Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Аппиева дорога или Царица дорог - самая значимая из античных общественных дорог Рима, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена Аппиевой дороге или Царице дорог — самой значимой из античных общественных дорог Рима.

Если у вас останется свободное время после осмотра исторического центра Рима или вам захочется сменить обстановку, за пределами Аврелиановых стен также можно увидеть немало исторических памятников, иногда довольно контрастных. Древняя Аппиева дорога идет мимо многочисленных античных захоронений и христианских катакомб, а район ЭУР, построенный при Муссолини, демонстрирует монументальную архитектуру эпохи фашизма, которую любопытно сравнить с архитектурой советских времен. Древняя Аппиева дорога (via Appia Antica), она же Regina viarum — «Царица дорог», начинается неподалеку от садов Сципионов, у ворот СанСебастьяно (Porta San Sebastiano, V в.).Аппиева дорога была построена в 312 году до н. э. по приказу цензора Аппия Клавдия. Она связывала Рим с югом Апеннинского полуострова, доходя до Брундизия (современного Бриндизи). Ширина дороги составляла около 4 м, и она была вымощена плотно прилегавшими друг к другу базальтовыми плитами. Участки древней римской мостовой сохранились до сих пор, частично дорога заасфальтирована. Вдоль всей дороги тянется вереница древних захоронений. Это связано с тем, что в античные времена хоронить умерших в черте города было запрещено.

Сейчас первые 16 км дороги и окрестности представляют собой археологический парк под охраной правительства. В выходные и праздничные дни движение машин останавливается, и Аппиева дорога превращается в пешеходную зону. Это самое предпочтительное время для того, чтобы осмотреть дорогу, правда, в эти дни здесь много туристов, велосипедистов и местных жителей, устраивающих вдоль дороги пикники. Гробница Геты (Tomba di Geta) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla) — первые монументы, которые мы увидим на Аппиевой дороге по пути от Аврелиановых стен.

Гробница Геты расположена слева от дороги — это массивная четырехугольная постройка, сужающаяся кверху. Ее стены когдато были облицованы белым мрамором. Крыша была надстроена в XVI веке. Сейчас здание находится на частной территории, поэтому посетить его невозможно. Могила Присциллы находится справа от дороги, практически напротив гробницы Геты. Круглая башня, которую мы видим, была построена в Средние века, а от мавзолея жены богатого вольноотпущенника времен Домициана сохранилось прямоугольное основание.

Сразу за могилой Присциллы начинается развилка, где нужно повернуть налево. У основания развилки стоит небольшая однонефная церковь с белым фасадом, Домине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis, «Господи, куда идешь?», XVII в.). Согласно преданию, апостол Петр, покинувший город изза преследования римскими властями, встретил здесь идущего ему навстречу Иисуса и спросил: «Господи, куда идешь?» Христос ответил: «В Рим, чтобы меня распяли второй раз». После этого Господь исчез, оставив следы ног на камне, а Петр вернулся в Рим к сужденному ему распятию. Русскоязычным читателям этот эпизод знаком по роману польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши».

Памятник Сенкевичу установлен внутри церкви. Там же хранится копия мраморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбах СанСебастьяно). Сейчас историки считают, что плита была пожертвованием языческим богам, вероятно, с просьбой о помощи путнику.

Отходящая влево от церкви лесная дорожка ведет в парк Каффарелла (Parco Caffarella), бывшие владения князей Каффарелла. Открывающиеся здесь виды напоминают Рим эпохи Гоголя и Брюллова. Примерно в 1 км от церкви ДоминеКвоВадис, по правую сторону дороги, находятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto), самое крупное место христианских захоронений Древнего Рима. Катакомбы протяженностью около 20 км занимают 4 уровня и исследованы лишь частично. Для посещения открыта Крипта пап, где похоронено множество первых пап, в том числе св. Каллист (правил в 217—222 гг.), а также крипта Св. Цецилии, где в 820 году было обнаружено тело святой, позже перенесенное в церковь СантаЧечилияинТрастевере. Крипты украшены хорошо сохранившимися фресками III—VIII веков.

На перекрестке via Appia и via delle Sette Chiese (ул. СетеКьезе) стоит базилика СанСебастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura, IV в., полная реконструкция XVII в.). Обычно церковь закрыта, но, если обойти ее и позвонить в дверь, вас могут впустить внутрь. Статуя св. Себастьяна в алтаре первой капеллы справа выполнена учеником Бернини, Антонио Джорджетти, в 1670 го ду. Напротив находится Капелла релик вий (Карло Фонтана, XVIII в.), где можно увидеть оригинал мраморной плиты из ДоминеКвоВадис, стрелу, которой предположительно был убит св. Себастьян, и колонну, к которой он был прикован.

