Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Рядом с кафедральным собором Дуомо

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен району, расположенному рядом с кафедральным собором Дуомо города Сиена.

Городской собор Сиены (Duomo di Siena), один из прославленных памятников архитектуры Италии, стоит на месте древней церкви IX века. Официально новый трехнефный храм (90 x 50 м) в честь Вознесения Девы Марии освятил в 1179 году папа Александр III, великий уроженец Сиены, но строительные работы продолжались еще несколько столетий. Купол завершили в 1263 году, романскую колокольню — в 1313-м. Строителем собора называют Джованни Пизано.

Архитектурное решение и убранство здания соединяют романский и готический стили. Фасад завершен в конце XIV века. В нем нетрудно узнать черты собора города Орвьето, бывшего для строителей объектом соперничества и подражания.

Храм отделан белым мрамором с использованием мрамора других цветов. Чередование светлых и темных полос (здесь — из белого и зеленого мрамора) в боковых нефах — узнаваемая черта тосканской архитектуры.

В 1339 году городские власти приняли решение о сооружении нового городского собора, в котором существующий должен был остаться всего лишь левым крылом трансепта. От циклопической стройки сегодня остались части левого нефа. На них можно подняться, чтобы запечатлеть знаменитый открыточный вид на площадь Кампо. Новый Сиенский собор, если бы его достроили, должен был стать самым большим в христианском мире. Из-за «черной cмерти» и последовавшего затем политического кризиса строительные работы остановили, и с тех пор горожане сосредоточили силы и средства на украшении существующего храма.

К оформлению фасада приложил руку еще Джованни Пизано. Порталы декорированы барельефами Тино ди Камайно, которые изображают свв. Иоакима и Анну, родителей Девы Марии. В верхней части фасада расположено окно-роза, а вокруг него — скульптурные изображения ветхозаветных патриархов.

Главная достопримечательность интерьера собора — мозаичные полы. В конце главного нефа неизвестный мастер в 1372 году изобразил колесо Фортуны. На вершине колеса на троне сидит король со скипетром и державой, три мужские фигуры, цепляясь за колесо, стремятся на нем удержаться. По сторонам в медальонах изображены мудрецы древности: Эпиктет, Аристотель, Сенека и Еврипид со свитками в руках. Начертанные на свитках латинские изречения расширяют смысл аллегории, темой которой становится не только случай, правящий миром, но и мудрость, созерцающая земную суету.

В XV веке в боковых нефах выдающимися мастерами Сиены были созданы мозаичные панно с изображениями 10 сивилл. Расположенная в начале центрального нефа мозаика работы Джованни ди Стефано (1488) с изображением легендарного восточного мудреца Гермеса Трисмегиста композиционно объединила два ряда сивилл — древних пророчиц, предсказавших рождение Христа (Кумская, Эритрейская, Альбунейская, Фригийская, Ливийская, Самианская). Рядом с сивиллами помещены латинские тексты их речений, — многие из них заимствованы из сочинения Августина Блаженного «О граде Божьем», а краткие латинские надписи на особых табличках указывают, кто из писателей древности рассказал о каждой из сивилл.

В правом рукаве трансепта находится надгробный памятник кардиналу Риккардо Петрони работы Тино ди Камайно, а в капелле Иоанна Крестителя (у левого трансепта, следующий вход от Библиотеки Пикколомини) — фрески Пинтуриккьо (портреты Альберто Аригьери Младшего и Аригьери Старшего, 1504; «Рождество Крестителя», 1504; «Иоанн Креститель в пустыне», «Отсечение головы Иоанна Крестителя»), статуи св. Екатерины Александрийской работы Нероччо (1487) и Иоанна Крестителя — работы Донателло (1427).

Главный алтарь создал один из лучших итальянских архитекторов позднего Ренессанса Бальдассаре Перуцци, уроженец Сиенской округи, киворий над алтарем принадлежит Веккьетте. Из четырех ангелов по его сторонам, держащих канделябры, два исполнены Джованни ди Стефано и два — Франческо ди Джорджо Мартини.

Ограда хорa (1266—1268)— произведение Никколо Пизано. Семь панелей ограды пересказывают жизнь Христа. Часть знаменитых деревянных сидений хора происходит из церкви Сан-Бенедетто-фуори-Порта-Туфи. Украшавшие апсиду фрески сиенского художника Беккафуми отчасти пропали, но зато в ней сохранился древнейший итальянский витраж, выполненный (1288) по рисунку Дуччо.

