Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Ассизи (Assisi) - город в итальянском регионе Умбрия, в провинции Перуджа

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о Ассизи — городе в итальянском регионе Умбрия.

В самом центре Умбрии, на уступах северозападного склона горы Субазио (Monte Subasio, 1290 м) расположен маленький городок Ассизи. С севера тянется глубокое ущелье, образованное рекой Тешо. С юга простирается долина Сполето, некогда здесь было озеро, однако в XVI веке вода ушла, оставив живописную равнину, — сейчас ее безбрежное пространство зеленеет садами и рощами, желтеет возделанными полями, белеет стенами деревенских домов — такой вид открывается из Ассизи, если подняться к самой высокой точке, Большой крепости.

В доисторические времена на территории Ассизи жили умбры, на которых оказали более сильное влияние соседиэтруски. Местная легенда утверждает, что город основал троянский принц Асио: отсюда происходит название Ассизи и якобы отсюда же произошло название горы Субазио (итал. sub Asio — «под властью Асио»). Так или иначе, в 295 году до н. э. Ассизи стал римской муниципией: жители получили равные с римлянами права и соответственно обязанность служить в армии. Этот благополучный период городской истории ознаменовался строительством форума (его остатки находятся под piazza del Comune), храма Минервы, терм и амфитеатра. Прославили римский Ассизи поэт Проперцио и епископ Руфино, проповедовавший Евангелие в III веке и принявший мученическую смерть.

После падения Римской империи Ассизи не избежал участи городов, лишившихся могущественного покровителя, — опустошительные варварские набеги и частая смена властителей привели город к упадку. Ассизи вновь появился на политической сцене Европы в XI веке в авангарде антифеодального движения за завоевание городских свобод: например, власти ассизской коммуны издали указ, гарантировавший свободу всем крестьянам, убежавшим от хозяев и укрывшимся за стенами Ассизи.

Войны гибеллинов и гвельфов, разгоревшиеся в XII веке, не обошли стороной и Ассизи. Вначале город примкнул к партии гибеллинов и даже принимал в своих стенах императорский гарнизон. Однако многочисленные злоупотребления наместника императора привели к народному восстанию (1198) и изгнанию гарнизона, а в XIII и XIV веках Ассизи уже воевал с гибеллинской Перуджей.

Войны с соседями, как, впрочем, и распри между аристократическими фамилиями, нисколько не мешали процветанию торговли и ремесел, совершенствованию систем городского управления и активному строительству. Однако после страшного разрушения, произведенного в XV веке перуджийцами во главе с кондотьером Пиччинино, вновь наступил длительный упадок и в начале XVI века Ассизи потерял независимость и стал частью Папского государства.

Борьба за объединение Италии пробудила свободолюбивый город от многолетнего сна. Жители Ассизи внесли немалый вклад в эту борьбу, а в 1860 году они отдали свои голоса за присоединение к Итальянскому королевству.

После торжеств по случаю 700летия со дня смерти Франциска Ассизского (1226—1926), Ассизи обрел мировую известность. В 1939 году папа Пий XII объявил св. Франциска первым покровителем Италии.

Первый камень базилики СанФранческо 1 (Basilica San Francesco) заложил папа Григорий IX 17 июля 1228 года — на следующий день после канонизации святого. Место для строительства выбрали на скалистом обрыве между долинами рек Тешо с севера и Сполето с юга. Когдато холм, еще не входивший в черту города, называли «Адской горой», поскольку здесь казнили преступников, а когда похоронили останки Франциска Ассизского, холм стали называть «Райской горой». Богатые горожане подарили этот участок земли ордену миноритов (францисканцев), но по уставу братьям не могла принадлежать собственность. Земля и построенная на ней церковь по сей день принадлежат Ватикану.