Рядом с базиликой находится вход в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в которых, согласно преданию, некоторое время (III в.) покоились мощи казненных апостолов Петра и Павла. На втором уровне (единственном из четырех, открытом для посещения) хорошо сохранились фрески, изображения голубей и рыб (символов Святого Духа и Иисуса Христа) и надписи на латинском и греческом языках.

В 200 м от катакомб, на противоположной стороне дороги стоит высокое цилиндрическое здание, от которого сохранились стены и фрагмент портика. Это так называемая гробница Ромула (Tomba di Romolo), где, возможно, был похоронен Валерий Ромул, сын императора Максенция. За ней находится огромное, заросшее зеленью пространство цирка Максенция (Circo di Massenzio, 309). Мы видим остатки стен и ступеней. Cтадион предназначался для конных состязаний, посреди арены проходил вал с установленным в центре обелиском, который Бернини позднее перенес на piazza Navona. Долгое время арена оставалась погребенной под слоем грунта, и лишь в 1825 году владелец этих земель Джованни Торлония расчистил ее и привел руины в порядок.

Рядом с цирком возвышается мавзолей Цецилии Метеллы (Tomba di Cecilia Metella) — мощное сооружение цилиндрической формы (диаметр 20 м), облицованное травертином и украшенное фигурным мраморным фризом. Как гласит надпись, здесь похоронена Цецилия (ум. 50 до н. э.), дочь консула Квинта Цецилия Метеллы, покорителя Крита. Мужем Цецилии был римский полководец Марк Красс, а о ней самой ничего неизвестно. В XIV веке родственники папы Бонифация VIII Каэтани превратили башню мавзолея в замок, украсив ее зубцами. За мавзолеем Аппиева дорога становится более пустынной и живописной. Здесь можно увидеть многочисленные гробницы и их фрагменты, однако дорога находится в худшем состоянии, и прогулка по ней рекомендуется исключительно любителям археологии.

У городских стенСанПаолофуорилемура (Basilica di San Paolo fuori le mura) расположена в 2 км к югу от пирамиды Цестия по via Ostiense. Ее название переводится как «базилика Св. Павла за городскими стенами», и она была построена в IV веке по приказу императора Константина над могилой св. Павла. В XIX веке базилику полностью реконструировали.

Внутреннее пространство церкви разделено 80 гранитными колоннами на пять нефов. Триумфальную арку, отделяющую нефы от алтаря, с одной стороны украшает мозаика V века, с другой — перенесенная с фасада фреска, выполненная Пьетро Каваллини. На венецианской мозаике апсиды (1220) изображен Иисус Христос, которого окружают апостолы Петр, Андрей и Павел и евангелист Лука. Фриз украшен мозаичными медальонами с изображениями римских пап. Существует легенда, что, когда не останется места для их изображений, наступит конец света.

Гробница св. Павла находится под готическим алтарем с барельефами (Арнольфо ди Камбио). Интерьер храма украшает громадный пасхальный канделябр (XII в.), на поверхности которого Пьетро Вассалетто вырезал фигурки животных и сцены Страстей Господних. Алтари в трансептах отделаны малахитом и лазуритом, подаренными на восстановление храма российским императором Николаем I. Ежегодно 25 января в церкви совершается торжественная месса.

Внутренний дворик (XIII в.), спроектированный Пьетро Вассаллетто, окружен колоннадой с парными колоннами, украшенными мозаикой (1214) и уцелевшими при пожаре. В галерее с деревянным потолком, на котором сохранились остатки орнамента, собраны оставшиеся от старой базилики древние саркофаги и мраморные фрагменты.

К югу от виллы Боргезе на piazza del Verano находится церковь Сан-Лоренцо-фуорилемура (Chiesa di San Lorenzo fuori le mura). Первую базилику поставили здесь по распоряжению императора Константина в IV веке, затем в VI веке ее перестроили и объединили с церковью, посвященной Деве Марии. Колокольня в романском стиле сохранилась без изменений с XII века. В XIII веке добавили неф, портик и декоративную отделку. В 1943 году базилика сильно пострадала от американских бомбардировок, но позже была отреставрирована.

Храм разделен на три нефа сохранившимися от старой базилики гранитными колоннами. Останки св. Лаврентия покоятся в хоре (VI в.) церкви, под главным алтарем XIII века. В капелле Пия IX, по указу которого церковь была отреставрирована в XIX веке, заслуживает внимания пышная усыпальница папы Пия IX в неовизантийском стиле (1881), построенная вопреки завещанию папы похоронить его скромно.

