Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Площадь Чудес - один из самых знаменитых образцов средневековой архитектуры

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о соборной площади или Площади Чудес — туристическом центре итальянского города Пиза.

Центр города находится на правом берегу реки Арно, и площадь Чудес (campo dei Miracoli), она же Соборная площадь (piazza del Duomo) с Падающей башней — самая северо-западная точка центра.

Архитектурный ансамбль площади Чудес — главной площади великого морского государства, — созданный в период его наивысшего могущества, можно понять как символический парадный портрет мудрого государя, богатого торговца и смелого воина.

Название площади очень точно отражает реальное положение вещей. Здесь действительно сосредоточены почти все чудеса города: Пизанский собор, Пизанская башня, баптистерий и кладбище Кампосанто. Их изображения, разошедшиеся многомиллионными тиражами, вместе и по отдельности давно стали самыми узнаваемыми образами Италии. В зданиях, формирующих облик площади, гармонично сочетаются мощь романского стиля и изысканная ажурность готических фасадов, изрезанных арками.

Кафедральный собор Пизы, посвященный Вознесению Девы Марии (Il Duomo Santa Maria Assunta), воздвигнут на месте дворца римского императора Адриана (II в.), руины которого разобрали на строительный камень. Собор и другие здания площади отделаны светлым мрамором, также добытым из древнеримской постройки.

Строительство главной церкви города начали в 1063 году по проекту архитектора Бускето, а освятил его в сентябре 1118 года папа Геласий II.

В конце XII века архитектор Райнальдо завершил отделку фасада, украшенного разноцветным мрамором и аркадами, которые затем будут скопированы в галереях Пизанской башни. На коньке крыши главного фасада — статуя Девы Марии с Младенцем, приписываемая Андреа Пизано, ниже нее — атрибуты евангелистов, а чуть выше — ангелы.

Апсиду собора украшает мозаика с образом Христа Вседержителя на троне и предстоящими Девой Марией и евангелистом Иоанном. Из них полностью подлинный — лишь образ Иоанна (справа), созданный Чимабуэ, одним из последних великих представителей «византийской манеры», учителем Джотто.

Бронзовые врата центрального фасада заменены после пожара 1595 года, зато от первоначального убранства сохранились расположенные в трансепте бронзовые ворота Сан-Раньери, созданные Бонанно Пизано (ок. 1180). На 24 клеймах, украшающих двери, представлены сцены из земной жизни Спасителя.

В интерьере собора стоит кафедра проповедника (1302—1310), выполненная великим Джованни Пизано. В рельефах кафедры, в экспрессии, остроте форм, драматизме эмоций заметно сильное влияние искусства французской готики.

Массивные гранитные колонны, разделяющие 5 нефов собора, — один из военных трофеев, вывезенных пизанцами из главной городской мечети Палермо.

Нынешний потолок с кессонами смонтирован после пожара (1595), в целом собор был восстановлен к 1604 году.

Музей Дуомо находится между Соборной площадью (со стороны алтарной части Пизанского собора) и piazza dell’Archivescovado (пл. Аркивесковадо) и занимает многократно перестроенное здание XIII века, в котором сначала собирался соборный капитул, а потом размещались школа при архиепископстве, местная Академия изящных искусств и даже монастырь капуцинок.

В коллекции музея — предметы, которые были частью архитектурного и скульптурного убранства Соборной площади и ее зданий, но по разным причинам, преимущественно из соображений лучшей сохранности, стали музейными экспонатами. Внимания заслуживают деревянное распятие работы Боргоньоне и статуи Мадонны работы Джованни Пизано.

Самый большой в мире баптистерий (1153) спроектировал архитектор по прозвищу Диотисальве (итал. Dio ti salve — храни тебя Бог). Замысел был грандиозен, и строительство баптистерия затянулось, отсюда — сочетание романского стиля, в котором баптистерий возводился вначале, с готическими формами верхних ярусов и скульптурной отделки здания. И хотя надпись внутри здания торопливо называет датой окончания строительства 1278 год, работы в нем продолжались еще сто лет спустя.

Баптистерий, посвященный Иоанну Крестителю, представляет собой грандиозное круглое (диам. 35,5 м) в плане сооружение. Так как его высота 55 м, то получается, что голова бронзовой статуи Иоанна (скульптор Турино ди Сано, XIV в.), установленной на вершине здания, чуть выше Пизанской башни.

Скульптуры и рельефы баптистерия справедливо причисляют к наиболее значительным произведениям отца и сына Никколо и Джованни Пизано. Джованни считают автором портала и всего внешнего убранства здания, так как он участвовал в сооружении баптистерия с 1277 по 1284 год.

Бесценное украшение интерьера — великолепная мраморная кафедра (1260) работы старшего Пизано. В ее рельефах с изображениями евангельских сцен чувствуется прекрасное знание рельефов древнеримских саркофагов. Мария похожа на римскую матрону, в позах, в одеждах очевидны античные прототипы.

