Реализуйте свою мечту

о путешествии

http://yakauto.ru .


Собор Святого Петра – католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, Рим, Италия

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о соборе Святого Петра – наиболее крупном сооружении Ватикана.

Piazza San Pietro (пьяцца СанПьетро) с двух сторон охватывает колоннада, которую в XVII веке спроектировал Бернини. Она состоит из 284 тосканских колонн, расположенных в четыре ряда. Венчают колоннаду статуи святых и мучеников. Кроме того, площадь украшают два фонтана (Карло Мадерна, Джованни Лоренцо Бернини) и гранитный египетский обелиск. Слева от собора Св. Петра находится Ватиканский туристический офис (Centro Servizi Pellegrini e Turisti), который предоставляет информацию о соборе и Ватикане, включая расписание месс. Здесь же находятся сувенирный магазин и почтовое отделение, откуда можно отправить домой открытку со штампом Государства Ватикан (необходимо купить особую ватиканскую марку).По преданию, на месте, где стоит собор Св. Петра (Basilica di San Pietro), был казнен и похоронен апостол Петр. В 324 году император Константин велел возвести здесь базилику.

В 1503 году папа Юлий II решил построить новый храм на месте обветшавшей базилики — самый большой в мире христианский собор. Работы начал Донато Браманте, затем в них принимали участие Рафаэль, Джулиано да Сангалло и Бальдассаре Перуцци, 20 лет бесплатно проработал над сооружением собора Микеланджело, а после смерти Буонарроти — Джакомо делла Порта. Последним стал Бернини, при котором строительство завершилось, и в 1626 году, спустя 120 лет после начала работ, храм был освящен.

Длина собора без портика составляет 186,36 м, а с портиком — 211,5 м. В соборе можно провести не один час, но, если у вас останется время, можно подняться на купол собора и полюбоваться великолепной панорамой Рима. Широкая главная лестница поднимается ко входу в собор. У ее начала на площади стоят огромные фигуры апостолов Петра с ключами от Рая (Джузеппе де Фабрис, 1840) и Павла с мечом (Адамо Тадолини, 1838). Направляясь в храм по правой стороне площади, можно подойти к входу во внутренние помещения Ватикана, расположенному у начала колоннады Бернини. Через открытые двери в глубине видна Scala Regia, лестница, соединяющая собор и Апостольский дворец.

Снизу лестница кажется гораздо длиннее, чем на самом деле, но это оптическая иллюзия: кверху лестница постепенно сужается, свод становится ниже, колонны — меньше по размеру и поставлены теснее. Все это усиливает перспективное сокращение, и когда на верхней площадке лестницы появляется папа, его фигура кажется неожиданно большой и величественной. Вход в собор — с правой стороны через пункт контроля (большую очередь к нему видно сразу).В просторном портике стоят конные монументы, справа — статуя Константина (Бернини, 1670), слева — Карла Великого (Агостино Корнаккини, 1725).

В собор ведут пять врат. Крайние справа — Святые врата (Porta Santa, 1949). Они замурованы и открываются только в Юбилейные (Святые) годы. Изнутри собора к ним прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. В начале Юбилейного года в соответствии с установленным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святые врата распахиваются, и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце Юбилейного года врата снова запираются и замуровываются.

Центральная бронзовая дверь Филарете (Porta del Filarete, 1445) была перенесена в собор из старой базилики. В верхней части двери — фигуры Спасителя и Богоматери на троне. В середине — святые Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены суда и последующей казни апостолов. В нижней части последнего клейма можно увидеть римские памятники: пирамиду Гая Цестия, замок святого Ангела в его первоначальном виде, а также древнеримскую пирамидальную гробницу под названием МетаРомули, которая была снесена в 1499 году по приказу Александра VI.

