Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Большой канал - самый известный канал Венеции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена большому каналу — самому известному каналу Венеции.

Буквы Л и П после номера объекта обозначают левый и правый берег. Протяженность Большого канала, разрезающего Венецию надвое по излучине древнего устья реки Бренты, составляет 3,7 км. Его длина 3,8 км, ширина — от 28 до 70 м, глубина — 5 м. Старинные венецианские дома фасадами обращены на канал. Это не прихоть строителей. До конца Средних веков в городе не было связанной сети пешеходных улиц. Большой канал Венеции, по берегам которого из воды растут дворцы, помогает представить средневековый город без улиц и набережных. За первым рядом домов, фасады которых обращены на канал, в наши дни можно пройти по узким улицам, параллельным берегу, по левому, например, от церкви МарияделлаСалюте до галерей Академии.

Пристань San Zaccaria [П]. Катера, следующие по Большому каналу, отправляются от нескольких причалов, например от San Zaccaria Daniele, к которому легко пройти от пьяццетты по Riva degli Schiavoni (наб. Скьявони).

Вскоре после того как катер отойдет от причала, по правому борту можно будет полюбоваться видом с воды на площадь СанМарко, Королевский сад, Библиотеку св. Марка, а по левому — на церковь СанДжорджоМаджоре [Л] (Chiesa di S. Giorge Maggiore, А. Палладио, В. Скамоцци, 1566—1610), стоящую на одноименном острове.

Пристань San Marco [П]. КапитанериядиПорто [П] (Capitaneria di Portо) — двухэтажное здание (XV в., фрески Гуарана), в котором с 1756 по 1807 год размещалась Академия живописи и скульптуры.

По левой стороне у входа в канал ДоганадиМаре находится мыс Догана, или мыс Таможни, с которого начинается район Дорсодуро. На оголовке расположено здание Морской таможни [П] (Dogana da mar). Это именно морская таможня. Сухопутная (Dogana da terra) была на Риальто. Огромный треугольник складов, занимающий весь мыс, оканчивается небольшой башней, поставленной на портик и увенчанной скульптурной композицией. Два бронзовых раба поддерживают позолоченный шар, на котором одной ногой стоит Фортуна. Традиционно богиню переменчивой судьбы изображали балансирующей на шаре.

Вход в Большой канал украшает великолепная церковь СанТа-Мария дела Салюте (церковь Марии Здравия, то есть заботящейся о выздоровлении) — один из главных городских ориентиров и прекраснейший памятник редкого в Венеции барокко. Трезвый венецианский дух оборачивался подозрительностью в отношении всего нового. Барокко в Венеции XVII века перебивал палладианский неоклассицизм. Постановление о строительстве Санта-Мария дела Салюте было принято венецианским сенатом во время эпидемии чумы (1630). Работы под руководством Бальдассаре Лонгены начались на следующий год. Церковь освятили в 1687 году.

Роскошная лестница со стороны Большого канала подводит к фасаду восьмиугольной в плане церкви, оформленному как триумфальная арка. Купол поставлен на барабан, укрепленный контрфорсами в виде причудливо завитых волют. В одной из капелл среди живописи XVII века можно отыскать позднюю работу Тициана «Преображение». В сокровищнице под малым куполом — снова Тициан, «Св. Марк и святые», и знаменитый Тинторетто — «Брак в Кане Галилейской». Своды украшают работы Тициана «Каин и Авель», «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф».

Пристань Salute [Л]. При входе в канал по правому борту стоит палаццо КонтариниФазан [П] (Contarini Fasan, 1475) — Венецианские гондолы Когдато гондолами назывались любые лодки разных цветов и размеров. Постепенно судна удлиненной формы, наиболее приспособленные для перевозки пассажиров и товара по узким венецианским каналам, вытеснили все прочие. В XVIII веке насчитывалось более 10 000 гондол (сейчас их ок. 500), отличавшихся друг от друга роскошью отделки. Тогда же был принят закон, установивший цвет (только черный) и стандартный размер лодки: длина – 11,5 м, ширина – 1,4 м. Целью властей была «борьба с расточительством». Но легенда рассказывает о другом: престарелый дож, женатый на красавице, узнал, что его супруга ночами тайно встречается с возлюбленным, прибывающим ко дворцу на черной гондоле. Мудрый дож не стал преследовать молодых и препятствовать свиданиям, но издал закон, позволивший ему скрыть позор.

