Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Тринакрия – символ острова Сицилия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен символу острова Сицилия – Тринакрии.

На флаге современной Сицилии красуется странное изображение лохматой головы с тремя согнутыми ногами – это и есть Тринакрия. Остров всегда был лакомым куском для завоевателей. Еще в античные времена жители Сицилии решили сделать своим символом голову Медузы горгоны, которая способна одним взглядом превратить врага в камень. Три ноги символизируют солнечные лучи, так как на этой земле, согласно легенде, жил Гелиос – бог Солнца. Сицилия – действительно самое солнечное место в Италии, количество солнечных часов в год здесь достигает 2750 (для примера, на Лазурном Берегу тот же показатель не превышает 1900). Современным обликом дворец обязан норманнам, превратившим старую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Над его созданием трудились арабские и византийские архитекторы, историки архитектуры называют Ко ролевский дворец в Палермо «вершиной мавританской архитектуры на Западе», и действительно — комплекс похож на резиденции мусульманской Испании не только отделкой, но и планировкой, где жилые, парадные, служебные и технические помещения соединены между собой изящными галереями и разделены пышными садами.

Наибольший интерес представляют королевские апартаменты, куда входят: Обеденный, Желтый и Красный залы, Зал вицекоролей и салон Геркулеса, но настоящей сокровищницей дворца остается зал Рожера, расположенный на третьем этаже. Часть стен, своды и арки зала украшает золотая мозаика с изображением изящных охотничьих сцен — сравнительно редкий пример светского мозаичного искусства.

Настоящей жемчужиной Королевского дворца остается Палатинская капелла (CappellaPalatina, вход со стороны p. dell’Indipendenza) — шедевр искусства эпохи норманнов. Ее строительство было начато в 1130 году и завершено через 13 лет.

Капелла, освященная во имя апостола Петра, представляет собой трехнефную базилику, нефы которой разделены рядами гранитных коринфских колонн, увенчанных золочеными капителями. Мозаичные мраморные полы выполнены под влиянием римских мастеров, однако геометрия некоторых орнаментов указывает на мавританские вкусы художников, участвовавших в декорировании капеллы.

Самым ярким доказательством присутствия при строительстве и оформлении базилики мусульманских художников считается расписной деревянный потолок со «сталактитовым» декором, более привычным в мечети, чем в христианском храме. Впрочем, мастера допустили некоторое отступление от законов ислама — они позволили себе изобразить не только абстрактные арабески, но и фигуры людей и животных.

Однако главное сокровище капеллы — золотые мозаики, созданные, вероятно, при участии византийских мастеров. Особое внимание стоит обратить на изображение Христа Пантократора, украшающее центральный купол. Христа окружают ангелы, архангелы, евангелисты и пророки. Это самая древняя мозаика капеллы, она относится к 1143 году.

Еще один лик Сына Божьего можно увидеть в конхе центральной апсиды, там его сопровождают Дева Мария, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель. Не менее интересны и другие мозаики — на стенах, сводах и арках капеллы.

В северной части p. dell’Indipendenza, по соседству с Норманнским дворцом, стоят ворота ПортаНуова (Porta Nuova — Новые ворота). Отсюда берет начало одна из главных улиц Палермо — corso Vittorio Emanuele II (бывшая Cassaro). Новые ворота представляют собой триумфальную арку, установленную в 1583 году на месте старых ворот, которые, в свою очередь, были сооружены в честь победы императора Карла V над тунисскими пиратами. Въезд в Старый город охраняют четыре атланта, двое из которых лишены рук: это фигуры пленных мавров. На крыше здания хорошо виден керамический орел — символ Палермо. В помещениях верхних этажей сооружения сохранилась оригинальная обстановка середины XIX века. Сразу за Новыми воротами начинается старинный квартал СанДжакомо (San Giacomo), построенный испанцами еще в XVI—XVII веках. Вдоль corso Vittorio Emanuele II с левой стороны стоит протяженный комплекс Семинарии (1538—1591) и Архиепископского дворца (1460). В палатах архиепископа сейчас расположен Музей патриархии.

Минуя Архиепископский дворец, попадаем прямо на p. del Cattedrale (п. Каттедрале, Соборная площадь). Кафедральный собор Вознесения Богоматери 4 (CattedraleVergineAssunta) стоит на месте древнейшего городского святилища: здесь возводили культовые сооружения и финикийцы, и римляне, и византийцы. Арабы перестроили раннехристианскую базилику в мечеть, а норманны, как только пришли к власти на Сицилии, заменили мусульманский храм на христианский.

