Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Улица Порта-Латина – улица в Риме, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена улице Порта-Латина в Риме.

На развилке дорог стоит древняя колонна с крестом, прежде служившая ориентиром для паломников. Влево от колонны уходит via Porta Latina (виа ПортаЛатина). Примерно через 100 м слева находится небольшой двор, в глубине которого под сенью ветвистого кедра укрылась незаметная с дороги церковь СанДжованниаПортаЛатина (Chiesa di San Giovanni a Porta Latina, V в., перестройки 720 и 1191). В переднем дворике находится средневековый колодец. Портик поддерживают 4 классические колонны. Интерьер недавно отреставрировали, сохранив простоту первоначальной постройки. Нефы разделены античными колоннами разных стилей.

Фрески (XII в.) изображали 46 сцен из Ветхого и Нового Завета, но от них уцелели лишь небольшие фрагменты. Вернувшись на via Porta Latina, обойдем вокруг маленькой восьмигранной церкви СанДжованниинОлео (Chiesa di San Giovanni in Oleo, XVI в.). Название связано с представлениями о том, что церковь построена на месте, где, по апокрифическому преданию, евангелиста Иоанна бросили в котел с кипящим маслом для испытания крепости его веры, и он вышел из котла целым и невредимым.

Проект церкви приписывают Донате Браманте или Антонио да Сангалло Младшему. Деньги на строительство пожертвовал прелат Бенуа Адам, над дверьми церкви висит его герб с девизом на французском: Аu plaisir de Dieu («Отрада Господня»). Франческо Борромини украсил капеллу терракотовым фризом с узором из роз и пальмовых листьев. Через калитку рядом с храмом можно пройти в сады Сципионов (Parco degli Scipioni), на территории которых находится гробница рода Сципионов (Sepolcro degli Scipioni). Сципионы прославились как выдающиеся государственные деятели и военачальники, участвовавшие в Пунических войнах и захватившие Южную Италию, Испанию, Корсику, Алжир и Малую Азию. Самый известный представитель этого рода — Публий Корнелий Сципион Африканский, покоривший Карфаген и одержавший победу над Ганнибалом (202 до н. э.). Однако он похоронен не здесь, а в Литернуме, близ Неаполя, а римскую гробницу возвели для консула Корнелия Сципиона Барбата (ум. 298 до н. э.). Последние захоронения сделаны в середине II века до н. э. Сейчас многие саркофаги, урны и статуи заменены копиями, а подлинники хранятся в музеях Ватикана.

От гробницы Сципионов можно пройти еще к одному погребальному сооружению — хорошо сохранившемуся колумбарию Помпония Гила (Colombario di Pomponio Hylas, I в.), обнаруженному в 1831 году. Помпоний и его жена Виталина, судя по сохранившимся надписям, были разбогатевшими императорскими вольноотпущенниками. Из садов Сципионов по via di Porta San Sebastiano (виа диПортаСанСебастьяно) можно выйти к воротам СанСебастьяно (Porta San Sebastiano, V в.), — самым большим и наиболее сохранившимся воротам Аврелиановых стен. От них начинается via Appia Antica (виа АппияАнтика, древняя Аппиева дорога). В дохристианскую эпоху они назывались ПортаАппия, затем были переименованы, так как паломники ходили по via Appia в основном к базилике и катакомбам Св. Себастьяна. Рядом находится Музей стен Рима (Museo delle Mura di Roma). Экспозиция посвящена истории создания и реставрации городских стен. В 50 м от ворот находится арка Друза (Arco di Druso, III в.). Ее название — результат многовекового заблуждения: когдато это сооружение сочли античной триумфальной аркой. На самом деле это часть акведука АкваАнтониана, снабжавшего водой термы Каракаллы. С Друзом, пасынком императора Августа, она никак не связана. Отсюда по via di Porta San Sebastiano можно вернуться на piazzale Numa Pompilio. По дороге обратите внимание на богато декорированную церковь СанЧезареодеАппиа (Chiesa di San Cesareo de Appia, XII в., реконст. XVII в.) с ренессансным фасадом работы Джакомо делла Порта. С piazzale Numa Pompilio по via Druso (виа Друзо) можно пройти в сторону piazza di Porta Metronia (пьяцца диПортаМетрония), а затем по via della Navicella (виа деллаНавичелла) подняться на холм Целий (Celio).

На углу via della Navicella и via di Santo Stefano Rotondo (виа диСантоСтефаноРотондо) стоит образец раннехристианской архитектуры — церковь СантоСтефаноРотондо (Chiesa di Santo Stefano Rotondo, 468—483, реконструкция XV в.). Образцом для церкви СантоСтефано послужила погребальная церковь, со оруженная Константином в Иерусалиме. К цилиндрическому зданию пристроены четыре капеллы, ориентированные по сторонам света. В плане церковь образует крест с центральным круглым залом, окруженным 22 колоннами ионического ордера. Свет проникает в храм только через окна (их, как и колонн, 22, но некоторые из них были заложены кирпичом в середине XV в., во время реставрации, проводившейся по указанию папы Николая V). Изображения на стенах храма являются своеобразным мартирологом: по кругу расположены 34 фрески (Никколо Чирчиньяни, Марко да Сиена, XVI в.), изображающие пытки и мучения, которые претерпевали первые христиане. Каждая фреска сопровождается текстом, поясняющим изображение, и цитатой из Библии. Во время раскопок в подземельях церкви был раскрыт хорошо сохранившийся храм бога Митры — митреум. Напротив церкви находится базилика СантаМарияинДомника (Basilica di Santa Maria in Domnica, VII в., портик XVI в.), выходящая на piazza della Navicella (пьяцца деллаНавичелла). Заслуживает внимания мозаика (IX в.), созданная по заказу папы Пасхалия I, на которой он изображен у ног Мадонны с моделью храма в руках. Piazza della Navicella названа в честь фонтана Навичелла (Fontana della Navicella, «Кораблик», XVI в.). Эта модель римской галеры раньше стояла у входа в базилику, и только в XX веке из нее сделали фонтан.