Пристань Santa Maria delle Gilio [П]. Ка’ Дарио [Л] (Ca’Dario, П. Ломбардо, 1478) находится напротив пристани. Первоначальный готический фасад после перестройки Пьетро Ломбардо приобрел ренессансный вид. Сохранив асимметричную композицию, как у Ка’ д’Оро, он получил полукруглые ренессансные аркады вместо стрельчатых готических и отделку из многоцветного мрамора в виде медальонов и плит.

У дворца дурная слава: все его владельцы либо подвергались насилию, либо совершали самоубийство, в лучшем случае становились банкротами. Последний трагический случай произошел здесь в 1993 году — в стенах дворца застрелился один из богатейших промышленников Италии. В 2005 году немецкая писательница П. Реске выпустила книгу «Палаццо Дарио», ставшую бестселлером.

Через дом от Ка’ Дарио тянется одноэтажный, строгий, увитый зеленью палаццо ВеньедеиЛеони [Л] (Vegne dei Leoni, Л. Боскетти, 1749). В его саду владельцы держали львов, что и дало ему название — «дворец Венье, что со львами». В XX веке дворец купила Пегги Гугенхейм и разместила в нем коллекцию живописи и скульптуры начала ХХ века. В Музее коллекции Пегги Гугенхейм представлены Брак, Кандинский, Мондриан, Магритт, Дали, Малевич, Лисицкий, Клее, Шагал.

Прекрасное ренессансное палаццо Корнер (или Корнаро), или палаццо Ка’Гранде [П] (Palazzo Corner, Palazzo Ca’Grande, Большой дворец, 1532—1561) построил Сансовино для Якопо Корнер, брата королевы Кипра Катарины, продавшей свое призрачное королевство республике. Посередине нижнего, рустованного, этажа — три арки, второй этаж оформлен ионическим ордером, третий — коринфским. В эпоху ЛомбардоВенецианского королевства здесь жил австрийский наместник. Сейчас во дворце префектура и полицейское управление.

Слева от палаццо видна постройка красного цвета КазеттаРосса — бывшая мастерская скульптора Антонио Кановы. Во время Первой мировой войны в ней жил писатель Габриэле д’Аннунцио. Палаццо Барбаро [П] (Palazzo Barbaro), верхние этажи фасада которого прорезают лоджии со стрельчатыми аркадами, не стилизация под готику, а настоящий XV век.

Палаццо Кавалли-Франкетти [П] (Palazzo Cavalli Franchetti, архитектор К. Бойто, Дж. Манетти, XV в.) мог бы считаться одним из лучших образцов поздней венецианской дворцовой готики XV века, если бы перестройка (1871—1882) не сделала его «понастоящему» готическим.

На противоположном берегу канала стоит палаццо Контарини даль Дзаффо [Л] (Palazzo Contarini dal Zaffo). Дворец конца XV или начала XVI века считают постройкой Мауро Кодусси или Пьетро Ломбардо. Его замечательный ренессансный фасад облицован многоцветным мрамором. Здесь сохранился большой сад XVI века.

Деревянный мост Академии (Ponte dell’Acсademia, Е. Миоцци) заменил в 1932 году прежний металлический на время проведения конкурса на создание нового моста. Ни одно конкурсное предложение не было выбрано, а деревянный так и остался. В 1983—1984 годах была проведена полная его реставрация.

Пристань Acсademia [Л]. Северный фасад Галереи Академии [Л] выходит на причал и на p. Campo della Caritа (пл. КамподеллаКарита). Галерея ведет историю от «Академии художников и скульпторов», созданной по решению венецианского cената в 1750 году. С 1807 года она занимает здания церкви СантаМарияделлаКарита, одной из венецианских Скуол Гранде (итал. Scuole Grandi) того же названия и монастыря латеранских каноников. В сооружении церкви в 1441—1452 годах принимала участие мастерская Бартоломео Бон Старшего, а монастырь — одно из лучших произведений (1560) Андреа Палладио в Венеции.