Основные изображения обрамлены многочисленными сценами на темы языческих мифов: «Ромул и Рем», «Леда и Лебедь», «Похищение сабинянок» и басен Эзопа: «Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица», а также портретами императоров и орнаментами из растений и фруктов. Над дверьми помещен мраморный барельеф «Иисус вручает Петру ключи от Рая» (Амброджо Буонвичино, 1614), а также статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Если повернуться спиной к двери Филарете, то над аркой портала можно разглядеть сохранившуюся от старой базилики мозаику «Навичелла» («Кораблик») с картины Джотто (1298). На ней представлен известный евангельский сюжет:

Петр идет навстречу Христу, идущему по воде, «яко по суху», но, испугавшись, начинает тонуть и молит Иисуса спасти его. Иисус протягивает Петру руку со словами: «Маловерный! Зачем усомнился?» С внутренней стороны, на правой створке у самого пола можно увидеть клеймо мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем).

В нескольких шагах от двери на полу находится большой круг из порфира, перенесенный сюда из старой базилики. Им было обозначено место, где в рождественскую ночь 800 года Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, короновавшим его как первого императора Священной Римской империи. Далее по центральной оси собора в пол вмонтированы мраморные плиты, которые наглядно демонстрируют сравнительные размеры самых крупных в мире храмов, отмеренные от двери. По ним видно, насколько собор Св. Петра их превосходит. В первой капелле левого нефа, баптистерии, алтарь украшает мозаичная копия (1722) с картины Карло Маратти «Крещение Иисуса Христа». Купель сделана из порфировой крышки саркофага IV века. Рядом с капеллой находится памятник Марии Клементине Собеской (Пьетро Браччи, 1742), жене претендента на английский престол, католика Джеймса III Стюарта. У противоположного пилона стоит памятник Стюартам — работа Антонио Кановы (1829). Надгробие сделано на средства английского короля Георга III.

В следующей капелле в алтаре изображена сцена «Введение во храм пресвятой Богородицы» (Пьетро Кристофари, 1728). В капелле погребен папа Пий X. Далее справа высится перенесенный сюда из старой базилики двойной бронзовый монумент Иннокентия VIII (Антонио дель Полайоло, 1498). В нижней части мемориала папа изображен усопшим, а в верхней — сидящим на троне. Он держит в руке наконечник копья, которым, как считается, сотник Лонгин пронзил подреберье Иисуса. Эту реликвию прислал в Рим из Константинополя во времена правления Иннокентия VIII султан Баязид II в качестве выкупа за брата, попавшего в плен. Дальше за узорной кованой решеткой находится капелла Коро. Здесь хранится часть мощей св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (нач. V в.).В проходе у левой стены находится памятник папе Льву XI. На барельефе (Аллесандро Альгарди, 1644) изображен знаменитый сюжет «Париж стоит мессы». Папа Лев XI служит мессу, которую слушает будущий король Генрих IV Бурбон.

Позже король отрекся от протестантской веры и перешел в католичество, правда, сделал это скорее по расчету, так как при этом он получал от папы права на королевский престол. Напротив — надгробие папы Иннокентия XI (Пьер Этьен Монно, 1704), в правление которого Ян Собеский освободил Вену от турецкой осады. Это событие также увековечено на барельефе саркофага. Через несколько шагов на одном из четырех опорных столпов, поддерживающих громадный купол собора, предстает мозаичная копия (1767) последней картины Рафаэля «Преображение Господне». У стены напротив — памятник папе Пию VII (1831). Это единственная работа в соборе, выполненная не католиком, а протестантом, датским скульптором Бертелем Торвальдсеном. Рядом с памятником — алтарь папы Григория Великого, под которым в мраморной раке хранятся его мощи. С правой стороны на пилоне помещена мозаичная копия (1727) с картины Помаранчо «Наказание Сапфиры» . В Деяниях апостолов повествуется, что Сапфира вместе с мужем Ананием пыталась обмануть апостолов, утаив часть обещанного им состояния. Напротив расположен вход в сокровищницу собора.