Строительство существующего собора было начато в 1184 году по приказу архиепископа Палермо Гуальтьеро Оффамилио. Западный фасад (XIV—XV вв.) ориентирован на запад, он выходит на via Bornello (виа Борнелло), через которую переброшены две стрельчатые арки, соединяющие сам собор с колокольней. Вход через западные врата, как правило, закрыт, а посетители попадают внутрь через элегантный резной портал южной стены. Благодаря тому что эта часть храма ориентирована непосредственно на Соборную площадь и на corso Vittorio Emanuele II, южный фасад с градостроительной точки зрения стал главным. По контрасту с пышным внешним обликом интерьер собора неожиданно скромен. В правом нефе расположены усыпальницы венценосных хозяев Палермо: Рожера II (1154), Генриха VI (1197), Констанции Арагонской (1222), Констанции, дочери Рожера II (1198), Фридриха II, Педро Арагонского (1342). В той же части храма хранятся частицы мощей св. Марии Магдалины и св. Кристины, первой покровительницы Палермо. Останки нынешней патронессы города св. Розалии покоятся в массивной серебряной раке, расположенной в левом нефе собора. Перед собором расположен симпатичный сад, разбитый в XV веке. В центре этого зеленого оазиса возвышается фонтан, украшенный статуей св. Розалии, попирающей Чуму.

Продолжив путь по corso Vittorio Emanuele II, через две минуты окажемся на p. Quattro Canti (пл. КуаттроКанти, площадь Четырех Углов), образованной пересечением старой via Cassaro и via Maqueda. Отсюда расходятся в разных направлениях магистрали, делящие город на четыре части: духовную на северозападе (Кафедральный собор и Архиепископский дворец), светскую на югозападе (Норманнский дворец), судебную на юговостоке (здание Трибунала) и Портовую на северовостоке. Следуя традициям барокко, архитекторы Джулио Лассо и Джузеппе д’Аванцато создали единое восьмиугольное пространство, оформив все четыре угловых здания в едином стиле. Нижний ярус каждого «угла» украшен фонтаном и аллегорической статуей одного из времен года, второй уровень охраняют изображения испанских монархов — Филиппа II, Филиппа III, Филиппа IV и Карла VI. На верхних этажах — небесные покровительницы Палермо: святые Агата, Кристина, Нинфа и Олива. Площадь была оформлена за шесть лет до обретения мощей св. Розалии и признании ее небесной покровительницей, к тому времени предыдущие святые уже заняли свои места на «углах», но статус их все равно понизили. В разное время суток и в зависимости от сезона солнце меняет внешний вид площади, изза чего это место в городе называют «Театром Солнца».К востоку от площади Четырех Углов расположена p. Pretoria (пл. Претория), свое название она получила благодаря палаццо Претория (Palazzo Pretoria), занимающему южную часть пространства с XV века. Старинное здание называется еще также «Дворцом орла» — изза изваяния орла над центральным порталом. Некогда здесь заседал городской сенат, а теперь располагается муниципалитет Палермо.

Кроме того, на площадь выходят церкви СанДжузеппедеиТеатини (San Giuseppe dei Teatini) и СантаКатерина (Santa Caterina). Главным украшением площади считается грандиозный фонтан «Претория» (Fontana Pretoria), привезенный в Палермо из Тосканы в 1574 году. История этого источника такова: в 1554—1555 годах флорентийский скульпторманьерист Франческо Камильяни изваял этот шедевр для вицекороля Педро Толедского. Когда ктото из жителей Палермо увидел фонтан и описал его землякам, горожане решили во что бы то ни стало завладеть им. Наследники вицекороля, получив огромную сумму в 30 000 эскудо, не стали возражать против перемещения тосканского чуда на землю Сицилии. Сыну скульптора Камилло Камильяни потребовалось 20 лет на то, чтобы разобрать сложную композицию на 644 части, перевезти ее в Палермо, а затем собрать фонтан на новом месте. Обнаженные фигуры аллегорий еще долго вгоняли в краску целомудренных палерметанцев, и чтобы избежать конфуза, каменных нимф то и дело наряжали в различные одеяния. В народе до сих пор источник называют «фонтаном стыда», а площадь — «площадью Бесстыдства».

Церковь СанКатальдо (San Cataldo) находится рядом с Четырьмя Углами, на площади, расположенной по другую сторону палаццо Претория. Внешний облик здания удивительно лаконичен: в плане оно представляет собой прямоугольник, его стены лишь слегка облегчены глухими арками и немногочисленными проемами, три красных полусферических купола расположены вдоль оси центрального нефа. Церковь, как было заведено у норманнских государей, строили в XII веке арабские зодчие по заказу адмирала Майоне ди Бари. Сейчас церковь принадлежит кавалерам ордена Гроба Господня.

