Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Площадь Кампо - центральная площадь итальянского города Сиены

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен площади Кампо — центральной площади итальянского города Сиена.

Рiazza il Campo, главная площадь города, на которой св. Бернардино Сиенский в XV веке собирал на проповеди толпы народа, кажется специально приспособленной для публичных выступлений. Это не случайно: форма пьяццы повторяет очертания римского театра, камень которого пошел на ее строительство. Подобно античным театрам, часто размещавшимся на склонах холмов, площадь понижается к палаццо Пубблико. Однако для истинного сиенца Кампо — это плащ Девы Марии, укрывающий сердце города. Одна из самых красивых площадей Европы вымощена камнем разных оттенков и разделена полосами из травертина на 9 секторов, в память о том времени, когда городом правил Совет Девяти.

Название фонтана Фонте-Гайа (Fonte gaia) в северной части Кампо означает поитальянски «радостный источник». Фонтан — один из символов городской власти — знаменит тем, что панели для него (1408—1419) создал один из лучших мастеров раннего Ренессанса в Италии, скульптор Якопо делла Кверча. ФонтеГайа — одно из лучших произведений художника — украшен рельефами, на которых изображены Виртус (аллегория Доблести), Акка Ларенция (воспитательница Ромула и Рема), Рея Сильвия (их мать) и Спес (аллегория Надежды).

Еще вместе с отцом, работавшим с Арнольфо ди Камбио в качестве помощников Никколо Пизано над созданием кафедры для Дуомо, Якопо начал работать в Сиене. В рельефах фонтана видно, как внимательное изучение древнеримских статуй и саркофагов непосредственно отразилось в его творчестве: в них уже нет готических острых форм, усложнилась и стала мягче пластика, он начал заимствовать с античных саркофагов классические мотивы — типы лиц, одежды, орнаменты. В знании анатомии и в передаче индивидуальности изображаемых лиц Якопо делла Кверча уступает своему современнику Донателло, но в величественности форм, в силе и глубине чувства, одухотворенной экспрессии он может считаться преемником Джованни Пизано и предшественником Микеланджело. Подлинные и, к сожалению, сильно поврежденные временем и водою работы делла Кверча, выполненные XV веке, хранятся сегодня в лоджии палаццо Пубблико, а фонтан украшают копии (XIX в.).

Палаццо Пубблико начали строить в 1297 году. В 1299 году возведен главный корпус, а в 1310 году закончено строительство боковых крыльев. Главный корпус палаццо выполнен в стиле тосканской готики. Верхний ярус фасада украшают солнечные часы с монограммой Христа, а двумя ярусами ниже красуется герб семьи Медичи, напоминающий о присоединении Сиены к Великому герцогству Тосканскому. Со времени строительства палаццо Пубблико подвергся лишь незначительным переделкам. В конце XVII века знаменитый римский архитектор Карло Фонтана надстроил боковые крылья и несколько изменил интерьер с целью укрепления его внутренней конструкции.

С конца XVIII века в Сиене стало появляться все больше туристов, и ради их удобства залы со знаменитыми фресками освободили от занимавших их городских служб, а с 1930х в палаццо Пубблико открыт музей. Путешествуя по нему, посетители проходят историю Сиены, запечатленную как бы в идеальной государственной программе республики. Башнякампанила Торредель-Манджа, примыкающая к палаццо Пубблико (1338—1348), построена, согласно преданию, по проекту Липпо Мемми, ученика и затем зятя Симоне Мартини. Колокола ТорредельМанджа, которая получила название по имени звонаря Джованни ди Дуччо, прозванного Манджагваданьи (итал. Mangiaguadagni — «тот, кто проедает весь свой заработок»), первый раз зазвонили в 1348 году, когда в город пришла чума — «черная cмерть».Окончание великого мора сиенцы отметили строительством у подножия башни лоджии Капелла диПьяцца (Cappella di Piazza). Ее завершили в 1352 году, но перестроили в следующем столетии в стиле ренессанс: нижние части пилястр до карниза отделаны готической скульптурой и острыми арками, верхние — ренессансными нишами с раковинами, гирляндами и античными мотивами.

Высота ТорредельМанджа — 88 м (с громоотводом — 102 м), и, чтобы подняться на ее вершину, где расположена смотровая площадка, придется преодолеть 512 ступеней.

Зал карты мира (Sala del Mappamondo) некогда предназначался для собраний городского совета. Фреска с изображением карты мира (Амброджо Лоренцетти), давшая название залу, погибла еще три века назад.

Первой фреской, украсившей только что отстроенный палаццо Пубблико, стал торжественный образ Девы Марии — «Маэста» (итал. Maesta — «Величие»; порусски подобная иконография иногда называется «Мадонна с Младенцем во славе»), написанный Симоне Мартини (1315).

Дева Мария на троне с младенцем Христом на руках изображены под балдахином, который поддерживают сонмы святых и праведников. Два ангела, преклонив колени, возлагают цветы к ногам Богоматери, а сиенские святые просят ее быть заступницей города.

Образ Девы Марии — великий итог встречи сразу нескольких художественных традиций Средневековья, воплощенный гением большого мастера. В творчестве Мартини соединились традиции позднеготической живописи Сиены и рафинированные художественные вкусы французского Юга (Сиена была с ним тесно связана).

