Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Улица Венти-Сеттембре или улица Двадцатого сентября, Рим, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен улице Венти-Сеттембре или улице Двадцатого сентября в Риме.

По via Orlando (виа Орландо) можно дойти до перекрестка с via XX Settembre (виа ВентиСеттембре), где стоит церковь в стиле барокко — СантаМарияделлаВит тория (Chiesa di Santa Maria della Vittoria, XVII в.). При ее строительстве Карло Мадерна повторил церковь СантАндреаделлаВалле, только в миниатюре, и первоначально храм посвятили св. Павлу. Название церкви изменилось после того, как в 1620 году католические войска одержали победу над протестантами под Прагой, а исход битвы приписали чудесному вмешательству небольшой иконы Богоматери. Позже образ перенесли в Рим и установили в этой церкви. Композиционный центр капеллы Корнаро — знаменитая скульптурная работа Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз св. Терезы». Вместе с посетителями за действием «наблюдают» постоянные «зрители»: кардинал Федерико Корнаро (заказчик) и его семья. Скульптор разместил их изваяния (8 персон) в подобии театральных лож справа и слева от сценыалтаря. Во второй капелле южной стены можно увидеть «Явление Мадонны с Младенцем св. Франциску» Доменикино, а третью капеллу северной стены украшает «Троица» Гверчино. Рядом расположена еще одна церковь в стиле барокко — СантаСусанна 185 (Chiesa di Santa Susanna, церковь Святой Сусанны). Первоначальный храм IV века построили в память о мученической смерти римской святой — девы Сусанны, однако от него ничего не сохранилось. Церковь неоднократно перестраивалась и обновлялась. Нынешний фасад возвел Карло Мадерна(1603). Неф украшен фресками Бальдассаре Кроче, на них изображены сцены из жизни ветхозаветной Сусанны.

Напротив, на piazza di San Bernardo (пьяцца диСанБернардо), установлен массивный фонтан АкваФеличе (Fontana dell’Acqua Felice, Доменико Фонтана, XVI в.), больше известный как фонтан Моисея (Fontana del Mosè). Фонтан с тремя изящными арками обозначает окончание акведука АкваФеличе, восстановленного по инициативе папы Сикста V (в миру Феличе Перетти). Боковые барельефы изображают ветхозаветные сюжеты, связанные с водой. В частности, своим названием он обязан непомерно большой статуе Моисея, высекающего воду из скалы, помещенной в центральную нишу. Скульптура настолько диссонирует с самим фонтаном, что римляне с удовольствием рассказывают легенду: будто бы на открытии пророк скорчил недовольную гримасу, выражая презрение незадачливому автору. От piazza di San Bernardo начинается via Torino (виа Торино), ведущая к piazza di Santa Maria Maggiore (пьяцца СантаМарияМаджоре). Здесь расположена одна из семи главных римских церквей — базилика СантаМарияМаджоре 186 (Basilica di Santa Maria Maggiore, V в.). Это самый большой римский храм, посвященный Деве Марии. Базилика, основанная папой римским Либерием, называется также Либериана, или Храм на снегу (Santa Maria della neve).Базилика не раз меняла свой облик, но, несмотря на сочетание разных стилей, представляет собой достаточно гармоничное сооружение. Колокольня со шпилем (75 м), построенная в 1377 году, считается самой высокой в городе. Нынешний грандиозный фасад, сквозь проемы портика которого просматривается мозаика прежнего фасада, выполнен в середине XVIII века по проекту Фердинандо Фуга. Вверху на золотом фоне изображен благословляющий Христос, а ниже — четыре сюжета из легенды о снеге. Во время религиозных праздников папа повторяет жест Христа, благословляя собравшихся, поэтому верхняя ложа называется «ложей благословения».От V века в базилике остались центральный неф, колонны (иони ческий ордер) нефа и мозаики (над колоннами) на сюжеты из Ветхого Завета.

Знаменитый кессонированный потолок (XV в.) блистает первым золотом, привезенным на кораблях Колумба из Нового Света. Золото подарил храму папа Александр VI Борджа, поэтому на потолке изображен его герб. Апсиду украшает мозаика «Коронование Девы Марии» (Якопо Торрити, 1295). Балдахин (1740) поддерживают порфировые колонны, отделанные бронзой. Интерес представляет готическая гробница кардинала Родригеса (1299) — она выполнена в технике косматеско и находится справа от главного алтаря. В крипте, куда ведут начинающиеся справа и слева от алтаря лестницы, в реликварии хранится 5 фрагментов Святых яслей, в которых лежал младенец Христос.

Перед реликварием Игнацио Джакометти изобразил коленопреклоненного папу Пия IX, застывшего в молитве (XIX в.). Здесь же находятся реликвии апостола Матфия. Капелла Святых Таинств (или Сикстинская) находится в южном рукаве трансепта. Доменико Фонтана построил ее по заказу папы Сикста V (1584—1587) в классическом стиле. Он же сделал надгробие на могиле папы. Капелла в плане представляет собой равносторонний (греческий) крест. Ее купол завершается высоким световым фонарем. В центре установлена бронзовая скиния, которую поддерживают четыре ангела. Если спуститься в крипту, можно увидеть остатки мраморного presepe (рождественского вертепа) XII века.

