Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Дворец дожей - великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города Венеция

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен дворцу дожей — одной из главных достопримечательностей города Венеция.

Узнаваемые фасады Дворца дожей (палаццо Дукале — Герцогский дворец), обращенные к лагуне и пьяццетте, отстроены в 1340—1457 годах. Для здания этого времени название уже было скорее данью традиции. Некогда Дворец дожей сооружался в качестве резиденции почти полновластных самодержцев Венецианской лагуны, и даже базилика СанМарко была домовой церковью при нем, однако в конце Средневековья венецианский дож стал заложником своего высокого положения. Ему не позволялось читать писем или разговаривать с послами иностранных держав без надзора третьих лиц. Тем более он не мог уехать, когда и куда захочет. Для осуществления тотального контроля было удобно, чтобы избранный правитель Венеции жил в предназначенных ему апартаментах, но большую часть дворца занимали всетаки всевозможные городские советы и коллегии.

Дворец дожей в его нынешнем виде — не столько резиденция правителя, сколько главное административное здание олигархического Венецианского государства. Постройка состоит из трех корпусов, образующих внутренний двор. Планировка в основных чертах унаследована от предшествующего здания, возведенного в конце XII века. Необычный внешний вид существующего дворца предопределил фасад, выходящий на набережную. Нижний этаж образует портик на аркадах. Над ним за стрельчатыми арками возвышается лоджия, а выше начинается гладкая стена, облицованная мраморной плиткой и разрезанная семью большими окнами. В 1404 году ее украсили готическим балконом, выполненным мастерами семьи Мазенье.

К началу XV века строительные работы поглотили такие баснословные деньги, что Большой Совет принял закон, воспрещавший предлагать новые перестройки Дворца дожей под угрозой огромного штрафа. Дож Томмазо Мочениго заплатил штраф и настоял на продолжении работ. Благодаря его отважному решению, прославленные венецианские зодчие братья Джованни и Бартоломео Бон повторили (1424—1457) в оформлении стены, обращенной к пьяццетте, архитектурную тему, сложившуюся при строительстве южного фасада. Они же создали (1438—1443) самые интересные ворота Дворца дожей, ПортаделлаКарта — блистательный памятник готики. Ворота связывают базилику СанМарко и дворец. К сожалению, нынешний вид ПортаделлаКарта — результат реставрации. На протяжении XIV—XV веков капители портика украсила прихотливая резьба, и разглядывать их сюжеты крайне интересно: так, капитель 2й (считая от пьяццетты) колонны со стороны набережной, изображает «Философов», капитель 7й (считая от набережной) — свадьбу, рядом же с нею еще 7 капителей, представляющие целый цикл жизни венецианской семьи от первого знакомства, обручения, первой брачной ночи до рождения ребенка и даже его утраты.

В XV веке убранство портика дополнили скульптурные группы, установленные над угловыми капителями. На углу ПонтеделлаПалья (Ponte della Paglia, Соломенный мост) — «Опьянение Ноя». Над ним, на уровне лоджии — «Архангел Рафаил и Товий». На углу набережной и пьяццетты — «Адам и Ева». Над ними — «Архангел Михаил». На углу, обращенном к СанМарко, — «Суд Соломона» (приписывается Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло). Над ним — «Архангел Гавриил» работы Бартоломео Бон Старшего.

Вход в Музей Дворца дожей (Museo Palazzo Ducale) и кассы расположен со стороны набережной. Легче всего попасть сюда ближе к закрытию (но кассы закроются раньше). Внутренний двор украшают бронзовые парапеты двух колодцев — импозантные памятники художественного литья XVI века. Их авторы — мастера Арсенала, литейщики венецианских пушек. С особенным размахом оформлена сторона двора, прилегающая к базилике СанМарко. Прихотливое архитектурное сооружение, идущее от ПортаделлаКарта, называется арка Фоскари. Проход через нее ведет к лестнице Гигантов, получившей название от грандиозных статуй Марса и Нептуна работы Сансовино. На этой лестнице проходила коронация венецианских дожей, шествовавших после избрания из зала Большого Совета через арку Фоскари и ПортаделлаКарта на СанМарко. Небольшая площадь за лестницей Гигантов — КортилеттодеиСенатори, Дворик сенаторов, который интересен ренессансной архитектурой, а особенно оформлением окон, исполненным Пьетро Ломбардо. Внутренние помещения дворца украшает богатейшая коллекция живописи, ради осмотра которой не следует жалеть ни времени, ни сил. Шедевры убранства главного административного здания Венецианской республики создавались на заказ и, что естественно, представляют зрителю развернутую политическую и идеологическую доктрину государства.