Слева от церкви стоит арка, через которую можно пройти в городской парк, окружающий виллу Челимонтана (Villa Celimotana, 1580), некогда принадлежавшую герцогам Маттеи. С 1926 года в здании размещается Итальянское географическое общество, а в парке летом проводятся джазовые фестивали. В левом углу парка стоит египетский обелиск. Когда-то он украшал вход в храм Исиды на римском форуме. Во времена Тиберия культ Исиды был запрещен, а храм разрушен. В 1582 году сенат разрешил герцогу Чириако Маттеи, меценату и любителю старины, организовать музей на вилле Челимонтана и перенести туда этот обелиск с Капитолия. Установкой памятника занимался Джакомо делла Порта, поместивший древний монумент на основание из розового гранита.

Культ Митры Во II веке в Римской империи получили огромное распространение различные восточные религии и культы. Старый римский Пантеон сохранял значение официальной религии (тем более что император обычно занимал и пост верховного жреца Юпитера), однако в частной жизни римляне все чаще склонялись к верованиям Ближнего Востока и Передней Азии. Одним из них было христианство, которое приходилось исповедовать втайне и под постоянной угрозой казни. Зато был разрешен культ Митры, бога индоиранского происхождения. Митра упоминается еще в древнеиндийских Ведах, известно, что его почитали в Парсии, а после продвижения римских легионов к границам Ирана Митра стал одним из самых популярных богов Рима. Митраизм не оставил священных писаний, и детали культа Митры неизвестны, тем более что он был эзотерическим: у митраистов имелось несколько степеней посвящения, и посвященные должны были соблюдать обет молчания. Службы Митре совершались в специальных помещениях (митреумах), иногда расписанных фресками и приспособленных для ритуального застолья.

Тропинки парка выходят на piazza di Santi Giovanni e Paolo (пьяцца СантиДжованниэПаоло), где стоит романская колокольня, украшенная цветными изразцами. Она построена во времена правления Адриана IV (1154—1159), единственного папыангличанина, и составляет ансамбль с монастырем и базиликой СантиДжованниэПаоло (Basilica di Santi Giovanni e Paolo, IV в., реконструкции XII, XVI и XVIII вв.). Церковь посвящена двум римским военачальникам — Иоанну и Павлу. Братья, исповедовавшие христианство, отказались служить императоруязычнику Юлиану Отступнику и были казнены в своем доме в 362 году. В ходе раскопок, проводившихся в XIX веке в церковных подвалах, действительно были обнаружены римские двухэтажные дома II и III веков с хорошо сохранившимися настенными росписями, а также христианские захоронения. Ионический портик и два льва, охраняющие вход, появились в результате реконструкции XII века. Однако основные переделки производились в XVI веке: тогда сделали деревянный кессонный потолок, а Никколо Чирчиньяни расписал апсиду. В центральном алтаре в античной порфировой вазе хранятся останки мучеников. Если монастырские ворота открыты, можно зайти внутрь и увидеть глубокие раскопы. Внизу находятся остатки античного храма Клавдия, каменные блоки которого использовали при строительстве фундамента колокольни.

Далее можно пройти к церкви СанГрегориоМаньо (Chiesa di San Gregorio Magno, 575, неоднократные реконструкции) на piazza di San Gregorio (пьяцца диСанГрегорио). Церковь посвящена папе Григорию Великому и стоит на месте его дома, превращенного по воле святого в монастырь. Современный фасад храма, построенный Джованни Баттиста Сориа, датируется 1633 годом. Орел над входом — геральдический симол семейства Боргезе. Интерьер в стиле барокко оформил Франческо Феррари в XVIII веке. Сохранился мозаичный пол в технике косматеско и 16 античных колонн, разделяющих храм на три нефа.

В глубине южного нефа находится капелла Св. Григория, в ее алтаре можно увидеть барельеф с изображением эпизодов из его жизни. В северном нефе расположена капелла Сальвиатти (кон. XV в.). Здесь на мраморном алтаре работы Андреа Бреньо изображена возглавляемая папой Григорием процессия, во время которой ему явился ангел. В нише правой стены капеллы находится старинная фреска с изображением Мадонны, перед которой, по преданию, молился Григорий. Просторный церковный дворик окружен галереей с остатками фресок и старинными надгробиями у стен.

Слева похоронен сэр Эдвард Карне, приезжавший в Рим в 1530х годах для того, чтобы добиться согласия папы на развод английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской. Справа сохранились древний колодец и фрагменты римских стен, а в глубине есть вход в три капеллы, построенные в начале XVII века под патронажем кардинала Чезаре Баронио. В центральной капелле Св. Андрея заслуживает внимания фреска Доменикино со сценой бичевания святого и «Шествие св. Андрея на казнь» кисти Гвидо Рени. Главный алтарь расписывал Никколо Чирчиньяни. Капелла Св. Сильвии, расположенная справа, посвящена матери папы Григория Великого. Здесь интересен «Ангельский хор» Гвидо Рени, которому «внимает» статуя св. Сильвии работы Николо Кордьери, ученика Микеланджело (XVII в.).Капелла Св. Варвары, она же трапезная, украшена фресками Антонио Вивьяни (1602), рассказывающими о распространении христианства в Британии. За стоящим здесь мраморным столом св. Григорий каждый день кормил 12 бедных паломников (по числу учеников на Тайной вечере). Говорят, однажды к ним присоединился ангел. В этой же капелле установлена статуя св. Григория (Николо Кордьери, 1602).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930