Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Каннареджо, Сан-Марко, Кастелло - исторические районы Венеции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена историческим районам Венеции: Каннареджо, Сан-Марко, Кастелло.

Церковь Санто-Стефано — трехнефная готическая базилика построена в 1374 году, а архитектурный проект портала (XV в.) разрабатывали в мастерской Бартоломео Бон. Интерьер радует глаз разноцветными колоннами из белого, желтого, серого и оранжевого мрамора. В сокровищнице можно посмотреть на картины Тинторетто «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Христос в Гефсиманском саду».

Как и многие венецианские церкви Санта-Мария-дель-Джильо — очень древняя и была построена в X веке. После многих достроек и перестроек церковь обрела барочный облик, — это одна из самых импозантных построек венецианского золотого века (проект архитектора Джузеппе Сарди, XVII в.). Первый и второй ярус фасада церкви украшены парными коринфскими колоннами со скульптурой между ними, подъемы полукруглого разорванного фронтона по углам второго яруса ритмически завершаются лучковым фронтоном на самой вершине постройки. Облик церкви — торжественный и мажорный, чему отвечает и его декорация: на подиумах колонн 2-го этажа в рельефе изображены сцены победных битв, в которых участвовал донатор храма Антонио Барбаро, на подиумах колонн 1-го — планы городов Зары, Кандии, Падуи, Рима, Корфу, Сплита.

Шедевры среди живописи в храме — две картины Тинторетто, изображающие четырех евангелистов, и «Мадонна с Младенцем» Рубенса. Интересна икона Богоматери с Младенцем (XVI в.), написанная в традициях критской иконописи, но с сильным влиянием западного латинского вкуса: Крит принадлежал Венеции, но византийские традиции в нем продолжали жить как бы законсервированные.

Название театра «Ла-Фениче» (итал. la fenice — феникс) объясняется тем, что он как бы возродился из пепла сгоревшего в 1773 году театра «Сан-Бенедетто». Архитектор Сельва сумел вписать здание в тесное пространство, с трех сторон ограниченное каналами. Театр, построенный по заказу правительства Венецианской республики, торжественно открыли в 1792 году. С его сценой связаны имена величайших композиторов: специально для «Ла-Фениче» писали Верди и Россини, здесь состоялись премьеры произведений Беллини, Стравинского, Прокофьева.

Второй цикл огненного перерождения случился в 1836 году, третий в 1996-м, а в 2003 году «Феникс» вновь распахнул двери публике. В одной из капелл, расположенной слева от входа в церковь Сан-Мойзе, можно полюбоваться на шедевры старых венецианских мастеров: «Тайную вечерю» Пальмы Младшего и «Омовение ног» — позднюю работу Тинторетто.

Палаццо Контарини-дель-Боволо (кон. XV в.) знаменит винтовой лестницей. Она вынесена наружу и образует пристроенную к зданию башню. С высоты ее мраморных аркад открывается интересный вид на город.

После 1507 года церковь Сан-Сальваторе (Спасителя) перестроил Джорджо Спавенто, после 1520 года Туллио Ломбардо достраивал боковые нефы. Барочный фасад соорудил (1663) Джузеппе Сарди.

Надгробный памятник дожу Франческо Веньеру (1554—1556) со статуями Любви и Надежды между вторым и третьим алтарем правого нефа — работа Сансовино. Алтарь третьей капеллы этого же нефа украшен грандиозным «Благовещением» Тициана. Над главным алтарем расположено написанное им же «Преображение». «Ужин в Эммаусе», приписываемый Джованни Беллини, хранится в капелле, находящейся слева от главного алтаря.

Церковь Сан-Дзулиан создана Сансовино в 1560-е годы. Над входом — скульптурный портрет (скульптор А. Витториа) человека, оплатившего строительные расходы. Интерьер ошеломляет полотном Паоло Веронезе «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами и святыми».

Однонефный храм Санта-Мария-Формоза (т. е. пышной формами) построен по проекту архитектора Мауро Кодусси, но фасады более поздние: обращенный к мосту — в 1541 году, выходящий на площадь — в 1604-м. Любопытна колокольня церкви (XVIII в.), возведенная в стиле барокко.

В капелле Кончеционе хранится триптих Бартоломео Виварини, а в правом плече трансепта находится знаменитый триптих «Св. Варвара с четырьмя святыми» работы Пальмы Старшего. У алтаря братства бомбардиров (Скуола-деи-Бомбардьери) до сих пор хранится несколько бомбард.

