Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Базилика Сан-Марко - одна из главных достопримечательностей Венеции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим о Базилике Сан-Марко — одной из главных достопримечательностей Венеции.

Базилика Сан-Марко — центр сакральной топографии и церемониальной жизни Венеции. Никакое празднество в городе не обходилось без мессы в Сан-Марко. При этом базилика до относительно недавних пор не была кафедральным собором, — этот титул носила церковь Сан-Пьетро ди Кастелло на острове Оливоло, или Кастелло на дальней окраине Венеции. Местный епископ даже не назывался епископом Венецианским, а считался епископом своего острова, так что Венеция лишь входила в его епархию.

В 1451 году на месте патриархата Градо и епископата Оливоло-Кастелло буллой папы Николая V был учрежден Венецианский патриархат, но и после этого кафедрой остался собор Сан-Пьетро-ди-Кастелло. Только в 1808 году кафедру перенесли в Сан-Марко. Эти любопытные подробности отражают особый взгляд венецианцев на религию. Они не считали, что их религиозное рвение должно быть основанием для власти церкви. По известному выражению первого венецианского патриарха Лоренцо Джустиниани, для венецианского духовенства Венеция мать, а церковь — мачеха. Первая церковь, стоявшая на месте собора и освященная во имя св. Марка, сгорела в конце X века. Возведение современного здания началось в 1063 году. Сан-Марко представляет собой пятикупольную базилику, построенную по образцу церкви Св. Апостолов в Константинополе, — это редкий памятник византийского зодчества в Италии, где они по большей части сильно перестроены. Угадать за современным фасадом византийскую постройку сейчас трудно, сделать это можно только из окон Дворца дожей и внутреннего его двора — тогда можно увидеть простые силуэты куполов, линии закомар, византийскую кладку из широкого кирпича-плинфы.

Сан-Марко имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центр крестовокупольной группы. Последняя, таким образом, пятикратно повторяется, благодаря чему создается сложная, но уравновешенная и стройная система куполов. Продольная и поперечная ветви креста имеют боковые нефы; хоры отсутствуют. Интерьер храма отличается большей пространственностью, нежели интерьеры византийских церквей того времени.

В XII веке была пристроена галерея, окружающая церковь с трех сторон и перекрытая куполами, достройки продолжались вплоть до XVII века. Возникший в результате последующих наслоений западный фасад закрыл византийский храм; над первоначальными плоскими куполами выросли более высокие купола, появились орнаментальные полосы с изображением знаков зодиака и фронтоны, чередующиеся со сквозными готическими башенками со статуями.

Кони Лисиппа. Главный портал с 1250 года венчает знаменитая квадрига из позолоченной бронзы, вывезенная венецианцами с ипподрома Константинополя, разграбленного ими в 1204 году. Кони Сан-Марко считаются произведением прославленного древнегреческого скульптора Лисиппа. В 1798 году Наполеон увез квадригу в Париж, откуда ее вернули в 1815 году благодаря вмешательству Австрии. Сегодня подлинные кони Лисиппа экспонируются внутри собора.

Фасад базилики. Тосканские мастера Николо и Пьетро Ламберти (XIV—XV вв.) украсили фасад здания, установив остроконечные башнибеседки со скульптурными изображениями (слева направо) архангела Гавриила и евангелистов — Матфея с ангелом и Марка со львом, Иоанна с орлом и Луки с крылатым быком; крайняя скульптурная группа изображает Благовещение.

Статуя св. Марка возвышается в центре над главной аркой, ниже обвод арки украшают фигуры ангелов. В килевидной арке, на синем с золотыми звездами фоне — золотой крылатый лев.

В люнетах — цветные смальтовые мозаики, слева направо над входами: самая старая мозаика XIII века — «Перенос мощей св. Марка в собор» (собор на ней изображен таким, каким он был в то время), «Дож и Синьория встречают мощи св. Марка» (1728), «Молитва Богоматери и св. Марка перед Христом» (здесь св. Марк занял место Иоанна Крестителя, традиционное в иконографии), над ним — «Явление Христа Судии», Либорио Саландри по картону Л. Кверена (1836—1838), «Прибытие мощей св. Марка в Венецию» (1660) и «Перенесение мощей св. Марка из Александрии» (1660). Верхний ряд мозаик (Л. Гаэтано по рисункам М. Верона, 1617—1618) изображает сцены Нового Завета: «Снятие с креста», «Сошествие в ад», «Воскресение» и «Вознесение».