К западу от виллы Боргезе, на via Nomentana стоит базилика Сант-Аньезе-фуорилемура (Basilica Sant Agniese fuori le mura). Первоначальный храм был построен в 358 году дочерью императора Константина, Констанцией, над катакомбами, где была погребена святая Агнесса, и впоследствии базилика неоднократно реставрировалась и реконструировалась. Портик XVI века и мраморные ступени ведут к входу в церковь. Обратите внимание, что лестница ведет вниз — церковь была построена на уровне катакомб.

Небольшой строгий храм разделен античными колоннами на три нефа; над крайними нефами идут пристроенные в VII веке верхние галереи, или матронеи, предназначенные для женщин. От этого времени осталась прекрасная мозаика апсиды. Святая Агнесса представлена в торжественном одеянии с изображением птицы феникс — символа бессмертия. У ее ног пламенеет костер, напоминая об испытании огнем, которому она подверглась на площади Навона, и лежит меч, которым ей отсекли голову. Мощи святой покоятся под алтарем XVII века.

В церкви можно посетить хорошо сохранившиеся катакомбы СантАньезе. Длинная и пологая лестница, декорированная скульптурными фрагментами надгробий, выводит в небольшой дворик со средневековой башней, а оттуда — во второй обрамленный зеленью дворик перед базиликой СантаКостанца (Basilica Santa Costanza). Этот круглый храм построен как мавзолей дочери императора Константина, похороненной в ог ромном порфировом саркофаге. Теперь здесь находится его копия, а оригинал хранится в музеях Ватикана. Потолок и стены круглого нефа, отделенного от центральной части поясом из 24 гранитных колонн, украшены чрезвычайно интересными мозаиками IV века. Это одни из самых древних мозаик Рима, и от них еще исходит дух необузданного язычества. На белом фоне с изумительными подробностями изображены праздничные сцены сбора винограда: сочные гроздья срезают и укладывают на запряженные буйволами телеги, а потом босыми ногами, приплясывая, давят виноград. Почти вакхические сцены сбора винограда перемежаются орнаментом с вкраплениями цветов и листьев, птиц и зверей, ангелочков, рогов изобилия и пр. По краям — изображения Констанцы и ее супруга Аннибальяно. В конхах абсид, обрамленных гирляндами из фруктов, молодой, улыбающийся Иисус дает новую заповедь апостолам и вручает Петру ключи от Царства Не бесного. ЭУР EURЭУР — пригород к югу от Рима, построенный во время правления Муссолини для проведения Всемирной выставки 1942 года, не состоявшейся изза войны. Само его название расшифровывается как Esposizione Universale di Roma, «Всемирная выставка в Риме». Центром района считается piazza Marconi (пьяцца Маркони), на которой пересекаются основные широкие проспекты. В центре площади стоит стела, посвященная памяти знаменитого изобретателя Гульельмо Маркони. В нескольких минутах ходьбы от площади расположен Дворец культуры труда (Palazzo Civilta del Lavoro, 1943), который иногда называют «Квадратным Колизеем». Это практически кубическое здание с рядами арок — шесть этажей, на каждом из которых по девять аркад. По углам здания стоят конные статуи, изображающие Диоскуров, а вдоль первого этажа выстроилось 28 аллегорических изображений наук, индустрий и добродетелей, от Астрономии и Химии до Героизма и Политического гения.

В противоположной стороне от piazza Marconi, на viale Lincoln расположен Музей позднего Средневековья (Museo dell’Alto Medioevo). В коллекции представлены археологические находки, сделанные на территории Рима и его окрестностей, барельефы из ранних христианских церквей и артефакты из захоронений германского племени лангобардов. На piazza Giovanni Agnelli (пл. Джованни Аньелли) находится Музей римской культуры (Museo della Civilta Romana), где выставлены экспонаты раннеримской и классической эпохи, а также копии римских памятников Европы, Азии и Африки.

Неподалеку от Музея римской культуры расположено Аббатство трех фонтанов (Abbazia delle Tre Fontane). Согласно легенде, оно было основано на месте казни св. Павла, точнее говоря, на месте трех источников, которые забили после того, как отсеченная голова святого трижды коснулась земли. В Средние века эта болотистая местность была очень неблагоприятной как для строительства, так и для здоровья, однако в XIX веке орден траппистов выкупил эти земли, осушил их и посадил на территории эвкалипты. Можно не только полюбоваться на эти нехарактерные для Европы деревья, но и купить монастырскую продукцию на основе эвкалипта — лекарства и настойки. Италия — одно из основных туристических направлений в мире. Страна состоит из 20 областей, каждая из которых сохраняет свою индивидуальность. Самые известные и притягательные для путешественников города — Флоренция, Венеция, Верона, Милан и Неаполь. На северных альпийских склонах располагаются горнолыжные курорты, на юг Италии приезжают, чтобы насладиться дикой природой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930