Бесспорный шедевр коллекции живописи галереи Кверини-Стампалья — «Введение во храм» Джованни Беллини.

Собранные в зале 1 бессчетные полотна Габриеле Белла ценны не качеством,— это уникальный документ, подробнейшим образом повествующий об общественной жизни Венеции в последний период истории островного государства.

Церковь Сан-Дзаккария — одно из самых значительных архитектурных произведений венецианского Ренессанса.

В древнем храме, стоявшем на этом месте, хоронили первых венецианских дожей. Впоследствии Сан-Дзаккария принадлежала женскому монастырю, в который могли поступить только девушки из самых знатных венецианских семей.

В конце XV — начале XVI века церковь существенно перестроили зодчие Антонио Гамбелло (два нижних яруса) и Мауро Кодусси. С тех пор стиль Pаннего Возрождения завладел необычно высоким фасадом, оканчивающимся большим арочным фронтоном. Портал членят карнизы и полукруглые ниши. Статую св. Захарии, установленную над порталом, изваял Алессандро Виттория. Он же автор статуй св. Захарии и Иоанна Крестителя, расположенных при входе. Внутреннее убранство церкви соединяет в себе элементы готики и Ренессанса. Причем посетитель, идущий от входа к главному алтарю, как будто плывет вспять по реке времени: от Возрождения в Средневековье.

Во 2-й капелле левого нефа хранится шедевр Джованни Беллини, знаменитый алтарный образ Мадонны с Младенцем и святыми. В этом же нефе находится могила Виттория с его скульптурным автопортретом.

Дверь в капеллу Анастазио, в которую необходимо зайти, чтобы полюбоваться готическими креслами (сер. XV в.) и «Мадонной со святыми» работы Пальмы Старшего, находится в дальнем от входа конце правого нефа. Над дверью помещено «Рождество Иоанна Крестителя» кисти Тинторетто. Отсюда можно пройти в капеллу Сан-Таразио, расписанную флорентийцем Андреа дель Кастаньо. Фрески изображают Бога и святых. Здесь же хранятся три полиптиха Джованни д’Алеманья и Антонио Виварини.

В ренессансной часовне (XVI в.) Скуолы-ди-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони находится прекрасная коллекция работ Витторе Карпаччо. Художник изобразил истории свв. Георгия, Трифона и Иеронима в келье, похожей на кабинет ученого эпохи Возрождения.

Венеция обогатила языки мира словами — «гетто» и «арсенал». История венецианского Арсенала (Arsenale) началась в XII веке. Столетиями он потрясал воображение современников. Когда Данте искал, с каким объектом мира сущего можно сравнить Ад, он безо всяких сомнений избрал в качестве образа Арсенал («Божественная комедия. Ад», XXI, 7—18). В Арсенале, как в аду, все идеально организованно и непреложно. Смола кипит и там и тут, но в преисподней в котлы бросают души, а в Арсенале — паклю, которой мастера (в лучшие времена здесь трудились 16 000 чел.) конопатят стыки корабельного набора.

Сегодня Арсенал — объект итальянского ВМФ и закрыт для посещения, однако на запертые главные ворота взглянуть стоит, ведь это — первый памятник венецианского Возрождения и символ морского могущества Республики св. Марка. Они построены в виде триумфальной арки в 1460 году. После победы над османским флотом при Лепанто (7 октября 1571) над арочным проходом появились барельефы, изображающие двух крылатых Викторий, а так как успех пришелся на День св. Юстиниана, над воротами установили статую святого.

В 1687 году по бокам приставили древнегреческих львов, вывезенных адмиралом Морозини с Пелопоннеса. По словам Гёте, если бы львы ожили, то их можно было запрячь в колесницу богини Кибелы, а венецианского льва-книгочея немецкий поэт дразнил крылатым котом.

Церковь Сан-Пьетро-ин-Кастелло — почти венецианская глухомань, но это — древнейшая кафедра епископа, а затем патриарха. В 1557—1597 годах церковь перестроили по проекту Палладио. Фасад очень напоминает фасад церкви Иль-Реденторе на острове Джудекка. Нижние ярусы колокольни построил (1482—1488) Мауро Кодусси, а верхние возникли лишь в 1670 году.