Двухэтажное сооружение задумывалось как церковьмавзолей: место хранения мощей святого должно было стать и местом молитв, местом приобщения к истинной вере. Простая, скромная Нижняя базилика представляет собой одновременно склеп для саркофага и фундамент здания. Возведенный на нем храм и расположенная рядом колокольня выполнены в романском стиле, черты готики просматриваются лишь во входном портале с окномрозой. Сейчас в склеп под главным алтарем, где хранятся мощи, можно спуститься по одной из двух лестниц в середине нефа. Раньше туда вел узкий подземный ход, который заделали по приказу папы Евгения IV: во времена борьбы между городамикоммунами победители нередко забирали у побежденных мощи святых. Подземный ход вновь открыли в 1818 году, в 1820 году официально подтвердили, что в усыпальнице захоронен Франциск Ассизский. Нынешний суровый и бедный украшениями склеп, словно призывающий посетителей к сосредоточенности и молитве, создан в 1932 году по проекту архитектора Уго Тарки. В четырех стенных нишах с решетками покоятся урны с прахом учеников св. Франциска: Леоне, Руфино, Анджело Танкреди и Массео.

В украшении храма принимали участие известнейшие художники XIII—XIV веков. На фресках «Райского свода» (на парусах над главным алтарем) изображены аллегории добродетелей ордена. Фрески принято считать работой Джотто или одного из его учеников, которого называют «мастером парусов», поскольку настоящее имя его неизвестно. Джотто с учениками создал фрески капеллы Магдалены («Не тронь меня!») и большой арки трансепта (особое внимание следует обратить на «Рождество», «Бегство из Египта» и «Распятие»). В правом рукаве трансепта находится фреска «Мадонна с Младенцем на троне, окруженная четырьмя ангелами, и св. Франциск» учителя Джотто, Джованни Чимабуэ. Принято считать изображение Франциска Ассизского на этой фреске портретным. Сиенский художник Симоне Мартини (XIV в.) расписал капеллу СанМартин, им же выполнены пять фигур святых справа от арки, ведущей в капеллу СанНикола. Другой известный сиенский художник, Пьетро Лоренцетти, написал фрески левого рукава трансепта («Распятие») и «Мадонну заката». Она называется так потому, что в закатные часы освещается лучами солнца, проникающими в расположенное напротив окно. На стенах нефа после недавней реставрации обнаружены первые фрески базилики.

По одной из лестниц можно подняться в Верхнюю базилику (1236), которая в отличие от Нижней, обширна и просторна, со стройными пилястрами и большими витражами. В левом рукаве трансепта — фрески Чимабуэ, прежде всего, полное драматизма «Распятие». Росписи сильно пострадали от времени. В украшении Верхней базилики также принимал участие Пьетро Каваллини (1250–1330), а самую большую ценность представляют фрески Джотто, которые относятся к двум периодам творчества художника. В 1282 году 25летний Джотто расписал верхние пролеты нефа и первый от входа свод. Спустя 15 лет художник вернулся в Ассизи и создал знаменитый цикл из 28 фресок, посвященный жизни св. Франциска. Они украшают нижнюю часть нефа, некоторые из них (полностью или частично) написаны учениками Джотто.

Из Верхней базилики лучше выйти через главный вход, чтобы полюбоваться простым, но гармоничным фасадом, перед которым разбит обширный газон. С начинающейся отсюда via S. Francesco открывается великолепный вид на долину Сполето. Сердце Ассизи — продолговатой формы piazza del Comune 2 (пьяцца дельКомуне), вокруг которой выстроились здания разных эпох и стилей. С югозападной стороны располагается Дворец приоров 3 (Palazzo dei Priori, XIV в.), состоящий из четырех соединенных между собой зданий, с одним арочным проходом ВольтаПинта (Volta Pinta) с гротескной росписью 1556 года. Во дворце размещаются муниципалитет и офис администрации по туризму, часть здания занимает Пинакотека (Assisi Pinacoteca Comunale), где широко представлены фрески художников школы Джотто XIV—XVI веков.

Рядом с дворцом возвышается Новая церковь (Chiesa Nuova, 1615). Это сооружение в стиле барокко было построено по приказу Филиппа III Испанского на месте руин родного дома Франциска Ассизского. Узкая и темная келья внутри церкви — «темница», куда, согласно преданию, отец посадил молодого Франциска за расточительство. К церкви примыкает монастырь миноритов 5 , которые совершают молебны в капелле СанФранческоПикколино (Capella di S. Francesco Piccolino). Капелла включает принадлежавший Пьетро ди Бернардоне хлев, и на ее тесаных камнях выбита надпись на латыни: «В этой капелле, бывшей когдато хлевом для быков и ослов, родился Франциск, светило мира».