От художественного наследия братства СантаМарияделлаКарита сохранилась фреска Тициана «Введение Девы Марии во Храм» (зал 24). Если описывать, каким путем формировалась коллекция, то представителям галереи будет отведена роль похоронной команды, которая с начала XIX века собирает произведения искусства стремительно гибнущего города. Зал 1 посвящен венецианской живописи XIV—XV веков идает хорошее представление о том, каких традиций держалась Венеция, когда Флоренция вступила в Ренессанс. Здесь выставлены полиптих Паоло Венециано, изображающий коронование Девы Марии, истории из жизни Иисуса Христа и св. Франциска, работы Лоренцо Венециано: «Мистическое обручение Екатерины Сиенской со Христом» и полиптих «Благовещение, святые и пророки».

В следующем зале 2 — большие алтарные образы кисти Джованни Беллини и других венецианцев, изображающие Деву Марию с Младенцем и с предстоящими святыми (их называют Sacra conversazione — «святое собеседование»). Другие «собеседования» святых у трона Марии с Младенцем можно увидеть на их исконном месте — в церквах СанДзаккария, СантаМарияГлориозадеиФрари и СанПьетроМартире на острове Мурано. Кисти Витторе Карпаччо принадлежит полотно «Десять тысяч мучеников, на горе Арарате пострадавших». В зале 3 находятся плохо сохранившиеся фрагменты фрески «Нагая» Джорджоне, некогда украшавшей фасад ФондакодеиТедески.

Залы 4 и 5 Галереи Академии — собрание шедевров. В них экспонированы «Св. Иероним» Пьеро делла Франческа, «Св. Георгий» Андреа Мантеньи, несколько образов Мадонны кисти Джованни Беллини, его «Пьета», а также полотна Джорджоне — загадочная, написанная на до сих пор не расшифрованный сюжет (обнаженная с ребенком и солдат на фоне предгрозового пейзажа) «Гроза» и потрясающий «Портрет старухи» — аллегория времени, уничтожающего и юность, и красоту. Зал 6 украшают работы Тинторетто «Адам и Ева», «Сотворение животных», «Каин и Авель» и Тициана «Св. Иоанн Креститель».

Крупноформатные картины вывешены в большом зале 10. Это «Пир в доме Левия» Паоло Веронезе, при Наполеоне вывезенный в Лувр, но вернувшийся в Венецию после его падения, «Пьета» Тициана — позднее произведение мастера, живопись которого кажется преддверием французского импрессионизма XIX века, серия полотен Тинторетто о чудесах св. Марка, в том числе «Чудо с рабом».

В следующем зале — живопись Тьеполо, великого венецианского живописца XVIII века, кажется, совершенно счастливого, легкого и безмятежного. В зале 17 — венецианские ведуты, то есть городские виды, Каналетто, «Вид на остров СанДжорджо» Франческо Гварди и бытовые картины Пьетро Лонги, запечатлевшего обыденную жизнь Венеции XVIII века. Две картины конца XV века, «Процессия на площади СанМарко» Джентиле Беллини и «Чудо с реликвией св. Креста» Карпаччо, выставлены в зале 20.

Зал 21 Галереи Академии целиком отдан живописному циклу Карпаччо «История св. Урсулы», написанному между 1490 и 1496 годами для братства св. Урсулы, которое располагалось возле церкви СантиДжованниэПаоло и было упразднено в начале XIX века. Почитание св. Урсулы и 11 000 дев возникло в Кёльне. История началась с того, что на одном из камней нашли позднеантичную надпись, сообщавшую, что римский сенатор Клемаций воздвиг базилику на месте мученичества святой девы. Имя Урсулы соотнесли с неизвестной святой X века, когда прочли его на одном из древних надгробий. Потом в результате ошибочного перевода церковного календаря IX—X веков появилась легенда об 11 000 дев, погибших вместе со св. Урсулой. Легенда подтверждалась тем, что рядом с базиликой действительно было большое кладбище. В завершенном виде история мученичества Урсулы воспроизводилась в многочисленных средневековых сборниках житий святых. В ней повествуется о том, как дочь короля Британии вместе со спутницами возвращалась из паломничества в Рим и по дороге была захвачена и казнена гуннами. Карпаччо переносит эту историю в атмосферу и быт итальянского Возрождения.

Недалеко от Академии, перед каналом Рио ди Сан-Тровазо расположились два здания, известные под одним названием палаццо Контарини дельи Скриньи [Л] (Contarini degli Scrigni, архитектор В. Скамоцци, 1609). Первый этаж дворца отделан грубым рустом. Примыкающая к нему готическая постройка (XV в.) — результат реконструкции XVII века, проведенной арх. Ф. Смеральди.