В южном трансепте, расположенном на месте предполагаемого распятия св. Петра, находятся три алтаря. В центре изображен св. Иосиф с лилией Благовещения, держащий на руках младенца Иисуса (Акилле Фуни, 1963). Слева — копия (1784) с картины Гвидо Рени «Распятие апостола Петра», а справа — «Уверение ап. Фомы» (1822).Рядом с капеллой помещено надгробие папы Александра VII, одна из последних работ Бернини (1678). За коленопреклоненным папой видны аллегорические фигуры Справедливости и Благоразумия, а на первом плане — Милосердия и Истины. Мастер выполнил Истину нагой (в соответствии с пра вилами аллегорий), позже ее прикрыли тонким бронзовым листом, окрашенным белой краской. Перед молящимся папой Смерть держит в руке песочные часы, показывая, что время его земной жизни истекло. Капелла Колонна названа в честь хранящегося здесь фрагмента колонны старой базилики с написанным на ней ликом Девы Марии. Эта икона называется Mater Ecclesiae, «Мать Церкви». В алтаре (Джакомо делла Порта, 1581) покоятся останки пап Льва II, Льва III и Льва IV.

На соседней стене на барельефе (Алессандро Альгарди, 1653) изображен легендарный сюжет: папа Лев I Великий с крестом выходит навстречу Атилле и убеждает его отступиться. Останки папы Льва I покоятся в алтаре под барельефом. Еще один папа, Лев XII (1760—1829), покоится в центре капеллы под беломраморным кругом с эпитафией: «Недостойнейший из всех, носивших это великое имя», которую он сам себе составил. К апсиде собора ведут две широкие ступени из порфира, перенесенные сюда из старой базилики. Наверху, в витражном окне, сияет выполненный Бернини символ Святого Духа (1660), голубь, парящий в золотистых лучах. Под ним расположен алтарь Кафедра Петра (Cathedra Petri, Джованни Лоренцо Бернини, 1666). Он называется так потому, что в нем хранится деревянный стул, сидя на котором согласно традиции два тысячелетия тому назад проповедовал святой Петр. Реликвия обрамлена сложным узором из темной бронзы и золота, а алтарь поддерживают фигуры Отцов римской и греческой Церкви.

Слева от кафедры — бронзовое надгробие папы Павла III, выполненное Джакомо делла Порта. У постамента памятника возлежат аллегорические фигуры, Справедливость и Благоразумие. Считается, что у Справедливости черты Джулии Фарнезе, сестры Павла III и любовницы Александра VI, за красоту прозванной La Bella. Изначально она была изображена нагой, но потом и на нее набросили белое покрывало из жести. Напротив — надгробие папы Урбана VIII, украшенное геральдическими пчелами, последняя из работ Бернини (1647).Далее следует капелла Архангела Михаила 4, где слева помещена мозаичная копия (Пьетро Кристофари, 1730) с картины Гверчино «Погребение св. Петрониллы», ученицы, а по другим источникам, дочери апостола Петра. Сама капелла названа по мозаичной копии (1758) известной картины Гвидо Рени «Архангел Михаил, попирающий поверженного сатану». Здесь же слева находится гробница папы Клемента XIII (Антонио Канова, 1792). Напротив, в алтаре Навичелла (1727), повторяется библейский сюжет, отображенный на мозаике Джотто при входе в собор: поддавшийся сомнению Петр, идя навстречу Иисусу по водам Генисаретского озера, начинает тонуть.

В северном трансепте расположены три алтаря. В центральном находится мозаика (1712), изображающая мученическую смерть святых Процесса и Мартиниана, стражников Петра в Мамертинской тюрьме. В центре левого алтаря — мозаичная копия (1739) с картины Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», по бокам — медальоны с изображением князя Владимира и княгини Ольги, принесших христианство на Русскую землю. Напротив — портрет короля Чехии св. Вацлава (1740) и медальоны с изображением просветителей Кирилла и Мефодия. Под куполом собора размещен центральный алтарь с зажженными лампадами над ракой с мощами апостола Петра. Алтарь называется папским, поскольку служить здесь мессу может только папа римский. Балдахин (Бернини, 1633) над алтарем поддерживают четыре колонны. Их витая форма повторяет форму колонны из храма Соломона, привезенной в Рим императором Константином после взятия Иерусалима.

