Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Площадь Св. Марка - главная городская площадь Венеции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшний обзор посвящен Площади Св. Марка — главной городской площади Венеции.

Площадь Св. Марка формируют базилика Сан-Марко, часовая башня, здания Старых и Новых прокураций и флигель Наполеона. В течение многих веков площадь была вымощена красным кирпичом, уложенным елочкой. В начале XVIII века кирпич заменили серым трахитом. В плане площадь представляет собой трапецию, что порождает любопытные оптические эффекты: со стороны собора площадь кажется больше, чем со стороны флигеля Наполеона.

На Сан-Марко расположены два известнейших венецианских кафе Quadri и Florian. Последнее открыли в 1720 году. С тех пор здесь успели попить кофе такие знаменитости, как Джордж Байрон, Чарлз Диккенс, Эрнест Хемингуэй и многие другие.

Запруженная туристами, кормящими и гоняющими стаи голубей, Сан-Марко давно живет новой жизнью. Чтобы почувствовать прошлое, надо отвлечься. В городе, построенном на болоте, где за каждый клочок суши заплачена неимоверная цена, такое огромное, ничем не заполненное пространство должно воплощать поистине космический замысел. О нем можно догадаться, рассматривая старинные картины, например полотно Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» из венецианских галерей Академии. На нем изображена многотысячная церемония, собравшая в центре города-вселенной всех (буквально всех!) прихожан: жителей кварталов, купцов, моряков, куртизанок, гондольеров, сенаторов, монахов, которые только здесь, на Сан-Марко, осознают, что именно они, а не их жилища, корабли, улицы, каналы, и есть Венеция.

Площадь — самое низкое место в городе. Когда начинаются наводнения, она превращается в небольшое озеро. Люди передвигаются по деревянным настилам, а кофе идут пить, надев резиновые сапоги. Часовая башня (Torre dell’Orologio) стала первым ренессансным зданием на площади Сан-Марко. Ее построил архитектор Мауро Кодусси в 1496—1499 годах. В 1506 году к ней начали пристраивать (арх. Пьетро Ломбардо) боковые флигели, завершенные в 1775 году архитектором Джорджо Массари.

Крылатый лев, гуляющий по небу, датируется 1755 годом Бронзовые фигуры, которые каждый час звонят в установленный на самом верху башни колокол, отлиты в 1497 году. За 500 лет бронза так потемнела, что звонарей стали называть маврами (итал. mori).

Огромный и необычный циферблат, созданный мастерами из Пармы — отцом и сыном Джанпаоло и Джанкарло Раньери, показывает, кроме времени суток, знаки зодиака и фазы луны, демонстрируя всем желающим, как был устроен мир до Коперника, когда Солнце и Луна еще вращались вокруг Земли.

Статуя Мадонны с Младенцем из позолоченной меди на полукруглой террасе над циферблатом — работа Алессандро Леопарди. Он же изготовил флагштоки, установленные на Сан-Марко в 1505 году.

Старые прокурации (Procuratie Vecchie) — здания государственных ведомств Венеции, образующие северную границу p. San Marco,— представляют собой аркаду пятидесяти сводчатых арок, поддерживающих два яруса лоджий. Их начали строить в конце XV века по проекту Кодусси. После него работы продолжились под руководством Бартоломео Бон Младшего и Гулельмо Гриджи, завершивших фасад, обращенный к площади. Противоположный фасад создал другой замечательный венецианский архитектор XVI века — Якопо Сансовино. Старые прокурации послужили образцом для создания Новых.

Новые прокурации (Procuratie Nuove), архитектурно подобные Старым, — южная граница трапеции главной площади города. Глядя на них, можно еще раз вспомнить картину Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко». Судя по этому изображению, фасад старинного приюта Оспицио Орсеоло (Ospizio Orseolo), стоявшего на их месте, значительно выдавался вперед.

Проект Новых прокураций в общем повторяет мотив ритмичных аркад, на которые поставлены два этажа. Прекрасное однообразие вытянутых зданий заставляет взгляд скользить, превращая обрамленную ими площадь в подобие подзорной трубы, предназначенной для наблюдения главного объекта венецианской вселенной — собора Сан-Марко.