Интерьер, выдержанный теперь в стиле барокко, в первый раз существенно обновили в 1619—1621 годах, а позднее к переоформлению внутреннего убранства приложил руку Лонгена, спроектировавший главный алтарь. В церкви хранится неплохое собрание живописи, в том числе картина Веронезе «Иоанн, Петр и Павел».

Церковь Сан-Франческо-делла-Винья (1530—1572)стала первым зданием в Венеции, спроектированным Якопо Сансовино. Из живописи особенно хороши алтарный образ середины XV века «Мадонна с Младенцем» работы Антонио да Негропонте и «Мадонна со святыми» Джованни Беллини.

Главное украшение площади Санти-Джованни-э-Паоло — конная статуя на высоком постаменте, знаменитый памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони. Флорентийский скульптор Андреа Вероккио, учитель Леонардо да Винчи, трудился над ним в 1481—1488 годах, а завершил работу Алессандро Леопарди. Памятник, установленный в 1496 году, напоминает статую Гаттамелаты, созданную другим великим флорентийцем Донателло и стоящую перед падуанским собором Cв. Антония. Двух кондотьеров объединяют факты биографии. Было время, когда Коллеони и Гаттамелата вместе воевали на стороне Венеции против герцога Миланского. Бартоломео Коллеони сыграл выдающуюся роль в блестящих военных победах Венеции в Италии в середине XV века. Время от времени он переходил на сторону Милана, но всегда возвращался и окончил жизнь в должности главнокомандующего армией Венецианской республики.

Название церкви Санти-Джованни-э-Паоло (Chiesa dei Santi Giovanni e Paolo, церковь Свв. Иоанна и Павла ) — одной из двух грандиозных городских церквей, принадлежащих нищенствующим орденам, возникшим в XIII веке, — на венецианский манер принято произносить Сан-Дзаниполо.

Санти-Джованни-э-Паоло — доминиканская церковь, а в сестьере Сан-Поло находится церковь монахов-францисканцев, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Участок земли, на котором стоит храм, был передан доминиканцам около 1230 года, и строительные работы полным ходом начались через несколько лет. Трехнефная базилика со стрельчатыми арками и крестовыми сводами, освященная в 1430 году, — замечательный образец местной готики. Длина главного нефа ок. 100 м, что больше длины нефа базилики Сан-Марко. Прекрасный портал работы Бартоломео Бон, отмеченный элементами начинающегося ренессанса, установлен в 1458 году.

По захоронениям венецианских дожей в Сан-Дзаниполо можно изучать историю художественных стилей. Готические надгробные памятники (справа и слева от главного алтаря) указывают на места, где лежат дожи Марко Корнер (1365—1368) и Микеле Морозини. Надгробие Марко Корнера украшено статуей «Мадонны» работы Нино Пизано. Памятник Антонио Веньеру (1382—1400) в конце левого трансепта — произведение семьи Мазенье. Особенно монументальна готическая гробница Томмазо Мочениго (1414—1423), расположенная посередине левого нефа. Ее создали скульпторы Пьетро Ламберти и Джованни да Мартини. Стиль эпохи Возрождения представлен захоронениями дожей Андреа Вендрамина (1476—1478) и Леонардо Лоредан (1501—1521), находящимися в центральной апсиде, Алвизе Мочениго (1570—1577) у входа в храм, Пьетро Мочениго (1474—1476) справа от входа, Джованни Мочениго (1478—1485) слева от входа, Николо Марчелло (1473—1474) в левом нефе. Первая и три последние ренессансные гробницы заслуживают пристального внимания, поскольку выполнены мастерами Пьетро и Туллио Ломбардо.

На мавзолей дожей Вальер, единственный образец стиля барокко в погребальной скульптуре храма, можно посмотреть в правом нефе, не доходя до капеллы Св. Доминика. Это замысловатая работа резца скульптора Андреа Тирали (нач. XVIII в.).

Всего в Санти-Джованни-э-Паоло похоронено 25 дожей, но заглянуть сюда стоит не только ради того, чтобы склонить голову пред прахом венецианских властителей. Во второй капелле правого нефа, например, помещен алтарный образ кисти Джованни Беллини с изображением многих святых и замечательным «Благовещением».

Своды капеллы Св. Доминика, большой пристройки 1727 года в конце правого нефа перед правым крылом трансепта, украшают лучшие фрески Джованни Пьяццетты.