Палаццо Лоредан дель Амбашаторе [Л] (Loredan dell’Ambasciatore, XV в.) — внушительное позднеготическое здание с характерной отделкой белым мрамором по углам. Минимум декоративных элементов придает ему надменный вид. В XVIII веке здесь размещалось посольство Австрии. Через дом обращает на себя внимание палаццетто Стерн [Л] (Palazzetto Stern), построенный в начале ХХ века в том же стиле, что палаццо Лоредан.

Пристань Ca’Rezzonico [Л]. За мостом Академии и паромной переправой с левой стороны открывается вид на палаццо Ка’ Редзонико. Два первых этажа здания в 1660 году для семьи ПриулиБон соорудил Бальдассаре Лонгена. После них дворцом владели Редзонико, которые поручили Джорджо Массари окончить работу. Таким образом, строительство завершилось через 85 лет.

Первый этаж дворца оформлен рустом, по фасаду двух верхних этажей расположено по 7 венецианских окон, разделенных трехчетвертными колоннами, на пилястры по обе стороны колонн опираются арки оконных ниш. Последний этаж, высота которого составляет примерно треть нижних, украшают окна овальной формы.

В Ка’Редзонико открыт Музей Венеции XVIII века (Museo del settecento veneziano) — небольшой по собранию, но один из лучших. Помимо старинных интерьеров и мебели, украшение музея — фрески Тьеполо, в том числе «Свадьба Лудовико Редзонико» в зале Аллегории брака, «Фортуна и мудрость» в зале Тьеполо. В зале Пьетро Лонги выставлены его 34 небольших картины на сюжеты из венецианской жизни: «Урок танца», «Венецианские маски», «Носорог» и др., а на плафоне можно увидеть фреску «Зефир и Флора» Тьеполо. В зале Ридотто находятся, может, лучшие работы Франческо Гварди «Приемная монахинь» и «Игорный зал Ридотто». В Редзонико экспонируются и фрески гениального сына (редчайший случай в истории) и ученика Джамбаттисты Тьеполо Джандоменико. Среди интерьеров есть настоящий драгоценный — не роскошью, а прихотливой изысканностью вкуса будуар в стиле рококо, предметы которого все резаны из дерева.

Справа от дворца видна древнейшая городская кампанила, принадлежащая церкви Сан-Самуэле [П] (Chiesa S. Samuele, XII в.).

Пристань S. Samuele [П]. ПалаццоГрасси [П] (Palazzo Grassi) — пример последнего частного палаццо, а Джорджо Массари называют последним строителем венецианских дворцов. Архитектор возвел его в 1718 году для семейства Грасси из Болоньи. Входная лоджия ведет в холл и открытый большой двор с колоннадой. В 1986 году здание отреставрировали и стали размещать в нем выставки. В дворцовом саду устроен открытый театр.

Палаццо Джустиниан [Л] (Giustinian, XV в.) — пример венецианской готики. Он состоит из двух одинаковых зданий, соединенных вместе, и, таким образом, его можно рассматривать как прототип модульных построек современности. Здесь в 1858—1859 годах Вагнер сочинил оперу «Тристан и Изольда». Позднее дворец составил единый комплекс с примыкающим палаццо Ка’ Фоскари.

Палаццо Ка’ Фоскари [Л] (Palazzo Ca’ Foscari). Сначала дворец принадлежал семье Джустиниан, но был выкуплен cенатом и передан в дар вначале герцогу Мантуи, а затем Франческо Сфорца. В 1447 году cенат сместил его с должности и Сфорца покинул дворец. В 1452 году дворец продали с торгов дожу Франческо Фоскари, который перестроил его в стиле венецианской готики. Дворец считается самым гармоничным в Венеции, ибо к тому времени венецианский готический стиль уже достиг своего совершенства и законченности. Позднее в архитектуре здания появились ренессансные детали — барельеф над лоджией третьего этажа с семейными гербами Фоскари. Внутренний двор в ХХ веке перекрыли стеклянной крышей. Интерьеры переделаны заметнее. С 1867 года здесь располагается Высшая экономическая школа (Университет Фоскари).

