Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Латеран - папский дворец в Риме, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена окрестностям Латеранского дворца — папского дворца в Риме.

Окрестности Латеранского дворца, служившего до XIV века резиденцией римских пап, также называют СанДжованни в честь расположенной здесь одноименной базилики, главного храма католической церкви, в котором еженедельно служит мессу папа римский. Несмотря на то что церковь находится на территории Рима, она официально является собственностью Ватикана. Кроме этого, здесь же находится папская капелла СанктаСанкторум, где хранится множество священных для христиан реликвий.

Базилика СанДжованниинЛатерано. На piazza di Porta San Giovanni (пьяцца ПортаСанДжованни) расположена самая древняя римская базилика СанДжованниинЛатерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), «матерь и глава всех католических церквей мира». Ее строительство началось в период правления императора Константина. Константин подарил римскому епископу часть Латеранского дворца, а в 319 году приказал пристроить к дворцу первый христианский храм. Церковь освятили в честь Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Позже церковь неоднократно страдала от пожаров, ее обновляли и перестраивали. Одна из наиболее древних частей, дошедших до наших дней, — внутренний двор (клуатр), образованный арочными галереями с двойными витыми колоннами, построенный около 1220 года мастерами семьи Вассалетто. Северный фасад с верхней лоджией, откуда папа благословляет верующих, построен по проекту Доменико Фонтана (1586). В XVII веке Франческо Борромини почти полностью реконструировал храм (1646—1650), но сохранил его первоначальную форму.

Центральный фасад с гигантскими статуями Христа и апостолов возвел Алессандро Галилеи (1735). Церковь СанДжованни долгое время была главным городским храмом. До 1870 года кардиналы посвящались здесь в папский сан. Сам папа, будучи римским епископом, и ныне каждый Великий четверг на Страстной неделе служит в СанДжованни мессу. У каждой пилястры центрального нефа помещены статуи 12 апостолов, выполненные учениками Бернини.

В первом правом нефе похоронен папа Сильвестр II. Здесь же сохранилась фреска, предположительно выполненная Джотто, на которой изображен папа Бонифаций VIII, объявляющий 1300 год Юбилейным. На мозаике апсиды изображено чудо явления Христа во время освящения церкви. На панелях у окон мастера, оформлявшие интерьер, изобразили самих себя: слева — Якопо Торрити, а справа — Якопо де Камерино.

Стены трансепта украшены фресками в стиле маньеризма (XVI в.), на которых изображены сцены из жизни императора Константина. В южном рукаве трансепта наверху можно увидеть самый большой и самый древний орган XVI века из позолоченного резного дерева. На нем играли многие известные музыканты, в том числе Джироламо Фрескобальди и Георг Фридрих Гендель. А напротив, слева, находится алтарь Святых таинств, опирающийся на 4 колонны, по преданию, привезенные Августом из покоренного Египта и украшенные бронзой, снятой с египетских кораблей. Из золоченой бронзы сделан и барельеф «Тайная вечеря» Кавалера д’Арпино. В центре храма высится алтарь XIV века. За резной решеткой в верхней части его в серебряных киотах в форме поясных бюстов хранятся реликвии: головы апостолов Петра и Павла. Эти дарохранительницы — лишь скромные копии прежних, похищенных в XVII веке. Они были выполнены из массивного серебра и украшены драгоценными камнями.

В табернакле находится папский алтарь, где мессу может служить только папа. Перед табернаклем в крипте погребен чтимый римлянами папа Мартин V (1368—1431).Покинув базилику через выход в южном рукаве трансепта возле органа, можно выйти на piazza di San Giovanni in Laterano (пьяцца ди СанДжованниинЛатерано) к Латеран скому баптистерию (Battistero Lateranense). Восьмиугольное здание баптистерия основано в начале IV века, во время правления Константина. К нему пристроены капелла СантаРуфина (Capelle di Santa Rufina) c великолепной мозаикой V века в апсиде и капелла СанВенанцио (Capelle di San Venanzio), золотая мозаика (VII в.) которой свидетельствует о византийском влиянии. Египетский обелиск 203 на площади — самый древний в Риме (XV в. до н. э.). Он был доставлен в город по распоряжению императора Констанция II в 357 году. Здесь же можно увидеть остатки акведука Нерона.