На четырех мраморных цоколях — восемь барельефных изображений трех пчел, герба рода Барберини, семейства, к которому принадлежал папа Урбан VIII. Купол собора в Риме называют cupollone («куполище»), по диаметру (42 м) он лишь слегка уступает куполу Пантеона (43,4 м). На фризе купола и далее по фризу всего собора написаны погречески и на латыни слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 1819). В парусах купола изображены еванге листы с их атрибутами: Марк со львом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом, Матфей с ангелом. Купол опирается на четыре огромных пилона со стоящими в нишах 5метровыми фигурами святых.

У юговосточного пилона изображен брат Петра Андрей (Франсуа Дюкенуа, 1635) — по Евангелию, Андрей первым последовал за Иисусом, и его называют Первозванным. Андрей изображен с символом его мученической смерти — Хобразным крестом, на котором он был распят. У югозападного — фигура Вероники (Франческо Моки, 1629) с покрывалом, которое она подала Иисусу, идущему на Голгофу. Иисус вытер заливающий глаза пот, и на покрывале отпечатался не ру котвор ный лик Спасителя, называемый также «первоиконой».

У северозападного пилона возвышается фигура царицы Елены (Андреа Болджи, 1635), матери императора Константина Великого. Она держит в левой руке гвозди, которыми был прибит Иисус к Кресту, а в правой руке — сам Крест, найденный ею в Иерусалиме. В реликварии пилона хранятся фрагменты этой реликвии. В нише северовосточного пилона помещена мраморная фигура сотника Лонгина (Джованни Лоренцо Бернини, 1635). Перед снятием тела Иисуса с креста сотник Лонгин пронзил копьем его подреберье, чтобы удостовериться, что он мертв. Наконечник копья хранится в реликварии на балкончике этого пилона. Рядом с колонной в центральном нефе стоит чудотворная бронзовая статуя св. Петра (Арнольфо ли Камбио, XIII в.).

Капелла СанГрегорио была выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. Здесь в центральном алтаре хранится перенесенная из старой базилики икона XII века «МадоннадельСоккорсо» («Богоматерьскоропомощница»). Капелла богато украшена полихромным мрамором. На полу выложен герб рода Бонкомпаньи. Надгробие папы Григория XIII (Камилло Рускони, 1723) из рода Бонкомпаньи находится в начале правого нефа. Саркофаг поддерживают геральдические драконы, на нем изображено принятие по распоряжению папы григорианского календаря.

Напротив, сильно контрастируя с надгробием Григория XIII, расположена пустая ниша над гробницей Григория XIV. Изящная кованая решетка ограждает капеллу Святых Таинств С36, куда можно войти исключительно для совершения молитвы. В алтаре сияет позолоченный бронзовый киот с многочисленными реликвиями. Он стоит на фоне картины художника Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Это единственная картина в соборе, написанная маслом. Справа — мозаичная копия с картины Доменикино «Экстаз св. Франциска».

Напротив расположено надгробие Матильды Тосканской (Бернини, 1637), графини, жившей в XI веке, во время острых конфликтов императора с папой римским, и выступавшей на стороне папы. В числе прочего, она вела военные действия. На барельефе воспроизведена сцена покаяния императора Генриха IV перед папой Григорием VII в Каноссе, замке Матильды, которое было предоставлено папе как убежище. Напротив следующей капеллы с мозаикой, изображающей мученичество cв. Себастьяна (копия с картины Доменикино), — памятник шведской королеве Кристине (Карло Фонтана, 1702), похороненной в крипте собора.

Осмотр собора можно закончить у капеллы со знаменитой «Пьетой» (Микеланджело, 1499). Скульптура из белого мрамора изображает Мадонну с телом Иисуса после снятия с креста. Мария предстает в облике юной девушки. После того как в 1972 году маньяк повредил статую, она была закрыта пуленепробиваемым стеклом. Рядом с «Пьетой» находится спуск в крипту. На глубине 4 м расположены обширные подземелья, называемые «священными гротами», где собраны уцелевшие от старой базилики гробницы, мозаики и фрески.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930