Автором проекта Новых прокураций был Винченцо Скамоцци. Строительство, начатое в 1582 году под его руководством, было окончено после смерти мастера архитектором Бальдассаре Лонгеной. Крыло, соединившее в начале XIX века здания Старых и Новых прокураций, называется флигелем Наполеона.

Флигель Наполеона (Ala Napoleonica) замыкает площадь Св. Марка с востока и стоит на месте снесенной церкви Сан-Джеминьяно работы Андреа Палладио. Парадная лестница флигеля Наполеона была задумана как часть палаццо Реале (Palazzo Reale — Королевский дворец), помещавшегося при Наполеоне в здании Новых прокураций. Теперь это вход в Музей Коррер.

Музей Коррер по праву считается одним из главных венецианских художественных и исторических собраний. Своим названием он обязан выдающемуся коллекционеру Теодоро Коррер (1750—1830), подарившему свое собрание картин и предметов прикладного искусства родному городу.

Интерьеры теперешнего музея оформлялись как личные покои Наполеона под наблюдением Антонио Кановы и представляют собой прекрасный памятник неоклассицизма начала XIX века. Из нескольких работ знаменитого скульптора, выставленных здесь, самое интересное и знаменитое — его шедевр «Дедал и Икар».

Экспозиция, размещенная в 33 залах 2-го этажа Новых прокураций, в основном посвящена истории Венеции. Здесь можно посмотреть на символы Венецианской республики, портреты, печати, личные вещи дожей, материалы, повествующие о пышных городских церемониях, морские карты, навигационные инструменты, оружие и знамена.

Картинная галерея занимает 19 залов 3-го этажа. Из ранней живописи Венеции самые замечательные — Паоло Венециано (зал 2) и Лоренцо Венециано (зал 3). В зале 4 интересна статуэтка, изображающая знаменитого дожа начала XV века. Томмазо Мочениго. В зале 7 собраны шедевры живописца эпохи Раннего Возрождения Козимо Туры из Феррары, в том числе его «Пьета». Среди представленных в зале 10 работ художников нидерландской школы, естественно, выделяется «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Младшего. В зале 11 выставлены всего три полотна: «Пьета» Антонелло да Мессины, «Распятие» Гуго ван дер Гуса и «Мадонна с Младенцем» Дирка Боутса. Первое из названных — лучшая картина Музея Коррер. В следующем зале есть Кранах Старший. В зале 13 собрана живопись Джованни и Джентиле Беллини и их отца Якопо. В зале 15 экспонируется одна из самых известных работ Витторе Карпаччо — «Куртизанки». Картина изображает двух дам на террасе. У ног одной вьется собачка, рядом на насесте сидят павлины. Интригующее название шедевра пущено в оборот только в XIX веке — художник, скорее всего, написал добропорядочных венецианок, ожидающих возвращения мужей с охоты.

Отдельный музей в составе Музея Коррер — Музей Рисорджименто (Museo del Risorgimento e dell’Ottocento Veneziano), где представлены свидетельства истории Венеции от падения Республики до объединения Италии.

Кампанила Сан-Марко, поднимающаяся над площадью и Венецией на 99 м, после сооружения Новых прокураций, раздвинувших пространство, оказалась отдельно стоящим сооружением. На картине Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» это еще не так: таким образом, местоположение кампанилы обозначает старые размеры площади Сан-Марко.

Самая первая кампанила была построена на этом месте в конце IX в. Ребристый столп из красного кирпича с окнами из белого камня воздвигли в XII—XIV веках, а в XVI веке архитектор Бартоломео Бон Младший придал сооружению теперешний вид, окончив его шатром. Сверкающая позолотой статуя на вершине башни изображает архангела Гавриила.