Из левого нефа собора можно пройти в Библиотеку Пикколомини. Она сооружалась после 1492 года по воле кардинала Франческо Тодескини Пикколомини (будущего папы римского Пия III) в память его дяди папы Пия II (до посвящения в сан — Энеа Сильвио Пикколомини) как хранилище его личной библиотеки. В витринах выставлены богослужебные книги XV и XVI веков. Стоящая в центре зала скульптурная группа Трех граций (римская копия II в. с греческого оригинала III в. до н. э.) будто воплощает собою главную идею Ренессанса и гуманистических штудий — завороженность античностью и страстное ее изучение.

Потолок (1502) и стены (1505—1507) библиотеки расписал фресками со сценами из жизни Пия II умбрийский художник Бернардино Пинтуриккьо. Нарядный колорит, разнообразие и занятность сцен, миловидность лиц придают настенным картинам особую праздничность и декоративность. Фрески изображают самые значительные сюжеты из истории деяний папы: Пикколомини прибывает в Анкону, получает кардинальскую шапку, отправляется на Базельский церковный собор, избирается папой, канонизирует Екатерину Сиенскую, устраивает брак Элеоноры Португальской и императора Фридриха III, молится перед иконой Девы Марии в сиенском Дуомо.

Потолок и распалубки над окнами библиотеки расписаны красивыми орнаментами и аллегорическими сценками. Тесноту небольшого пространства библиотеки скрадывают особые перспективные приемы: с определенных точек зрения нарисованная архитектура открывает новые перспективы, нежно-голубое небо создает иллюзию свободного воздушного пространства, цветы и орнаменты делают потолок легким.

В Музее Собора помимо «Семи возрастов жизни» (мозаики пола Дуомо) выставлены такие шедевры, как «Рождество Девы Марии» Пьетро Лоренцетти, «Бл. Агостино Николо» Симоне Мартини, статуя Мадонны с Младенцем и предстоящим св. Антонием Падуанским (Якопо делла Кверча), десять статуй Джованни Пизано, которые украшали фасад Сиенского собора. Здесь же выставлены изумительные по резке и красоте декоративные детали.

Но настоящее чудо в собрании музея, предмет художественного паломничества всех любителей искусства,— алтарный образ «Маэста» («Мадонна во славе») кисти Дуччо (1308—1311). Лицевую сторону занимает грандиозная сцена: Мадонна, небесная покровительница Сиены, восседает на широком, инкрустированном цветным мрамором троне. Ее окружают ангелы, справа стоят св. Екатерина Сиенская и апостолы Павел и Иоанн Богослов, слева — св. Агнесса, апостол Петр и Иоанн Креститель. У подножия трона коленопреклоненные местночтимые сиенские святые, наверху в арках — полуфигуры 10 апостолов. Богоматерь восседает на троне, как и подобает Царице Небесной, в величии своей славы. Звонкие, эмалевые цвета подобны драгоценным камням. Богатство тканей, золото нимбов усиливают парадное, торжественно-праздничное настроение картины. Сам же художник говорил, что, создавая свой образ, хотел написать великий праздник, в котором примет участие всякий приближающийся к нему.

Боковые части алтаря с фигурами пророков и сценами из земной жизни Христа, изображениями апостолов и сценами из жизни Девы Марии — всего 59 фигур — в настоящее время находятся в Музее Собора в Сиене, Лондонской национальной галерее и в Собрании Фрик в Нью-Йорке. Это коллективная работа Дуччо и его мастерской. История страданий Христа рассказана удивительно просто, без надрыва и сильных открытых эмоций, проникнута тихой и глубокой печалью. По одной из реконструкций, верхняя часть алтаря завершалась острыми готическими пинаклями, на лицевых сторонах которых помещались три дополнительные сцены из жизни Богоматери: «Воскресение», «Вознесение», «Коронование», логически завершавшие Богородичный цикл, на обороте — последние сцены христологического цикла: «Воскресение», «Вознесение» и «Христос во славе».

К баптистерию Сан-Джованни, который примыкает к Дуомо со стороны апсиды, можно спуститься через портал в сохранившейся стене недостроенного собора. Готический беломраморный фасад здания (Доменико ди Агостино), стоящего на обрыве перед долиной, так и остался незавершенным.

Главная достопримечательность баптистерия — мраморная крестильная купель работы Якопо делла Кверчи. Она декорирована бронзовыми панелями с изображением жизни Иоанна Крестителя, созданными великими флорентийскими скульпторами Лоренцо Гиберти и Донателло.

«Пир Ирода» Донателло — один из самых первых сложных опытов построения перспективы на плоском пространстве. И для Сиены, в XV веке верной своей еще полусредневековой традиции, он стал настоящей школой нового искусства.