На повороте канала (итал. in volta di canal) стоит палаццо Бальби [Л] (Balbi, архитектор А. Витторио, 1582—1590), который легко узнается по двум венчающим его обелискам. В оформлении фасада появились элементы перехода от Ренессанса к барокко (раскрепованные фронтоны). От небольшой церкви СанСильвестро, стоящей в глубине квартала, начинается оживленная набережная, которая идет до моста Риальто. Палаццо КонтариниделлаФигуре [П] (Contarini della Figure, XVI в.) украшает каменный фасад со множеством скульптурных и архитектурных деталей, что и определило его название. Здесь часто останавливался архитектор Палладио. За каналом Мочениго стоят три дворца Мочениго [П] (Palazzo Mocenigo), принадлежавших дожу Томмазо Мочениго (1414—1423). В последнем из них (с барочным фасадом) учительствовал в 1592 году Джордано Бруно, которого дож выдал инквизиции,— фактически прямо из дворца он отправился в Рим, где был сожжен на костре. Во втором дворце в начале XIX века останавливался Дж. Байрон.

Пристань San Toma [Л]. Дворец Барбариго [Л] (Barbarigo) стоит там, где в Большой канал впадает канал СанПаоло. Пристань Sant’Angelo [П]. Дворец КорнерСпинелли [П] (Palazzo Corner Spinelli, 1480е) отличают характерные для построек Мауро Кодусси сдвоенные циркульные окна, вписанные в одну арку. После того как палаццо в 1542 году был передан Корнерам, архитектор Микеле Санмикеле переделал его интерьеры. На противоположном берегу канала располагается палаццо Бернардо [Л] (Palazzo Bernardo), построенный в 1442 году и представляющий собой один из лучших образцов венецианской готики.

Палаццо Пападополи (Palazzo Papadopoli) — классический образец ренессансной архитектуры Венеции XVI века. Его проект приписывается Джакомо деи Гриджи. Можно обратить внимание на два обелиска, установленных на крыше. В интерьере дворца сохранились фрески Тьеполо и Пьетро Лонги. Палаццо Гримани [П] (Grimani, 1556—1572, архитекторы Санмикели, Дж. деи Гриджи), один из самых больших ренессансных дворцов, стоит при впадении в Большой канал РиодиСанЛука. Он назван по имени кардинала Доменико Гримани и Джованни Гримани, патриарха Аквилейского, которые разместили когдато здесь свою коллекцию (сейчас Музей палаццо Гримани). После смерти Санмикели в 1559 году здание достраивал Джакомо деи Гриджи. По просьбе заказчика он возвел 4й и 5й этажи, и дворец обрел более совершенные пропорции. Сейчас здесь находится Апелляционный суд.

Пристань San Silvestro [Л]. Палаццо Фарсетти [П] (Farsetti, романсковизантийский стиль, XII в.) принадлежал дожу Энрико Дандоло, выдающемуся полководцу и дипломату, организатору Крестового похода на Константинополь в 1204 году. Сейчас во дворце располагается муниципалитет. Палаццо Ка’ Лоредан [П] (Cа’ Loredan, XII в., достр. в XVI в.). Двухэтажная нижняя часть здания считается самой старой постройкой на канале. Хотя общий стиль здания — венециановизантийский, в нем заметны переделки XVI века. Воздушность зданию придает лоджия второго этажа. В XVIII веке во дворце принимали послов.

Палаццо ДольфинМанин [П] (DolfinManin, арх. Сансовино, сер. XVI в.). Построен для известного купца и дипломата Дж. Дольфин. За арками первого этажа вдоль берега идет неширокий проход с крутым мостом через внутриквартальный канал. При реконструкции площади СанМарко Якопо Сансовино перестроил и это здание. С 1789 по 1797 год здесь жил последний дож Венеции Лодовико Манин, низложенный Наполеоном. От палаццо хорошо виден мост Риальто. Пристань Rialto [П]. Мост Риальто (Ponte di Rialto, длина 48 м, ширина 22 м, 12 000 свай, высота пролета 7,5 м, длина 28 м).