Церковь СантаМариядельАммиральо (Santa Maria dell’Ammiraglio), более известная как базилика Марторана (La Martorana), стоит рядом с церковью СанКатальдо и по праву считается одним из важнейших памятников Палермо. Марторану построили в 1143 году на пожертвования византийского адмирала Георгия Антиохийского, служившего королю Рожеру. Отсюда и название — «Адмиральская церковь Св. Марии». Второе имя храм получил, когда в 1435 году Альфонс Арагонский передал его женскому бенедиктинскому монастырю, основанному Элоизой Мартораной. Из этой же благочестивой обители родом типичная сицилийская сладость — frutta di Martorana, марципановые пирожные в форме различных фруктов. Сегодня трудно судить о первоначальном внешнем облике Адмиральской церкви, сильно перестроенной в XVI и XVII веках. От первоначальной романской церкви сохранилась лишь колокольня и древнейшие на Сицилии мозаики. Барочная церковь СанМаттео (San Matteo) расположена перед p. Quattro Canti. Она построена в 1633 году для религиозного братства, ставившего своей целью молитву за души грешников, томящихся в чистилище.

Церковь Св. Франциска Ассизского (Chiesa di San Francesco di’Assisi) тоже находится неподалеку от corso Vittorio Emanuele II. По иронии судьбы храм, возведенный по инициативе монахов нищенствующего ордена, оказался в одном из самых богатых районов Палермо. Церковь возвели в 1255—1277 годах, но в ходе последующих столетий неоднократно перестраивали. От бомбежек Второй мировой войны храм сильно пострадал, но послевоенные реставраторы смогли возвратить ему первоначальный облик, к тому же удалось обнаружить фрагменты древнейших стен.

Часовня СанЛоренцо (Oratorio di San Lorenzo) была также построена в 1569 году на средства ордена францисканцев и находится по соседству с их главной церковью, посвященной св. Франциску. Часовня богато украшена скульптурой Джакомо Серпотта. Дворец КьярамонтеСтери (Palazzo ChiaramonteSteri) более известен как Дворец священного трибунала и инквизиции. Внушительное здание с внутренним двором было возведено в XIV веке для семейства Кьярамонте, но после казни последнего представителя рода дворец стал резиденцией испанских вицекоролей. В 1602 году, когда в Палермо начали работу суды инквизиции, в семейном гнездышке Кьярамонте обосновался Верховный инквизитор острова. Прямо за зданием дворца располагались тюрьмы. Приговор осужденным зачитывали на площади Кафедрального собора, но приводили его в исполнение в других частях города, в зависимости от способа казни. Простых преступников вешали на крюках, вбитых прямо в стены здания.

Инквизиция в Палермо была упразднена в 1862 году, а через год был сожжен ее архив, в котором содержались ценнейшие документы. Одно время во дворце был устроен приют для бедных, затем располагалась таможня, а теперь здание передано ректорату Университета Палермо.

К северу от дворца стоят ворота ПортаФеличе (Porta Felice — врата Счастья), а сразу за ними расположена древнейшая гавань Палермо, бухта Кала (La Cala). До XVI века этот небольшой залив служил единственной гаванью города. Несмотря на то что за многие столетия бухта сильно обмелела, ее очертания почти не изменились. В 1567 году был открыт новый порт Палермо, он быстро рос и развивался, пока не стал самым большим на Сицилии. В начале XX века именно отсюда в поисках лучшей доли уплывали тысячи эмигрантов к далеким берегам Северной Америки. В годы Второй мировой войны порт Палермо сильно пострадал от бомбардировок союзников, но был заново отстроен всего за несколько лет.

Международный музей марионеток Антонио Паскуалино (Museo internazionale delle marionette Antonio Pasqualino) считается крупнейшим хранилищем кукол, которых там насчитывают более 2000. Здесь же собраны костюмы, декорации, афиши из разных кукольных театров мира. Галерея Сицилии (Galleria Regionale della Sicilia) размещена во дворце Абателлис XV века, построенном для префекта Палермо Франческо Абателлиса. После Второй мировой войны дворец решили передать главной художественной галерее Сицилии. В музее собраны произведения живописи и скульптуры от Средневековья до конца XVIII века. Ботанический сад (Orto Botanico, 10 га) разбит в 1785 году ландшафтными архитекторами Леоне де Фурни и Венацио Марвулья по заказу Фердинанда III. Ботаническая коллекция Палермо славится во всем мире.