На алтаре первой капеллы левого нефа установлена статуя Алессандро Виттория «Святой Иероним». Из левого нефа можно пройти в изящную сокровищницу, украшенную полотнами Пальмы Младшего.

Наконец, главное сокровище церкви Санти-Джованни-э-Паоло — три работы Веронезе: «Благовещение», «Успение» и «Поклонение волхвов», написанные им на потолке Капеллы-дель-Розарио, вход в которую расположен в левом крыле трансепта.

От одной из наиболее влиятельных «общественных организаций» Венеции Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко сегодня остался лишь фасад, обращенный к campo dei S. S. Giovanni e Paolo. Только он смог пережить все пожары.

Выдающийся памятник Раннего венецианского Возрождения создан (1485—1495) под руководством Пьетро Ломбардо, начавшим строительство, и Мауро Кодусси, завершившим оформление. Статуи фасада выполнены Бартоломео Боном и Туллио Ломбардо. Лучшая живопись интерьеров — Карпаччо, Беллини, Тинторетто — хранится в Галерее Академии. Вдоль фасада, выполненного Кодусси и Сансовино, проходит канал Нищенствующих (rio dei Mendicanti), выводящий на берег лагуны, а точнее, к Корабельному каналу (canale delle Navi) — так называется пролив, за которым лежит остров Сан-Микеле.

Совсем небольшая церковь Санта-Мария-деи-Мираколи, возведенная Пьетро Ломбардо и его сыновьями Туллио и Антонио между 1481 и 1489 годах, вошла в историю архитектуры как первый памятник венецианского Возрождения. При нарочитой простоте архитектурных форм она нарядна, как барышня на выданье, и похожа на драгоценную шкатулку из разноцветного мрамора. Резьба наружных колонн выглядит умопомрачительно. Так же, как и мраморный фриз с изображениями святых и пророков, украшающий интерьер.

Церковь Сан-Джованни-Кризостомо (Cв. Иоанна Златоуста) — еще один маленький шедевр первых шагов венецианского Возрождения. Такой простой и ясный архитектурный замысел мог воплотить только Мауро Кодусси.

Церковь хранит бесподобную коллекцию живописи, в которой есть такие шедевры, как «Свв. Иероним, Христофор и Августин» Джованни Беллини и «Св. Иоанн Златоуст и шесть святых» Себастьяно дель Пьомбо.

Старинная церковь Санти-Апостоли (Свв. Апостолов) подверглась многократным перестройкам. Последний раз ее основательно реконструировали в 1575 году, однако капелла Корнер, находящаяся справа от входа, осталась нетронутой. Ее создание приписывают зодчему Мауро Кодусси. У правой стены этой капеллы находится гробница Марко Корнер, которую считают работой Туллио Ломбардо, а место над ее алтарем занимает «Причастие св. Луции» Тьеполо. Святая была наказана за исповедание Христа ослеплением — потому ее чтили как помогающую при глазных болезнях.

Иезуиты выкупили церковь Джезуити, или Санта-Мария-Ассунта-деи-Джезуити у женского монастыря в 1657 году. За некоторое время до этого братьев ордена изгнали из Венеции, но затем разрешили вернуться. Между 1715 и 1730 годах Доменико Росси построил сохранившееся до наших дней здание. Санта-Мария-Ассунта-деи-Джезуити украшена замечательным творением Тициана — «Мученичество св. Лаврентия», а также полотнами Тинторетто, Пальмы Младшего и скульптурой Сансовино.

Церковь Мадонна-дель-Орто (XIV—XV вв.) — при ходская церковь Тинторетто, один из самых гармоничных венецианских готических храмов. Скульптурное убранство фасада, завершенного к 1462 году, выполнили мастера семьи Мазенье. Скромная могильная плита самого знаменитого прихожанина находится справа от алтаря, а лучшая живопись мастера буквально переполняет храм.

Огромные полотна Тинторетто в центральной апсиде — «Страшный суд» справа и «Поклонение золотому тельцу» слева — поражают захватывающей дух мощью пространства, головокружительными расстояниями вверх и вдаль, необозримостью человеческих масс. Движения и жесты фигур в них то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.

В капелле Сан-Мауро справа от алтаря хранится не менее прославленная работа великого венецианца «Введение Девы Марии во храм».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930