Современному мосту Риальто предшествовало несколько деревянных. Последний из них изображен на картине Карпаччо из Галереи Академии «Чудо с реликвией св. Креста». Интересно заметить, что этот мост, оказывается, был разводным. Его построили на месте моста, обрушившегося в 1444 году. В 1496 году его запечатлел Карпаччо, а погиб разводной мост в 1524 году. В конкурсе на строительство каменного моста Риальто победил проект Антонио да Понте, реализованный в 1588—1592 годах. Среди участников конкурса был и великий Андреа Палладио,— он проиграл, но мост Палладио всетаки стоит, и даже не один. Проект архитектора стал образцовым для архитекторов классицизма XVIII века,— мост Палладио, например, стоит в Царском Селе под Петербургом. Так настоящий, но не осуществленный Риальто оказался по стечению архитектурной судьбы в Северной Венеции.

Исторически район Риальто был одним из двух городских центров. На СанМарко находился дож и было сосредоточено политическое руководство. Риальто действовал как центр деловой активности. К нему тяготеют рынки и администрация, отвечающая за хозяйственные вопросы. Город рос и развивался вокруг этих двух полюсов.

При сооружении мост облицевали белым мрамором, украсили скульп турными рельефами и поделили продольно на 5 «полос» движения — в середине торговый проход для пешеходов (сейчас здесь ювелирные и сувенирные лавочки), симметрично по сторонам от него — 2 ряда лавок и за ними проходы по краям моста с видом на город. В торговой толчее невольно вспоминается, что до начала XIX века ограждений на венецианских мостах не было.

На предмостной оживленной пл. СанБартоломео стоит памятник Карло Гольдони (1883, скульптор А. дель Дзотто).Рядом с мостом находится ныне совершенно перестроенное подворье немецких купцов ФондакодеиТедески [П] (1505, Fondaco dei Tedeschi, архитектор Скарпаньо), фасад которого когдато украшали фрески Джорджоне и молодого Тициана. Их фрагменты хранятся теперь в галерее Франкетти и галереях Академии.

Подворье было основано в XIII веке как торговоскладской центр, с причалами и местами для разгрузки в знаменитом рыночном районе Риальто, но здесь проводили и приемы. После пожара здание радикально перестроили в 1505—1508 годах. В XIX веке снесли две угловые башни постройки.

Палаццо Камерленги [Л] (Palazzo dei Camerlenghi, 1525, архитектор Г. Бергамаско). Несколько тяжеловесное здание из истрийского камня предназначалось для казначейства, куда стекались собранные налоги. Главный фасад обращен к подъему на мост Риальто. Задний фасад палаццо выходит на КампоСанДжакомодиРиальто с церковью СанДжакомо (Chiesa di S. Giacomo). Считается, что с даты закладки этой церкви (421) и существует Венеция.

Фаббрике ВеккьидиРиальто [Л] (Fabbriche Vecchie di Rialto — Старые фабрики Риальто, 1520—1522, архитектор Скарпаньино) были построены после пожара в 1514 году. Сейчас здание занимают судебные конторы.

Фаббрике НуоведиРиальто [Л] (Fabbriche Nuove di Rialto) — административное здание, построенное скорее всего по проекту Якопо Сансовино в 1552—1555 годах.

За мостом Риальто стоит дворец Ка’даМосто [П] (Ca’daMosto, XIII в.). Два нижних этажа построены в венецианскомстиле с характерными удлиненными арками на тонких колоннах. Верхние этажи надстроены позднее. В XV веке дом принадлежал прославленному мореплавателю Алевизо да Мосто. В XVI—XVIII веках в этом здании находилась гостиница «Белый лев», в которой останавливался сын Екатерины II цесаревич Павел с супругой, путешествующие по Европе инкогнитокак граф и графиня Северные, позже — австрийский император Иосиф II.

Пескерия [Л] (Campo dei Pescheria — Рыбный рынок, 1907).Рынок из кирпича и белого камня украшен аркадами. Интересно, что в 1881 году торговый павильон смонтировали изметаллоконструкций, но он совершенно не вписывался в облик города. В 1907 году рынок перестроили, стилизовав подвенецианскую готику. Дарами моря на этом месте торгуют сXIV века. С канала видны горы рыбы, осьминогов, моллюсков, креветок и даже химер, громоздящиеся на прилавках.