Центральное здание на площади — палаццо дельКапитано 6 (Palazzo del Capitano, XIII в.) с высокой башней XIV века. Вплотную к нему примыкает шестиколонный коринфский портик храма Минервы (Tempio di Minerva, I в.), ставшего теперь христианской церковью СантаМариясопраМинерва (Chiesa di S. Maria sopra Minerva).

Недалеко от площади находится церковь Сан-Никола, в склепе которой расположился Римский музей (Collezione Archeologica) с коллекцией античной скульптуры, фрагментов архитектурных сооружений и римских над гробий. Через подземный ход можно попасть на римский форум, занимавший когда-то важное место в жизни муниципия Римской империи. Реконструкция форума по сохранившимся фрагментам отражена в картине на стене.

Собор Сан-Руфино (Cattedrale di San Rufino) с величественным суровым фасадом в романском стиле посвящен епископумученику, которого в III веке утопили в реке Кьяшо за проповедь Евангелия в Ассизи. Нынешнее здание было построено в 1140 году: об этом свидетельствует надпись на плите в стене церкви, там же указываются имена приора Раньеро и архитектора Джованни из Губбио. В сопровождении привратника можно посетить сохранившуюся часть древней капеллы (V в.), находящуюся на глубине 5 м под собором. В интерьере собора, перестроенном в стиле Возрождения в XVI веке, заслуживают внимания купель, в которой в XII веке крестили св. Франциска, часовня, в которой св. Франциск молился, готовясь проповедовать жителям Ассизи, капелла Причащения с картинами генуэзского художника XVII века Андреа Карлоне и капелла Плачущей Мадонны (по преданию, здесь из глаз терракотовой статуи Мадонны в 1494 году текли слезы). Также в соборе находится музей, в котором хранятся картины, фрески и пергаменты X и XI веков.

Массивная церковь Санта-Кьяра (Basilica di Santa Chiara) с белорозовым фасадом была построена в XIII веке. В интерьере интересны «Распятие», написанное на фигурной доске последователем Пизано (XIII в.), фреска «Рождество» (XIV в.) и фрески художников школы Джотто. Самую большую ценность представляет образ св. Клары в окружении картин, воспроизводящих эпизоды из ее жизни (XIV в.). Эта работа приписывается Чимабуэ.

По правую сторону нефа находятся капелла Причащения, где можно увидеть фрески художников школы Джотто и Андреа из Болоньи, и капелла Распятия, где хранится крест, перед которым в 1206 году св. Франциск услышал слова Господа. Алтарь окружен кованой решеткой XVII века. В неоготической крипте покоятся мощи св. Клары.

Строительство аббатской церкви СанПьетро (Chiesa di San Pietro) было начато в 1029 году, неоднократно прерывалось и завершилось только в 1268 году. За прямоугольным романским фасадом из характерного местного розового камня скрывается суровый готический интерьер с фресками XIV века.

Маленькое здание романской церкви Сан-Стефано (Chiesa di San Stefano, XII в.)с единственным узким окном ничем не украшена, и именно это придает ей особое очарование. По преданию, один из ее колоколов сам по себе зазвонил, возвестив о смерти св. Франциска. Большая крепость (Rocca Maggiore) на вершине холма считается одним из самых впечатляющих фортификационных сооружений Средневековья. На этом месте когдато стоял замок Фридриха I Барбароссы (1174), разрушенный в 1198 году во время народного восстания. В 1367 году кардинал Алборно возвел новую крепость. Она неоднократно расширялась и к 1535 году приобрела нынешний вид. В плане крепость имеет трапециевидную форму, по углам расположены четырехгранные башни, у входа — круглая. В центре находится крепостная башня управляющего замком. На запад тянется стена с внутренним ходом.

На полпути между Ассизи и долиной Сполето в окружении олив и кипарисов стоит церковь СанДамиано (Chiesa di San Damiano), связанная с именами Франциска и Клары. Сюда можно попасть, спустившись по крутой тропинке от ПортаНуова, либо подъехать на машине по асфальтированной дорожке, ответвляющейся от окружной дороги. Это та самая деревенская церквушка, которую начал восстанавливать в 1207 году св. Франциск. Кладка фасада выдает неопытность каменщиков.