В северном трансепте в капелле Боргезе (она же Паулине), названной по имени папы Павла V Боргезе, хранится древняя икона Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Именно эту икону держал в руках папа Григорий Великий, шедший во главе процессии и моливший об избавлении от чумы, когда ему явился ангел, вкладывающий меч в ножны. С тех пор иконе молятся, прося об исцелении, и называют «Дарующей здоровье народу Рима» (Salus Popoli Romani).Капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта по проекту Микеланджело. Недалеко от СантаМарияМаджоре, на узкой via di Santa Prassede (виа диСантаПрасседе) стоит базилика СантаПрасседе (Basilica di Santa Prassede, IX в.).В период массового увлечения святыми мощами (IX в.), когда ранние христианские захоронения безжалостно расхищались, папа Пасхалий I перенес из катакомб в СантаПрасседе останки двух тысяч христианских мучеников. Три нефа церкви разделены гранитными колоннами. В центральном нефе есть круглая порфировая плита, закрывающая колодец. Надпись гласит, что в этом колодце св. Пракседа (см. врезку) собирала останки христианских мучеников, чтобы похоронить их по христианскому обряду. Статуя изображает святую, собирающую губкой кровь погибших за веру.

Капелла СанДзеноне (Capella Zenone, 820), покрытая византийскими мозаиками, строилась как мавзолей матери папы Пасхалия I Теодоры. За красоту капелла прозвана «Райским садом». По углам изображены четыре ангела, удерживающие плат с ликом Христа, а над аркой — Теодора с квадратным нимбом вокруг головы (это, возможно, означает, что при создании капеллы она была еще жива).

В стеклянном реликварии хранится часть колонны, привезенная из Иерусалима в XIII веке после VI Крестового похода. Согласно преданию, именно около нее бичевали Иисуса в претории римского прокуратора Понтия Пилата. С широкой via Merulana (виа Мерулана), идущей от piazza di Santa Maria Maggiore, можно свернуть на viale del Monte Oppio (виале дель МонтеОппио), которая приведет к следующей церкви — базилике СанМартиноаиМонти (Basilica di San Martino ai Monti, реконстр. VI и XVI вв.).

Церковь была построена по приказу папы Сильвестра I на месте примыкавшего к термам Траяна дома некоего Эквиция, отданного хозяином для богослужений. Фрагменты дома можно видеть в крипте. От первоначального храма сохранились 24 античные колонны и камни у основания церкви на via Equizia. Интерьер примечателен фресками Филиппо Гальярди (1650) и пейзажами французского художника Гаспара Дюге (1613—1675), на которых можно увидеть соборы Св. Петра и СанДжованниинЛатерано в их первоначальном виде.

На углу viale del Monte Oppio и via delle Terme di Traiano (виа деллеТермедиТрайяно) можно видеть расчищенное основание цистерн СеттеСале (Sette Sale, 104), построенных для снабжения водой терм Траяна. Резервуар (30 х 5 м), вмещавший 8000 т воды, расположен гораздо ниже уровня современной мостовой. Рядом стоит полуразрушенная экседра терм, где когдато находилась библиотека. Если пройти по парку Траяна дальше, можно увидеть то, что осталось от гигантского Золотого дома (Domus Aurea) — руины дворцового крыла. Золотой дом строился в 65—67 годах по приказу императора Нерона и должен был превзойти все существовавшие до того дворцы. Его территория была в несколько раз больше территории нынешнего Колизея, стены были украшены золотом и перламутром, некоторые залы были сконструированы таким образом, что с потолков на гостей сыпались лепестки цветов, а столовая вращалась вокруг своей оси.

Рядом с дворцом выкопали озеро, окруженное садами и рощами, в которых гуляли дикие звери. Император покончил жизнь самоубийством через год после завершения строительства, а его наследники стремились как можно скорей отделаться от дурной славы императорабезумца: Веспасиан осушил озеро и построил на его месте Колизей, Тит и Траян воздвигли неподалеку термы, а Адриан велел поставить храм Венеры и Ромы на месте вестибюля, в котором стояла огромная золотая статуя Нерона.

При первых раскопках на холме Оппио присутствовали Рафаэль и Микеланджело, которые любовались фресками в гротах, получившими название «гротески». Мотивы этих фресок позже использовались мастерами для украшения дворцов. Тогда здесь были найдены многие античные шедевры, в том числе всемирно известная скульптурная группа «Лаокоон».