Пристань Ca’ d’Oro [П]. За мостом Риальто канал поворачиваетналево, начинается прямой и широкий его участок. Сначала направом берегу будет виден палаццо Сагредо, или палаццо МорозиниСагредо [П] (Palazzo Sagredo, Palazzo MorosiniSagredo) — памятник венециансковизантийского стиля XIVвека. В его верхних этажах заслуживают внимания изумительные окна в четыре и шесть арок. Через дом стоит самый знаменитый из дворцов Большого канала — Ка’ д’Оро 42 [П] (Ca’d’Oro,1424—1430, Дж. и Б. Бон Старший). Построенный для семьи Контарини братьями Джованни и Бартоломео Бон в пору наивысшего расцвета Венеции, дворец с кружевными галереями и стоящей на уровне воды аркадой представляет собой замечательныйобразец венецианской готики. Особое очарование асимметричному фасаду придают глубокие лоджии на втором и третьемэтажах и маленькие львята, украшающие углы. Гладкая плоскость стены правой части здания лишь оттеняет филигранность ажурного узора, образуемого тонкими колоннами и сложными килевидными и стрельчатыми арочками лоджий. Название (итал. Ca’d’Oro — «Золотой дом») дворец получил благодаря позолоте и ажурному декору из разноцветного мрамора, которые ранее украшали фасад. Во время реставрации 1846года он лишился богатой облицовки — ее снял и продал руководитель работ Дж. Б. Медуна, за что попал под суд.

В XIX веке дворцом владел один из князей Трубецких. В 1847 году он подарил Ка’ д’Оро балерине Тальони. Последний владелец Золотого дома барон Джорджо Франкетти в 1915 году передал его, а также бесценную коллекцию живописи в дар городу.

Сейчас в Ка’ д’Оро находится галерея Франкетти, где выставлены «Св. Себастьян» Андреа Мантеньи, «Благовещение» Карпаччо, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Бичевание Христа» Луки Синьорелли, а также два изумительных пейзажа Франческо Гварди — «Пьяццетта СанМарко» и «Большой канал с церковью делла Салюте».Палаццо КорнерделлаРеджина [Л] (Ca’Corner della Regina, XVIII в., Д. Росси).

Белый дворец с балконами во всю длину третьего и четвертого этажей некогда принадлежал королеве Кипра Катарине Корнаро. В наше время в нем регулярно проходит венецианская биеннале.

Дворец Ка’ Пезаро [Л] (Ca’Pesaro, архитектор Б. Лонгена, XVIII в.) высится напротив Ка’д’Оро на левом берегу. Его в 1652 году начал строить Бальдассаре Лонгена, а окончил Антонио Гаспари. Барочный дворец XVII века чемто напоминает ренессансные постройки Сансовино. Здание удивляет сочетанием массивности форм: мощный руст первого этажа, стройность колонн, раскреповка карнизов, пышный скульптурный декор. В нем размещены два значительных музея — Галерея современного искусства и Музей восточного искусства.

Палаццо Гуссони-Гримани [П] (GussoniGrimani, арх. Санмикеле). На фасаде — барельефы с гербами семейства Гримани. Здание когдато украшали фрески работы знаменитого Тинторетто. К сожалению, они не сохранились.

Церковь СанСтае [П] (Chiesa di S. Stae, Дж. Грасси и Д. Росси, 1710).Коринфский портик на высоком пьедестале и сложные скульптурные композиции придают зданию барочный характер. К церкви пристроено миниатюрное здание — СкуоладеиБатджоро (златокузнецов, 1711, рококо).

Пристань San Stae [Л]. Палаццо ВендраминКалерджи [П] (Palazzo VendraminCalergi) — шедевр архитектуры Раннего венецианского Возрождения был построен для семьи Лоредан (1504—1509) по проекту Мауро Кодусси. Здесь архитектор уже широко применил свой прием отделки оконных проемов — сдвоенные циркульные окна с завершающим круглым окном вписаны в одну полукруглую арку. По бокам окон — трехчетвертные колонны. Первый этаж с плоскими пилястрами использован как цоколь для двух верхних, облик которых совсем иной. Умело введенные орнаментальные мотивы, нежные тона мраморной облицовки и колонн, голубые блики на стеклах венецианских окон, чередующихся со стройными колоннами, — все это придает зданию удивительно изысканный и нарядный вид. После смерти Лоредана палаццо продали. В 1883 году около дверей дворца на руках у гондольера умер великий немецкий композитор Рихард Вагнер.