Купель в баптистерии украшена рельефами Г. Биграрелли (1246).

Из всех чудес Соборной площади кладбище Кампосант (итал. Сampo Santo – «Святое поле») стали возводить последним, в эпоху мучительного угасания могущества Пизы. Первый камень в основание Кампосанто, проект которого подготовил Джованни Пизано, а осуществил Джованни ди Симоне, заложили в 1277 году, всего за семь лет до поражения пизанцев у острова Мелории. Полностью работы завершились, когда Пиза уже была под властью Медичи (1464).

В эти годы Кампосанто видело ликование Пизы, встречавшей Генриха VII — своего последнего защитника, избравшего город местом своего двора. Оно же слышало «плач» Пизы над телом безвременно скончавшегося императора, нашедшего последний приют в его ограде.

Пока шла стройка, даже готика успела потерять первоначальную чистоту. Аркады внутреннего двора кладбища, которыми был завершен многолетний труд, бесконечно непохожи на остальные памятники Соборной площади, но, по счастью, скрыты от них глухой внешней стеной. Название кладбища не случайно: вся земля, в которой погребали здесь, привезена пизанцами — пилигримами и крестоносцами — на кораблях из Святой земли — Палестины.

Фрески появились в 1360 году. Первым стал «Триумф Смерти», выполненный Буонамико Буффальмакко и другими художниками школы Джотто, — сюжет, особо актуальный после эпидемии «черной смерти», поразившей незадолго до того Европу. Затем Беноццо Гоццоли написал 24 большие (по словам одного русского искусствоведа, «четверть версты») фрески со сценами из истории Ветхого Завета. После американского авианалета (27 июля 1944) в Кампосанто чудом сохранились лишь «Триумф Смерти» и несколько фресок того же цикла.

На Кампосанто можно также осмотреть коллекцию античной скульптуры, главным образом античных саркофагов.

Музей синопий в здании приюта Санта-Кьяра (Джованни ди Симоне, XIII в.), расположенном на южной стороне Соборной площади, выставлено то, что осталось от фресок Кампосанто XIV и XV веков, погибших в 1944 году. Остались синопии, подготовительные рисунки к фрескам, которые реставраторам удалось расчистить под выгоревшим красочным слоем. Наиболее известные из погибших фресок принадлежали кисти замечательного флорентийского художника Беноццо Гоццоли.

Строить кампанилу Пизанского собора, знаменитую Падающую башню, начали в 1173—1174 годах под руководством Бонанно Пизано (еще одним мастером, работавшим на строительстве кампанилы, был Вильгельм из Инсбрука), который возвел стены колокольни на уровень четырех ярусов. Уже в этот момент стало ясно, что грунт не выдерживает тяжести башни, конструкция дает неравномерную усадку и наклоняется. Со стройкой решили повременить, а в XIII веке архитектор Джованни ди Симоне надстроил еще три яруса, причем, стремясь визуально выпрямить башню, он увеличил высоту галерей с наклоненной к земле стороны колокольни. Вес новых этажей вновь вывел фундамент из состояния равновесия, поэтому самый верхний ярус, где теперь помещаются колокола, завершили только к 1372 году, когда работами руководил Томмазо Пизано — сын Андреа Пизано.

Соборная колокольня Пизы с южной (наклонной) стороны достигает высоты 55,86 м, но, если смотреть с севера, она выше почти на метр. Внешний диаметр восьмиярусной башни — 15,5 м, внутренний почти в два раза меньше, а толщина стен у основания превосходит 4 м. Вес конструкции составляет без малого 15 000 тонн (для перевозки всего камня, пошедшего на возведение башни, потребовалось бы около 400 железнодорожных вагонов). Однако именно вес как результат желания построить на совесть стал главной причиной динамической неустойчивости здания. На протяжении столетий наклон башни менялся, менялось и его направление. До середины XIII века колокольня «падала» на север. Примерно с 1272 года до наших дней она медленно заваливается в обратную сторону. По фрагментарным данным, которыми располагают исследователи, отклонение от вертикали составляло во второй половине XIV века около 1,5 м. Потом крен увеличился, но в какой-то момент Падающая башня перестала падать. С середины XVI столетия наклон стабилизировался на значении 3,8 м к вертикали.

В начале XX века Пизанская башня вновь пришла в заметное движение. В 1911-м ее наклон превысил 4 м, в 1935 году он стал 4,8 м, а в 1993 году 5,4 м. Были проведены активные работы по спасению колокольни. Сооружение немного выпрямили (наклон стал меньше 5 м), смонтировав под ним новый 15-метровый бетонный фундамент, который, по уверениям строителей, гарантирует стабильность на следующие 100 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930