Еще одну знаменитейшую скульптурную группу внешнего убранства Сан-Марко легко не заметить. Статуя императоров-тетрархов (императоры поздней Римской империи Диоклетиан, Максимиан Геркулий, Галерий и Констанций Хлор), которая, как и Лисипповы кони, вывезена из Константинополя, укреплена на углу южной стены собора, обращенной к Дворцу дожей. По легенде, тетрархов установили на том месте, где воры пытались разобрать стену, чтобы проникнуть в сокровищницу. По замыслу Диоклетиана, разделившего центральную власть между двумя старшими императорами-августами и подчинявшимися им двумя младшими — цезарями, такая тетрархия (т. е. четверовластие) должна была спасти империю от развала, экономического кризиса, военной опасности, исходившей от варваров. Объятия четырех правителей должны были, однако, символизировать единую волю этого правления.

В левой нише южного фасада — изображение св. Христофора, переправляющегося через реку с Иисусом Христом на плечах. Этот сюжет повторен в мозаике атриума и на северном фасаде в виде статуи.

Купола, созданные после расширения здания в XIII веке, покрыты свинцовыми пластинами. Их завершают кресты сложной формы с позолоченными сферами на концах осей, обращенных во все стороны света. Вход в Сан-Марко предваряет галерея-атриум. Внутреннее пространство храма решено немного необычно: хоры устроены на втором уровне, над боковыми нефами и атриумом. Протяженность главного нефа, ведущего к алтарю, — 75,5 м. Высота центрального купола — 43 м.

Интерьер базилики. В соборе так много золота, что он получил прозвище «Золотая базилика». Наборный пол выполнен в XII веке византийскими мастерами. Три красные плиты отмечают место примирения Фридриха I Барбароссы и папы Александра III. Веками Сан-Марко медленно, но верно погружается в землю. Сейчас сваи фундамента слегка выпирают, образуя небольшие холмики (высотой до 30 см).Справа от главного входа расположены баптистерий с мозаиками на темы жизни Христа и Иоанна Крестителя и капелла Дзен (названа в честь кардинала Дж. Дзен, оставившего богатейшее наследство городу) с мозаиками на сюжеты из жизни св. Марка.

Мозаики Сан-Марко. Достаточно надежных сведений об исполнителях мозаик Сан-Марко, об артелях и школах, к которым они принадлежали, и о том, откуда и как они появились в Венеции, не сохранилось. Из немногих источников дошли некоторые имена художников, и, быть может, кто-нибудь из них работал в Сан-Марко. В 1153 году какой-то «мастер мозаики Марко Индриомени» (грек), а около 1200 года работал Теофане (наверное, еще один грек — Феофан). Известны и местные «магистры», например, «Бониоаннис живописец», деятельность которого отражена в документах (1185—1212), и «Марин живописец», упомянутый в 1227 году.

Нижний ярус собора отделан редкими видами мрамора, в основном теплых тонов. Мозаичные панно украшают купола, своды и верхние части стен. Многие мозаики восходят к XII—XIV векам и выполнены в византийской традиции. Общая площадь работ из камня — полгектара, а их вес измеряется тысячами тонн, так что мозаики Сан-Марко — существенная дополнительная нагрузка на архитектурную конструкцию.

На стенах главного нефа — 10 мозаичных картин (XIII в.), справа — Дева Мария, слева — Христос Эммануил в окружении пророков. Мозаику «Исполнение пророчеств», созданную по эскизам Тинторетто, установили при реставрации XVI века.

В трансепте изображены деяния Иисуса: исцеление больных, помощь страждущим, прощение грешников. На южном и западном сводах — «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Пилатом». На южной стене — «Моление в Гефсиманском саду», в центре собора — «Распятие», «Сошествие в ад» и «Воскресение». Под сенью главного алтаря на тонких колоннах из алебастра (VII в.) покоится саркофаг св. Марка, поднятый из крипты.

Пала-д’Оро (итал. Pala d’Oro — Золотой покров) за главным алтарем, главное украшение интерьера Сан-Марко, драгоценное убранство его алтаря — ювелирное изделие (3,5 х 1,4 м), оформленное 1300 большими жемчужинами, 400 гранатами, 90 аметистами, 300 сапфирами, 300 изумрудами и 15 рубинами.

Особенную ценность представляют 80 цветных эмалей со сценами из жизни Христа, Девы Марии и апостола Марка. Это произведение искусства константинопольских мастеров в 1204 году было вывезено венецианцами вместе с другими сокровищами из захваченного крестоносцами Константинополя.

В Музее Марчиана можно взглянуть на полиптих Паоло Венециано — многочастный складень, некогда служивший футляром для Пала-д’Оро. Другой любопытный экспонат — створки органа, расписанные Джентиле Беллини. В сокровищнице Сан-Марко выставлены среди прочих реликвии и драгоценные ювелирные изделия, вывезенные венецианцами из Константинополя в 1204 году, среди них — предметы императорской роскоши самого высокого качества.

За небольшую плату (вход через атриум, с правой стороны) можно подняться на балюстраду фасада базилики, откуда открывается вид на площадь. У выхода на верхнюю галерею стоит оригинал знаменитой квадриги Лисиппа, на самой галерее сейчас очень хорошие копии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930