На другом берегу почти напротив ВендраминКалерджи возвышается Фондако деи Турки [Л] (Fondaco dei Turchi — Турецкое подворье). Название за одним из самых старых зданий, сохранившихся на Большом канале, и наиболее выразительным образцом венециансковизантийского стиля закрепилось с XVII—XVIII веков. В своей основе постройка относится к XIII веку. Сначала здание принадлежало семье Пезаро. В 1381 году город подарил дворец герцогам Феррарским. С 1575 года здесь располагалось подворье греческих купцов, а с 1621 по 1838 год — купцовмусульман. Даже после радикальной реконструкции (1869) здание передает своеобразный характер архитектуры XIII века. Сейчас в нем расположился Музей естественной истории.

Пристань S. Marcuola [П]. Церковь СанМаркуола [П] (Chiesa di S. Marcuola, 1728—1736, Дж. Массари). Вход с Большого канала, задуманный как парадный, остался в кирпиче, так как в результате стал боковым. Церковь поставлена с некоторым отступом от берега, за ней — небольшая campo San Marcuola (пл. СанМаркуола). В интерьере хранятся многие произведения известных венецианских художников.

Пристань Riva di Basio [Л]. Церковь СанДжеремия [П] (Chiesa di San Geremia, XIII в.) перестроена около 1760 года, зато ее кампанила (XIII в.) — одна из древнейших в городе. За церковью стоит палаццо Лабиа [Л] (Palazzo Labia, 1700е, 1720—1750, А. Треминьон, А. Коминелли). Росписи этого дворца — непревзойденный шедевр фресковой живописи Тьеполо. Сюжет «Пира Антония и Клеопатры» взят живописцем из Плиния Старшего: египетская царица, поспорив с Марком Антонием, что истратит во время пира огромное состояние, растворила в бокале с уксусом бесценную жемчужину. Другая фреска изображает встречу Антония и Клеопатры в Тарсе после его победы над армянским царем Артаваздом. К сожалению, попасть во дворец можно только по предварительной договоренности.

Мост Скальци (Ponte dei Scalzi), выстроенный из белого камня, соединяет районы СантаКроче и Каннареджо. Его второе название — мост Босоногих. Согласно одной из версий, оно произошло от большого количества обитавших здесь нищих. По другой, более правдоподобной, — от церкви босоногих монаховкармелитов — СантаМарияинНазарете (Скальци), которая находится неподалеку.

Церковь СантаМарияинНазарете, [П] или Скальци (Chiesa S. Maria in Nazarete — Марии в Назарете). Церковь, выдержанная в редком для Венеции стиле барокко, получила название от прозвища монаховкармелитов gli scalzi (итал. босоногие). С 1670 года ее строительством руководил знаменитый зодчий Бальдассаре Лонгена. Фасад из каррарского мрамора создавал уже другой архитектор — Джузеппе Сарди. Скальци — однонефная церковь с шестью боковыми капеллами. Во второй капелле справа находится фреска Тьеполо «Св. Тереза». Своды первой капеллы слева украшены его же «Молитвой Христа в Гефсиманском саду» и «Ангелами». Расписанный Тьеполо плафон погиб в результате австрийского артобстрела в 1915 году. В капелле Святого семейства, у подножия алтаря, похоронен последний дож Венеции (1802) Лодовико Манин, а также члены его семьи.

Церковь Сан-Симон Пикколо [Л] (Chiesa di S. Simon Piccolo, 1718—1738, Дж. Скальфаротто) выделяется куполом зеленого цвета. Он был покрыт медью, которая со временем окислилась. Купол храма кажется несоразмерным основному объему здания, что позволило Наполеону заметить: «Видел я церкви без куполов, но купола без церквей — никогда». Святой Симеон Малый встречает или провожает путешественников так же, как церковь СантаМарияделлаСалюте на другом конце Большого канала.

Вокзал Санта-Лючия [П] (S. Lucia/Ferrovia) стоит на месте церкви СантаЛючия, от которой ему досталось название. От пристани Ferrovia Stazione можно на катере пройти по каналу Джудекка мимо островов Джудекка и СанДжорджоМаджоре к набережной РивадельиСкьявони.

В 2007 году от вокзала до piazzale Roma через Большой канал построили новый мост по проекту выдающегося современного архитектора Сантьяго Калатравы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930