Образы Мартини отличает редкостная грация; плавные линии рисунка, удлиненные силуэты, сияющий колорит придают всей сцене впечатление торжественного небесного зрелища. Другая прославленная фреска Симоне Мартини изображает сиенского кондотьера Гвидориччо да Фольяно (фреска написана в год смерти кондотьера, 1328) при осаде замка Монтемасси во время войны против тирана Лукки Каструччо Кастракани. В творчестве художника это самая героическая и мужественная работа, — ее можно воспринимать как манифест, противопоставляющий грубую мужскую эстетику военных будней, жесткость и одновременно хитроумие большой политики Гвидориччо, завоевавшего для Сиены два хорошо укрепленных замка. На фреске замок Монтемасси еще в осаде, а над Сассофорте уже развевается знамя Сиены.

Под фресками — две картины, посвященные прославленным сиенским победам — над флорентийцами при Поджо Империале в 1479 году (1480, Джованни ди Кристофано, Франческо д’Андреа) и при ВальдиКьяна в 1363м (Липпо Вани).

В нижней части стены, напротив окна, изображены святые уроженцы Сиены— свв. Андреа Галлерани и Амброджо Санседони (родившийся с врожденными уродствами, а потом чудесным образом исцеленный), св. Виктор и один из покровителей города — мученик св. Ансан, выполненные в 1529 году работавшим в Сиене замечательным живописцем Содомой. Образ cв. Бернардино да Сьена выполнен Сано ди Пьетро в год канонизации святого (1450), образ св. Екатерины Сиенской принадлежит кисти художника Веккьета и написан в 1461 году. Изображение блаженного Бернардо Толомеи, основателя ордена оливетанов (резиденция которых была в монастыре на Масличной горе — недалеко от Сиены), также написано Содомой (1533).

В соседнем зале Девяти (Sala dei Nove) с 1287 по 1355 год заседал управлявший городом Совет Девяти — на него пришелся золотой век Сиены. Зал называли и называют поразному: залом Арбалетов (Sala delle balestre), так как некоторое время здесь хранили оружие; залом Доброго правления (Sala del Buon Governo) — изза фрески, украшающей его стены, и залом Мира (Sala della Pace) — по одной из аллегорических фигур на ней. Стены зала расписал Амброджо Лоренцетти, который после отъезда Симоне Мартини с папским двором на юг Франции, в Авиньон, стал фактическим главой Сиенской школы живописи. Главная фреска цикла занимает лучшее место (напротив окна) и символически рисует идеальную государственную систему. «Аллегория доброго правления» напоминает философский трактат, а отдельные фигуры снабжены подписями на латыни. Через всю длину фрески проходит помост, разделяющий действие на два уровня: верхний занят аллегориями, в нижнем — виды городов.

С левой стороны на высоком троне в короне со скипетром и печатью в руках восседает облаченная в одежды геральдических цветов Сиены (черный и белый) аллегория Идеальной власти. Вокруг ее головы начертаны буквы CSSV — аббревиатура фразы: Commune Saenorum civitatis Virginis (лат. «Коммуна Сиенцев, города Девы [Марии]»).

Идеальную власть осеняют парящие богословские добродетели: Вера, Милосердие и Надежда (Fides, Caritas, Spes), а у ног царственной фигуры примостились легендарные основатели Сиены — Асций и Сенус, кормящиеся молоком волчицы. По обе стороны от трона художник изобразил готические лавки с высокими спинками, покрытые коврами, а на лавках «рассадил» аллегории тех качеств, которыми должно обладать идеальное правительство, чтобы в государстве установилась идеальная власть.

Поле стены над входной дверью отдано картине, рисующей «Плоды доброго правления» в городе и деревне. Мирная жизнь и торжество правопорядка рождают зажиточность и хорошее настроение: ослики везут тюки с добром, довольные купцы сидят за прилавками, рабочие трудятся на очередной стройке, а готические девушки водят хоровод. Эти фрески — увлекательный документ городского быта середины XIV века. Пагубный итог «Дурного правления» показан в росписях стены напротив, где художник объяснил и осудил тиранию, подразумевая под этим понятием такую организацию власти, которая идет вразрез с интересами всего города, но преследует интересы отдельных порочных лиц. Тиран, окруженный пороками, и связанная Справедливость — аллегории, не требующие объяснений. Плоды дурного правления — картины кровавого насилия и полного упадка ремесел в городе.

Стены ЗаладиБалья (или ЗаладельПапа) расписали Мартино ди Бартоломео и Спинелло Аретино в 1407 году. Фрески этого зала изображают истории войн и мирных договоров папы Александра III с германскими императорами. Сцены исполнены динамики, мужественных ритмов, сюжетно увлекательны. Приемы письма (особенно участки, расписанные Спинелло) — обобщенные, твердыми силуэтами, с прекрасным владением рисунком и формой, глубокой серьезностью лиц, значительностью жестов.

Мир (лат. Pax) на фреске Амброджо Лоренцетти, с оливковой ветвью в руках, возлежит, опершись на подушку. Справа от фигуры Мира – Сила (Fortitudo) со щитом и булавой, воплощающая духовную твердость христианина, далее следует Благоразумие, или Рассудительность (Prudentia), держащая табличку с надписью: Preteritum, Praesens, Futurum (лат. «Прошлое, Настоящее, Будущее»).Правее расположена аллегория Великодушия (Magnamitas) – одной рукой она прячет корону, а другую опускает в чашу с золотыми монетами. Умеренность (Temperantia) сопровождают песочные часы.

Ряд замыкает Справедливость (Iustitia), изображенная с мечом и короной в руках и отрубленной головой на коленях. Она сидит на втором троне в правой части фрески, а над головой Справедливости парит Мудрость (Sapientia) с весами в руках.

У одной чаши весов ангел в красном рубит головы, у другой – ангел в белом награждает невинных. Нити, свисающие из обеих чаш, сплетает Согласие (Concordia) и затем передает Совету Двадцати Четырех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031