Смотреть живопись во Дворце дожей трудно. За последние двести лет музейные работники приучили общество к той мысли, что они вправе вырывать картины великих мастеров из интерьера, для которого они предназначались, и помещать их в обезличенное пространство художественных галерей. Здесь же Тинторетто, Веронезе, Тициан растворены в мощном силовом поле идеологических и архитектурных программ. Во Дворце дожей путешественника ожидает великая венецианская живопись в ее прямом предназначении. Она не для удовольствия ценителей, а дело государственной важности. Портреты дожей утверждают политическую силу и преемственность власти в республике, языческие аллегории прославляют ее торговое богатство и морское могущество.

В парадные залы верхних этажей, построенные Антонио да Понте по проекту Андреа Палладио, можно подняться по Скала де Оро — Золотой лестнице (Scala d’Oro), спроектированной Сансовино и украшенной золотой лепниной. Она оканчивается в Квадратном атриуме (Atrio quadrato), плафон которого расписан Тинторетто («Дож Джироламо Приули принимает от Справедливости меч и весы»), а стены — Веронезе («Адам и Ева», «Моление в Гефсиманском саду») и Бассано. Отсюда правая дверь ведет в зал Четырех дверей, украшенный прекрасной белой и позолоченной лепниной. Помимо Тинторетто и Тьеполо, здесь надо указать на работу Тициана «Дож Антонио Гримани преклоняется перед Верой».

Пройдя через левую дверь, попадаем в Антиколлегию. Стены этого зала украшают полотна Тинторетто «Вакх и Ариадна перед Венерой», «Кузница Вулкана», «Минерва и Марс», «Меркурий и три грации» и «Похищение Европы» Веронезе. Веронезе же принадлежит авторство росписи плафона.

Роскошный потолок следующего зала Коллегии расписал тоже Веронезе. Над входом — «Марс и Нептун», в центре — «Аллегория Веры», у дальней стены — «Венеция на троне, увенчанная Справедливостью и Миром». На стенах опять Веронезе («Дож Себастьяно Веньер благодарит Христа за победу над турками при Лепанто») и Тинторетто.

Из зала Коллегии можно пройти в зал Сената, потолок которого украшает «Триумф Венеции» Тинторетто, а дальнюю стену его же «Пьета». Классический сюжет оплакивания Христа дополнен художником новыми персонажами — дожем Пьетро Ландо и дожем Маркантонио Тревизано.

Этажом ниже — личные апартаменты дожа, в которых теперь находится картинная галерея. В ней экспонируются такие шедевры, как «Лев св. Марка» Витторе Карпаччо, несколько работ Иеронимуса Босха, «Пьета» Джованни Беллини. Рядом расположены помещения судебных инстанций.

Долгое время во дворце размещались застенки: pozzi [поцци] — тесные и сырые камерыколодцы в нижнем этаже, и piombi [пьомби] — казематы под свинцовыми крышами, где узники страдали от перепадов температур и духоты (из piombi совершил некогда побег Дж. Казанова). В XVI—XVII веках на противоположной стороне канала РиодиПалаццо построили Новые тюрьмы, которые с Дворцом дожей соединил мост (1602), прозванный мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri). Расположенный на большой высоте, переход закрыт со всех сторон (в том числе и сверху). Освещается он через крохотные зарешеченные окошки. Через них осужденный, которого вели из зала суда в тюремную камеру, мог в последний раз взглянуть на город и тяжело вздохнуть: вздохи несчастных дали мосту имя. Миновав еще несколько комнат, попадаем в зал Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio). Тут все действительно большое: размеры — 54 х 25 м, высота потолка — 12 м, а гигантское (7,65 х 24,65 м) полотно Тинторетто, изображающее Рай, занимает почти всю западную стену. В овальном плафоне над ним — «Апофеоз Венеции» Веронезе. Следующий, прямоугольный плафон посередине зала — «Венеция в окружении морских божеств вручает оливковую ветвь дожу Николо да Понте» — принадлежит кисти Тинторетто. Если потолок отдан мифологическим аллегориям, то стены повествуют о реальной истории. Полотна Веронезе, Тинторетто, Бассано, Пальмы Младшего посвящены победам венецианского государства. Верхний ряд отдан портретам венецианских дожей, выполненным Тинторетто и его учениками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930