На восточной стороне piazza di Porta San Giovanni находится то, что сохранил Доменико Фонтана при разрушении (1589) старого Латеранского дворца — официальной резиденции римских пап до «авиньонского пленения». Это личная папская капелла СанЛоренцо, или СанктаСанкторум (Sancta Sanctorum, Святая Святых, 1278), к которой ведут 28 ступеней Святой лестницы (Scala Santa). Считается, что ее привезла из Иерусалима в Рим св. Елена, мать императора Константина, и что по ней поднимался на суд Иисус Христос. Ступени закрыты специальными деревянными досками — их не должны касаться ничьи ступни, поэтому верующие поднимаются по лестнице исключительно на коленях, читая молитвы на каждой ступени. Там, где на камни упали капли крови Спасителя, возвращавшегося к Пилату после бичевания во дворе претория, в деревянных ступенях сделаны круглые стеклянные окошечки. У подножия лестницы установлены скульптурные группы, справа — «Поцелуй Иуды», слева — «Суд Пилата» (Игнацио Джакометти, XIX в.).В СанктаСанкторум ведут еще четыре обычные лестницы. Здесь хранится большое количество реликвий, в том числе икона Богоматери V века. Капелла украшена мозаиками в технике косматеско, а после реставрации удалось открыть для обозрения фрески XIII века, прежде скрытые поздними записями.

Viale Carlo Felice (виале Карло Феличе) ведет от piazza di Porta San Giovanni к другому храму — базилике СантаКрочеинДжерузалемме. По дороге можно свернуть направо, в сторону piazzale Appio (пьяццале Аппио), и посмотреть на Ослиные ворота, или ПортаАcинария (Porta Asinaria, III в.). По бокам от них возвышаются две круглые сторожевые башни. Базилика СантаКрочеинДжерузалемме (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme, Святого Иерусалимского Креста, IV в., реконструкции XI и XVIII вв.) была построена по приказу св. Елены для хранения реликвий, привезенных из Иерусалима. Нынешний фасад в стиле рококо возведен во время последней реконструкции XVIII века.

В церкви хранится фрагмент таблички с надписью, сделанной Понтием Пилатом на латыни, арамейском и древнегреческом: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (у входа справа на стене висит реконструкция дощечки; подлинник помещен в реликварий). В глубине отдельной комнаты помещено огромное распятие в натуральную величину — реконструкция на основании знаменитой Туринской плащаницы. О ней рассказывают собранные на стендах фотографии и документы. Фрески XV века, украшающие апсиду, посвящены св. Елене. Они отражают легенды о Кресте, возникшие в Средние века. В центре апсиды находится надгробие кардинала Франциско де Квиньонеса, духовника императора Карла V (Якопо Сансовино, 1536). Лестница справа от алтаря ведет в капеллу (1930), построенную для хранения реликвий. По обеим сторонам помещены изображения проскинитарий (остановок на крестном пути), отчего лестница называется Крестный путь (via Dolorosa). В крипте храма прекрасно сохранилась мозаика, выполненная, вероятно, по рисунку Мелоццо да Форли (XV в.). Заслуживает внимания статуя св. Елены, переделанная из античной статуи Юноны, найденной в Остии: у Юноны заменили голову, руку и добавили крест.

На piazza di Santa Croce in Gerusalemme (пьяцца диСантаКрочеинДжерузалемме) находится Национальный музей музыкальных инструментов (Museo Nazi onale degli Strumenti Musicali). В экспозиции — более 3000 инструментов разных эпох со всего света (особенно большая коллекция эпохи барокко), в том числе знаменитая гигантская арфа Барберини. Между piazza di Santa Croce in Jerusalemme и viale Castrense (виале Кастренcе) сохранился амфитеатр Кастренсе (Amfiteatro Castrense, III в.), использовавшийся для спортивных соревнований и травли диких зверей. Он уцелел благодаря тому, что был встроен в Аврелиановы стены, однако внешний его вид оставляет желать лучшего: изящные древние арки, обрамленные полуколоннами, заложены кирпичом. На перекрестке via di Santa Croce in Gerusalemme, отходящей от одноименной площади, и via Statilia (виа Статилия) сохранились остатки акведука Нерона (Aquedotto Neroniano, I в.), построенного для снабжения водой Золотого дома, а позднее продолженного до императорской резиденции на Палатине.

Около первой секции акведука можно увидеть небольшое строение — это гробница освобожденных рабов (I в. до н. э.), изображение которых выбито на стене сооружения. Там же указано их общее имя — Статилии, по которому можно предположить, что рабы принадлежали Мессалине, супруге императора Клавдия, и были отпущены ею на волю. Via Statilia приводит к другому захоронению — гробнице пекаря Эврисака (Sepolcro di Eurisace, 30 до н. э.), расположенной на piazzale Labicano (пьяццале Лабикано). Здесь похоронен богатый пекарь, бывший раб, и его жена Атистия. На фризе надгробия, выполненного в форме печи, изображен Эврисак, наблюдающий за своими рабами, пекущими хлеб.