Сансовино пристроил к колокольне Сан-Марко Новую лоджию (1537—1549), отчего ее и называют лоджетта Сансовино. По его же моделям были отлиты украшающие ее бронзовые изваяния Аполлона, Меркурия, Мира и Минервы, составляющие аллегорический портрет Венеции. Кажется, это лучшие работы Сансовино как скульптора. В 1902 году 14 июля около 10 ч утра колокольня обрушилась и раздавила лоджетту. О неминуемом падении было известно заранее, фотографы постарались запечатлеть исторический момент, но никто не позаботился о том, чтобы снять с лоджетты ее драгоценные скульптуры. Колокольню Сан-Марко и лоджетту Сансовино восстановили в 1912 году.

Из-под аркад звонницы, куда можно подняться на лифте, открывается замечательный вид на город и Венецианскую лагуну.

На месте Пьяццетты когда-то была внутренняя гавань p. San Marco. Потом ее засыпали и превратили в площадь, на восточной границе которой стоит Дворец дожей, на западной — Библиотека Сансовиниана, а северная омывается водами канала Сан-Марко (Canale di San Marco), или, по-другому, Бачино-ди-Сан-Марко (Bacino di San Marco).

С Пьяццетты открывается один из лучших видов на остров Сан-Джорджо-Маджоре и стрелку Дорсодуро. Можно только изумляться тому, как в городе, где нет лишнего клочка земли, местные зодчие сумели создать ошеломляющие перспективы, стоящие перспектив парадных осей Парижа и Петербурга.

На берегу канала Сан-Марко стоят две колонны, доставленные в Венецию в 1172 году. Везли три каменных монолита, но при выгрузке один утопили. Бронзовый сасанидский лев (Персия, IV в.), венчающий левую колонну, по стечению обстоятельств, призван изображать евангелиста Марка. На другой установлена фигура св. Феодора, считавшегося покровителем города до того, как таковым стал апостол Марк, составленная из двух частей: на римский торс времен императора Адриана (II в.) водрузили мраморную голову эллинистического царя Понта Митридата VI (I в. до н. э.).

Между колоннами по традиции приводились в исполнение судебные приговоры. Здесь осужденных сажали в колодки или казнили. Пройти между колоннами на пьяццетте в Венеции до сих пор считается дурной приметой.

Библиотека св. Марка — одно из самых замечательных архитектурных сооружений Венеции. Ее часто называют и по имени апостола Марка, и по имени зодчего Якопо Сансовино. В 1467 году кардинал Виссарион завещал Венеции уникальное собрание манускриптов и инкунабул (так называются первые печатные книги). Виссарион, бывший православный епископ Никейский, принадлежал к блестящей когорте греческих интеллектуалов, которые после падения Византийской империи принесли в Италию не только греческий язык, но и глубокое знание античной литературы и философии, основанное на изучении подлинных текстов.

Решение о строительстве библиотеки приняли только в 1536 году. Работы начали в 1537 году, а закончили в 1597 году. Главный архитектор скончался в 1570 году, но дело его продолжил Винченцо Скамоцци, создавший вестибюль, фасад, выходящий на набережную, и 5 примыкающих к нему арок, смотрящих на пьяццетту. В оформлении здания использованы два архитектурных ордера: портик — дорический, верхний этаж ионический. Интерьер украшают фрески Тициана, Тинторетто и Веронезе.

В здание библиотеки ведут три парадных входа. Ближе к набережной расположен вход в действующую библиотеку, со стороны p. San Marco — вход в Археологический музей, через средний вход можно попасть в парадную часть. Археологический музей — единственное в Венеции собрание античного искусства, с первоклассным собранием римских портретов, скульптуры, греческих ваз, в основном из коллекций знатных венецианских семей (большей частью из собрания Гримани).

К зданию библиотеки вплотную пристроено здание Дзекки — Монетного двора, внутренний двор которого, покрытый в XX в. стеклянной крышей, стал читальным залом. Строгие архитектурные формы сооружения, избранные его строителем (1536—1545, Сансовино), отражали производственное предназначение здания. Большой внутренний двор окружали помещения для чеканки монет и их хранения. После крушения Венецианской республики собственная монета стала не нужна, и здание передали библиотеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930