1584 году. Кроме того, здесь можно посмотреть на коллекцию изделий церковного прикладного искусства, выполненных из золота, серебра и слоновой кости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930