Рядом, на piazza di Porta Maggiore (пьяцца диПортаМаджоре), возвышаются арки древнего акведука АкваКлаудия (Aquedotto Aqua Claudia, 52), построенного при императоре Клавдии, позже ставшие городскими воротами. Под арками сохранилась часть античной базальтовой мостовой, на которой можно различить колеи, пробитые колесами многочисленных повозок.

Если пойти к северозападу от церкви СанДжованниинЛатерано по одноименной via di San Giovanni in Laterano, можно выйти на piazza di San Giovanni in Laterano. Параллельно via di San Giovanni in Laterano идет via dei Santissimi Quattro Coronati (виа СантиссимиКуатроКоронати), на одном из подъемов которой открывается захватывающий вид на твердыню древнего монастыря СантиКуатроКоронати с одноименной базиликой (Basilica di Santi Quattro Coronati, IV в.). Монастырь назван в честь четырех римских солдатмучеников, отказавшихся поклоняться языческим богам (итал. coronati — «увенчанные короной, мученическим венцом»).

Вход в монастырь охраняет надвратная башня Ка ро лингов, возведенная в IV веке и восстановленная в 1084 году после нашествия норманнов. Пройдя под ней, можно попасть в первый монастырский дворик, где в крытой галерее (XIII в.) сохранились остатки фресок. В церкви на фресках апсиды изображены четыре мученика и триумф всех святых (XVII в.). Интересно, что ангелы представлены здесь в женском облике. Главная достопримечательность церкви — капелла СанСильвестро с циклом фресок (XIII в.), посвященных императору Константину и папе Сильвестру I (правил в 314—335).

Вернемся на via di San Giovanni in Laterano, где находится еще одна известная римская базилика — СанКлементе (Basilica di San Clemente, IV в., реконструкции XII и XVIII вв.). Церковь построена на месте дома, где жил св. Климент, третий папа римский после св. Петра. В верхней церкви (XII в.), справа от бокового входа, находится капелла Св. Екатерины Александрийской, украшенная фресками Мазолино да Паникале (XV в.).

В главном алтаре изображена сцена распятия Христа, а на боковых — сцены из жизни св. Екатерины, 18-летней дочери александрийского царя, обратившей в христианство воинов римского императора Максенция. В апсиде церкви — грандиозная мозаика «Триумф Святого Креста» (XII в.). Животворящий Крест украшают 12 голубей (по числу апостолов), по бокам от него стоят Богоматерь и апостол Иоанн.

От основания креста расходится на две ветви виноградная лоза, символизируя спасение всего живого. Лоза свивается в идущие по золотому фону многочисленные спирали, внутри которых изображены фигуры и атрибуты святых. Не меньший интерес представляет двухуровневая крипта. На первом уровне находится раннехристианская церковь (IV в.), в которой покоится прах св. Кирилла, составителя славянской азбуки. В XI веке вторгшиеся в Рим норманны разрушили городские кварталы от Колизея до Латеранской базилики. Пострадала и церковь СанКлементе. Через 100 лет при реконструкции церкви ее нижняя часть была засыпана и обнаружена лишь во время раскопок XIX века.

В капелле Свв. Кирилла и Мефодия установлены благодарственные таблички в знак признательности славянских народов, среди которых есть бронзовая плита от русского народа. Здесь сохранились интересные фрески (IX—XI вв.), сделанные по заказу семьи Рапица, — своеобразные иллюстрации к эпизодам из жизни св. Климента. Воины, посланные арестовать святого, ослепли и вместо него взялись тащить колонну, а тогдашний префект Рима понукает их, говоря: «Тащите, сукиныдети!» (единственный пример ругательства на церковных фресках). Климента, привязанного к якорю, бросают в воды Черного моря, и на месте его смерти на дне морском чудесным образом возникает грот. На следующей фреске мы видим, как вода расступается, позволяя паломникам подойти к могиле святого. Тут же изображено чудо спасения сына вдовы, потерявшей ребенка в море и нашедшей его живым год спустя. В ходе раскопок оказалось, что под раннехристианской церковью есть еще более ранняя постройка — храм Митры (I—III вв.).

Остатки этого храма видны за решеткой, справа на мраморном алтаре изображен Митра, приносящий в жертву быка (эта сцена традиционно называется тауроктонией). В соседних комнатах сохранились рельефные украшения на потолке и каменные скамьи у стен. В церкви есть также небольшая зона катакомб V—VI веков, открытая в 1938 году. В ней находится 16 захоронений. Под выложенным древнеримским кирпичомплинфой полом, под решеткой, течет подземный поток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930