В интерьере хранится деревянное «Распятие трех выражений» работы монаха Инноченцо из Палермо (в зависимости от ракурса на лице Христа появляются выражения страдания, агонии и смерти), и копия того распятия, молясь у которого, Франциск услышал призыв Господа. О св. Кларе напоминают ее молельня, сад, часовня, ее вещи. В маленькой трапезной обители клариссинок ваза с цветами указывает место, которое занимала Клара. Рядом — комната, в которой она скончалась.

Для того чтобы посетить Тюремный скит (Eremo del Carcere), нужно выйти из ПортаКапучини (Porta Cappuccini) и подняться к ущелью между горами Субазио и СанРуфино. Пешком путь занимает около часа, на машине — 15 минут. Скит не похож на тюремный застенок, просто так называлось любимое место уединения cв. Франциска. В душе святой всегда оставался отшельником и после пламенных проповедей молился в уединенной часовне, скрытой в лесу. Сохранились грот св. Франциска и дуб, которому более тысячи лет. Рассказывают, что именно на его ветвях сидели птицы, которым проповедовал св. Франциск.

Железнодорожная станция Ассизи находится в городе Санта-Марияд-ельиАнджели. Город известен одноименной базиликой (Basilica di Santa Maria degli Angeli, 1684) с необарочным фасадом (1928).

В церковь включена знаменитая капелла Порциунколы (Porziuncola, XIII в.). Здесь жили св. Франциск и первые его последователи, сюда святой возвратился в 1221 году и создал первый францисканский монастырь, здесь дала монашеский обет св. Клара. Св. Франциск, очень любивший Порциунколу, провел в ней последние дни жизни и, умирая, просил братьев не оставлять это место. В СантаМариядельиАнджели можно посетить Музей базилики (Museo della Basilica), в котором хранятся: «Распятие» Джованни Пизано (1236), «Св. Франциск между двумя ангелами» кисти «Мастера св. Франциска» и портрет св. Франциска, приписываемый Чимабуэ (отмечается большое сходство с портретом в Нижней базилике в Ассизи).

Когдато у подножия холма Субазио плескалось озеро, но вода ушла оттуда еще в XVI веке, и теперь эта низменность называется долиной Сполето. Город Сполето (Spoleto) расположен в самой южной точке бывшего озера. Вероятно, это поселение основали умбры при участии этрусков. В 241 году римляне колонизировали его территорию, и позже Цицерон назвал Сполениум одной из самых красивых и процветающих колоний в Центральной Италии. Городские жители видели разных завоевателей и намест ников — от Аттилы до Фридриха I Барбароссы, который в 1155 году почти полностью разрушил Сполето. С XIII века Сполето входил в состав Папского государства, здесь даже располагалось представительство папского престола.

Один из самых древних памятников Сполето — римский театр I века, который в летнее время до сих пор служит площадкой для представлений. Туристический центр города — piazza del Duomo, где находится романский собор с колокольней (XII в.). Фасад украшен мозаикой начала XIII века, средневековый портал окномрозой. Интерьер собора примечателен циклом фресок флорентийца Филиппо Липпи (1406—1469), который здесь похоронен. В нскольких минутах ходьбы от собора находится церковь СантaЭуфемия (Chiesa di Sant’Eufemia, XI в). Внутри романского храма над нефом находится галерея, на которой должны были сидеть женщины во время богослужения — это редкий образец подобной планировки в Италии. Самое высокое здание в городе — крепость Альборноциана (Rocca Albornoziana) — было построено в XIV веке как папское укрепление. До конца XX века крепость служила правительственной тюрьмой и сейчас реставрируется. Мост ПонтеТорри (Ponte delle Torri, «Башенный мост», XIII в.) перекрывает пространство между замком и противоположным холмом. В июне и июле в Сполето проходит фестиваль «Два мира» или «Два полушария». Кульминация праздника — выставки авангардного искусства, многие из которых устраиваются прямо на улицах старинного города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031