Оспедале Санта-Мария-делла-Скала — один из древнейших приютов католической Европы, предназначенный для приема паломников, нищих и подкидышей, — основан в IX веке канониками собора, а в следующем столетии его преобразовали в больницу для неимущих.

Название «Святой Девы Марии у Лестницы» больница получила, поскольку ее главный фасад обращен к ступеням одноименного собора. Кроме того, лестница – одна из аллегорий Мадонны, через которую сошел на землю Христос.

Церковь приюта построена в XIII веке; фасад возведен в XV столетии. Внутренняя жизнь больницы представлена в росписях зала Паломничества (Sala del Pellegrinaio), выполненных Доменико ди Бартоло.

Национальный Археологический музей Сиены входит в комплекс Оспедале-ди-Санта-Мариа-делла-Скала. Ядро собрания — артефакты из раскопок в округе Сиены. Среди них — этрусская керамика (прекрасная коллекция чернолаковых, с имитацией металлической поверхности, ваз «буккеро»), расписные греческие — кампанские и апулийские — и этрусские вазы, в том числе знаменитый кратер с изображением «Смерти Эгисфа», римские саркофаги III—IV веков, произведения античной скульптуры (например, так называемый портрет Сенеки, I в.).

Национальная Пинакотека (Картинная галерея) Сиены размещена в двух палаццо — Бриджиди и Буонсиньори (Palazzo Briggidi e Palazzo Buonsignori).

Ранний период истории Сиенской школы в собрании представлен работами Гвидо да Сиена, ее расцвет — шедеврами Дуччо («Мадонна францисканцев», ок. 1300), Симоне Мартини (один из лучших его образов — «Мадонна с Младенцем», ок. 1321), Пьетро и Амброджо Лоренцетти(«Благовещение» кисти Амброджо, 1344). Сиенское искусство XV века — творениями Нероччо, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Франческо ди Джорджо, XVI век — картинами Доменико Беккафуми (среди них — знаменитые картины «Получение Екатериной стигматов», 1512, и «Рождество Марии» с фантастическими эффектами свечного освещения, 1540—1543), Содомы.

Среди художников других итальянских школ, в том числе и тосканских, в Пинакотеке представлены Пинтуриккьо, фра Бартоломео, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони, знаменитая в свое время художница Софонисба Ангисола. Также стоит обратить внимание на очаровательную фреску Джироламо Дженга «Бегство Энея из Трои» (1507—1510) с удивительным по красоте пейзажем, с исполненной грации фигурой Креусы, Энеем, несущим беспомощного отца и оглядывающимся на исчезающий призрак жены.

Церковь Блаженного Августина (Sant’ Agostino ) находится на расстоянии около 200 м на юг от Пинакотеки по via di San Pietro (ул. Св. Петра). Храм построен в XIII веке и перестроен в XVI веке. Фасад создан в XVIII столетии, тогда же, после пожара, был обновлен интерьер. Здесь хранятся «Почитание Распятия» Перуджино, многочисленные произведения Ванни и Манетти. В капелле Бики можно увидеть фрески Симоне Мартини и Луки Синьорелли, а в капелле Пикколомини — Амброджо Лоренцетти, Маттео ди Джованни и Содому. На via di Citta (ул. Читта) — одной из самых красивых улиц Сиены — и на продолжающей ее via Banchi di Sopra (ул. Банки-ди-Сопра) расположены палаццо, некогда принадлежавшие местной знати. Via di Citta начинается от p. Postierla (пл. Постьерла), или площади Четырех углов, украшенной бронзовым фонтаном с изображением орла (знаком контрады «Орел»). Это один из 17 фонтанов (по числу контрад города), в котором проходит благословение лошадей перед скачками.

От фонтана на север протянулась череда богатых городских дворцов — палаццо Пикколомини (Palazzo Piccolomini, XV в.), палаццо Киджи-Сарачини (Palazzo Chigi-Saracini, XIII—XVIII вв.) и Лоджия-деи-Мерканти (Loggia dei Mercanti). В 100 м от лоджии на левой стороне улицы стоит палаццо Толомеи (Palazzo Tolomei, XIII в.), фасад которого смотрит на маленькую одноименную площадь. Наконец, улица приведет на p. Salimbeni (пл. Салимбени), названную по имени извечных врагов семьи Толомеи. Дворцы, стоящие на ней, выдержаны в трех разных стилях: палаццо Салимбени (Palazzo Salimbeni) — готический, дворец Спаннокки (Palazzo Spannocchi) — ренессансный, а палаццо Тартуччи (Palazzo Tartucci) — барочный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30