Церковь СанДоменико (San Domenico) выходит на via Roma. Храм в стиле барокко начали строить в 1640 году по проекту Андреа Чирринчоне, а закончили только в 1726 году. Для того чтобы создать для столь пышного сооружения достойное окружение, пришлось снести целый квартал и сформировать одноименную площадь. Церковь примечательна тем, что в ней принято хоронить наиболее знаменитых сынов острова, поэтому ее иногда называют «Пантеоном сицилийцев».

Археологический музей (Museo Archeologico Regionale) базируется в здании XVII века, бывшей обители монахов ордена Св. Филиппа, что на площади Оливелла (Casa dei padri Filippini dell’Olivella). В музее хранятся коллекции артефактов различных цивилизаций, оставивших след на Сицилии, — этрусков, финикийцев, греков, римлян и др., а также находки доисторического периода.

Театр Массимо (Teatro Massimo) называют одним из самых прекрасных в Старом Свете, это третья по величине в Европе оперная сцена XIX века. Строительство здания велось с 1875 по 1897 год под руководством отца и сына Базиле. Подобный долгострой суеверные горожане объясняли тем, что, расчищая площадку для строительства, снесли и старый монастырь, и его насельницы прокляли будущий театр. Многие прославленные певцы и музыканты выступали на оперной сцене Палермо, здесь начал свою карьеру Лучано Паваротти. Сразу за театром начинается арабский рынок.

Театр Политеама им. Джузеппе Гарибальди (Teatro Politeama Giuseppe Garibaldi) построен в 1867—1874 годах по проекту Дамиани Альмейда в неоклассическом стиле. Политеама переводится как «сцена для разнообразных спектаклей», изначально здесь действительно давали любые представления, от классической оперы до цирковых шоу. В последние годы сцена Политеама служит лишь для музыкальных шоу. Церковь СанДжованнидельиЭремити (San Giovanni degli Eremiti) построена в период наивысшего расцвета норманнской цивилизации на Сицилии. Инициатором строительства в 1136 году выступил Роджер II. Храм, возведенный в арабонорманнском стиле на месте мусульманской мечети, стал частью более древнего монастыря, который на тот момент слыл самым богатым и престижным на Сицилии. В XV веке обитель перешла к бенедиктинцам, они же привнесли в убранство церкви и монастыря некоторые изменения.

За пределами Старого городаВне Старого города тоже есть немало интересных памятников. Если вернуться от порта по сorso Vittorio Emanuele II и продолжить путь сквозь Новые ворота и далее по corso Calatafimi, то можно добраться до еще одного знаменитого памятника норманнской эпохи. Куба (La Cuba) — это загородный дворец норманнских королей; он построен в 1180 году по приказу Вильгельма II. В XIV веке Джованни Боккаччо, восхищенный изяществом этого замка на воде, сделал его сценой для одной из своих новелл. В том же парке Вильгельм II пожелал возвести и маленький павильончик. Кубола (La Cubola) по стилю сильно смахивает на своего большого брата, но, в отличие от него, увенчано красным полусферическим куполом. Королевский парк (Parco Reale) сегодня превратился в современный жилой район, так что Куба и Кубола стоят в окружении обычных домов. К северу от них, в подобных же спальных кварталах можно отыскать еще один памятник норманнского зодчества — замок Дзидза (Castello della Ziza). Замок начал строить король Вильгельм I, а Вильгельм II завершил строительство после смерти своего отца (1165—1167). До сих пор, несмотря на все вмешательства времени и человека, замок остается прекрасным образцом общественного здания, выполненного в арабонорманнском стиле. Совсем недавно помещения замка открыли для широкой публики. Здесь можно ознакомиться с экспонатами Музея ислама, посетить королевские апартаменты и общественные залы, расположенные на верхних этажах.

Любителям мрачной экзотики стоит обязательно посетить монастырь и катакомбы капуцинов (Convento e Catacombe dei Cappuccini), расположенные ровно посередине между Кубой и замком Дзидза. Монастырь построен в 1621 году на месте старого норманнского храма. В главной церкви капуцинской обители, освященной в честь Богоматери, дарующей мир (Santa Maria della Pace), сохранилось немало старинных картин, однако туристы со всего мира стремятся сюда ради того, чтобы посетить катакомбы. Эта жутковатая обитель смерти начала функционировать в XVII столетии и продолжила свое существование до начала XX века.

Здесь хоронили поразному: некоторые тела бальзамированы, а другие просто укладывали на полочку и оставляли разлагаться до скелета. В катакомбах отчетливо прослеживается строгий социальный порядок, где каждое сословие, профессия, пол или возраст занимают свою определенную «нишу в смерти». Редко удается увидеть подобный спектакль загробного мира, где покойники, облаченные в свои лучшие одежды, сидят, стоят и лежат, как бы зависнув между жизнью и смертью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30