Viale del Monte Oppio, переходящая в via Eudosiana (виа Эудозиана), приводит к знаменитой римской церкви СанПьетроинВинколи (Chiesa di San Pietro in Vincoli, V в.). В этой церкви хранятся цепи (итал. vincoli), которыми, согласно преданию, был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме. Впоследствии цепи хранились в Константинополе, а в V веке императрица Евдокия отправила одну из цепей в Рим, и папа Лев I велел выстроить храм для хранения реликвии. Через несколько лет вторая цепь таинственным образом воссоединилась с первой. Их можно увидеть у центрального алтаря в позолоченной дарохранительнице со стеклянными стенками. Однако более всего церковь известна тем, что здесь хранится «Моисей» Микеланджело (1505—1513). Моисей задумывался как одна из фигур, украшающих гробницу папы Юлия II, но папа умер, новые заказы отвлекли Микеланджело от грандиозного проекта, и памятник остался незавершенным. «Рожки» на голове пророка символизируют лучи света, появившиеся после общения пророка с Яхве. Справа перед выходом из церкви под ренессансным надгробием похоронен кардинал Николай Кузанский (1401—1464), философ и математик.

От церкви СанПьетроинВинколи можно выйти на современную via Cavour (виа Кавур) и свернуть с нее на узкую via Serpenti (виа Серпенти). На пересечении с via Madonna dei Monti (виа МадоннадеиМонти) стоит церковь СантаМариядеиМонти (Chiesa di Santa Maria dei Monti, 1580), построенная по проекту Джакомо делла Порта. В алтаре находится чудотворный средневековый образ Девы Марии, покровительницы квартала Монти. В северном трансепте заслуживает внимания надгробие (Акилле Альбачини,1892) французского святого Бенедикта Лабре, умершего в 1783 году вблизи этой церкви. Лабре был нищим терциарием францисканского ордена, всю жизнь скитался, путешествуя от одной христианской святыни к другой, и отвергал помощь благотворителей. Последние годы своей жизни он прожил в развалинах Колизея. Квартал Монти с невысокими домами — кусочек подлинного средневекового Рима. На другой стороне via Cavour видна лестница, поднимающаяся к монументальному дворцу Борджа (Pallazo Borgia).Via Madonna dei Monti ведет к мощной башне ТорредеиКонти 194 (Torre dei Conti, XII в.), построенной на античных руинах. Башня принадлежала роду Конти и считалась одним из чудес Рима. Петрарка посвятил сонет разрушительному землетрясению 1349 года, во время которого ТорредеиКонти сильно пострадала. В Средние века вся территория вокруг была столь густо застроена башнями, что называлась «Полем башен». Уцелели немногие — например, ТорредельГрилло 195 (Torre del Grillo) на одноименной piazza del Grillo (пьяцца дель Грилло).

На этой же площади стоит старинный дом рыцарей Родоса (Casa dei Cavalieri di Rodi, XII в.). Рыцари Родоса — раннее название Мальтийского ордена. Ажурная лоджия выходит одной стороной на форум Траяна, другой — на форум Августа. Внутри дома находится капелла Св. Иоанна, покровителя ордена, однако осмотреть ее можно только по предварительной договоренности или во время воскресного богослужения. Salita del Grillo (салита дель Грилло) ведет к церкви СантаКатеринааМаньянаполи (Chiesa di Santa Caterina a Magnanapoli, XVII в.), недалеко от которой на возвышении расположена барочная церковь СантиДоменикоэСисто (Chiesa di Santi Domenico e Sisto, церковь Свв. Доминика и Сикста II, XVII в.), возникшая в результате перестройки старого монастыря. Церковь закрыта для посещения. С 1931 года здание принадлежит Международному колледжу доминиканцев Angelicum (ныне Университет Фомы Аквинского).От церкви СантаКатеринааМаньянаполи по via Quattro Novembre (виа КуатроНовембре) можно пройти к башне ТорределлеМилицие (Torre delle Milizie, XIII в.). Много веков подряд римляне считали, что именно с этой башни Нерон наблюдал, как горит подожженный им Рим, и пел песнь Гомера о гибели Трои, подыгрывая себе на цитре. Современные историки сомневаются в том, что Нерон организовал поджог города, а легенда о башне совсем неправдоподобна, поскольку ТорределлеМилицие построена в Средние века. Ее неоднократно повреждали молнии, а во время землетрясения 1349 года она лишилась этажа. Напротив колонны Траяна (Colonna Traiana, 40 м, 113), прославляющей походы императора в Дакию, находятся две небольшие церкви, посвященные Богоматери. Церковь СантиссимоНомедиМария (Chiesa del Santissimo Nome di Maria, церковь Святейшего Имени Марии, XVIII в.) была построена в ознаменование снятия турецкой осады Вены войсками Яна Собеского (1683). Семь капелл эллиптического в плане здания украшены разноцветным мрамором. В центральном алтаре хранится икона с изображением Богоматери (XI—XII вв.).В строительстве соседней церкви СантаМариядиЛорето (Chiesa di Santa Maria di Loreto, нач. XVI в.) принимал участие Антонио Сангалло Младший, а завершил его Джакомо дель Дука. Мраморный барельеф над порталом с изображением Девы Марии и Святого дома из Лорето — работа Андреа Сансовино. Особого внимания заслуживают капелла, расписанная Помаранчо, большие полотна Джузеппе Чезари и четыре ангела Стефано Мадерно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930