Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Сан-Кроче, Сан-Поло, Дорсодуро – исторические районы Венеции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодня мы поговорим об исторических районах Венеции: Сан-Кроче, Сан-Поло, Дорсодуро.

Средневековая церковь Сан-Джакомо-дельОрио, перестроенная в XVI веке, интересна картинами, оформляющими ее интерьер. В сокровищнице представлено много работ Веронезе, а в алтаре находится замечательная «Мадонна с Младенцем и свв. Андреем, Иаковом, Косьмой и Дамианом» кисти Лоренцо Лотто. Цикл картин Пальмы Младшего исполнен на сюжеты Ветхого Завета.

В 1513 году старинная церковь Сан-Джованни-Элемозинарио сгорела дотла, но вскоре была заново отстроена под руководством Скарпаньино. Колокольню церкви огонь пощадил, поэтому она значительно древнее и архитектурно интереснее самой церкви.

Главный алтарь украшает «Св. Иоанн, подающий милостыню» (это и есть название церкви) работы Тициана. В боковых капеллах есть полотна кисти Пальмы Младшего и Порденоне.

Большая трехнефная готическая церковь Сан-Поло, давшая название всему району, пострадала от переделок XIX века, но колокольня сохранилась с 1361 года почти в первозданном виде.

В настоящее время в Сан-Поло входят через боковой портал. Слева от входа на задней стене ближнего бокового нефа — «Тайная вечеря» Тинторетто. Над алтарем первой капеллы справа — его же «Вознесение». По сторонам от главного алтаря находятся бронзовые изваяния cвв. Павла и Антония работы Витториа.

Здание другого религиозного братства — Скуола Гранде-ди-Сан-Джованни-Эванджелиста — с XIX века лишено большей части живописи, но интересно в архитектурном плане. Оно похоже на вкусный слоеный пирог: готика снаружи, ренессанс на первом этаже и классицизм на втором.

Готический фасад украшен барельефами XV века. Мраморные коринфские пилястры — работы Пьетро Ломбардо. Двери спроектиро-вал Мауро Кодусси. Он же был архитектором залов нижнего этажа и замечательной лестницы из цветного мрамора.

Большой зал в 1727 году перестроил Джорджо Массари, который также создал алтарь. Расписанный сценами из Книги Апокалипсиса потолок — работы Гуарана и Тьеполо, а в Ораторио-делла-Кроче и Сала-деи-Конвокати можно полюбоваться на полотна Пальмы Младшего.

Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — один из двух общегородских центров нищенствующих орденов. Словосочетание dei Frari (у братьев), присутствующее в названии, говорит о том, что это францисканская церковь: на латыни члены ордена называют себя fratres minores, что означает «младшие братья». Братья стали строить храм в 1250 году, очевидно, по проекту Николо Пизано. В 1338 году Шипионе Бон расширил церковь, а полностью работы завершились к 1443 году.

Фасад построили в самую последнюю очередь. Пилястры, оканчивающиеся белокаменными башенками, разбивают его на три части. Колокольня, вторая по высоте в Венеции после Сан-Марко, окончена в 1369 году. Над порталом установлена статуя Мадонны с Младенцем работы Алессандро Виттория, а по сторонам от нее Христос и св. Франциск, которых изваяли мастера круга Бартоломео Бона. В начале правого нефа похоронен Тициан.

Третья капелла этого же нефа оформлена скульптурными работами Алессандро Виттория. В правом крыле трансепта заслуживает внимания погребальный памятник адмиралу Якопо Марчелло, выполненный Пьетро Ломбардо. Рядом с ним расположено надгробие блаженного Пачифило, украшенное барельефом с изображением крещения Христа работы скульпторов Нанни ди Бартоло и Микеле из Флоренции.

В сакристии, куда можно пройти из правого крыла трансепта, хранится алтарный образ Джованни Беллини «Мадонна на троне с ангелами и святыми».

В апсидных капеллах справа от главного алтаря находится деревянная статуя Иоанна Крестителя, выполненная Донателло, и триптих Бартоломео Виварини.

Главный алтарь церкви украшает одно из величайших произведений Тициана — его «Вознесение Девы Марии», или «Ассунта» (1516—1518). Этот огромный, семиметровый алтарь с его торжественным колоритом, мощной лепкой форм, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Справа от главного алтаря стоит надгробный памятник (ск. братья Бреньо, ок. 1475) дожу Франческо Фоскари (1423—1457), а слева (ск. А. Риццо, ок. 1476) — дожу Николо Трона (1471—1473). В апсидных капеллах, находящихся слева от главного алтаря, хранится алтарная картина Алвизе Виварини и Марко Басайти «Св. Амвросий Медиоланский на троне» и «Мадонна с Младенцем» Бернардо Личинио.

Капелла Корнер, расположенная в торце левого трансепта, хранит триптих Бартоломео Виварини и крестильную купель с изображением Иоанна Крестителя работы Якопо Сансовино.

На еще один знаменитый шедевр Тициана, «Мадонну семейства Пезаро», можно полюбоваться во второй, считая от входа, капелле левого нефа. Между этой капеллой и гробницей скульптора Антонио Кановы располагается захоронение дожа Джованни Пезаро (1658—1659) — может, лучший памятник скульптуры барокко в Венеции. Оно оформлено Лонгеной великолепным архитектурно-сложным фасадом и статуями четырех черных мавров в белом, костлявый скелет-Смерть с косой напоминает о бренности сущего.

Архитектура церкви Сан-Рокко — результат сильной реконструкции, проведенной в XVIII веке, но во внутреннем ее убранстве сохраняются картины старых мастеров, в том числе Тинторетто «Св. Рох исцеляет больных чумой», Порденоне «Св. Мартин» и «Св. Христофор». Из-за того что строительство Скуола Грандеди-Сан-Рокко 84 продолжалось с 1515 по 1560 год, в глаза бросается некоторая пестрота ее архитектурных форм. Бартоломео Бон, автор первоначального проекта, сумел завершить лишь первый этаж, в оформлении окон которого узнается стиль, придуманный Кодусси. Скарпаньино завершил фасад, построил лестницу и второй этаж, а Джанджакомо деи Гриджи окончил постройку.

Предание повествует о том, как проходил конкурс, на котором выбирали художника, достойного получить подряд на роспись здания. Заявки на участие подали лучшие живописцы

Венеции, включая Тинторетто и Веронезе. В назначенный срок все мастера собрались на втором этаже Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, чтобы продемонстрировать авторитетному жюри эскизы. В этот момент по знаку Тинторетто его помощники потянули за веревки и с потолка упал картон, под которым оказалась уже написанная им фреска «Св. Рох». Тинторетто взял стремянку, поднялся к фреске и написал: «Св. Роху от Якопо Тинторетто».

Дарственная надпись ставила жюри в безвыходное положение: устав братства св. Роха не разрешал отказываться от подарков. Конкурс отменили и заказ отдали Тинторетто. После этого 23 года он бес-платно расписывал Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко. В 1576 году художник обязался к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». В следующем году он закончил еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства и 10 картин для украшения стен верхнего этажа, итого не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу Тинторетто просил ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. Всего художник создал 69 композиций.

Росписи Скуолы-Гранде-ди-Сан-Рокко можно сравнить только с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле — по живописной мощи и грандиозности программы. В 1582—1587 годах художник украсил Нижний зал сценами, посвященными «Истории Марии» — от Благовещения до Вознесения. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» на главной лестнице. Зал Альберго (1564—1567) посвящен Страстям Христовым, здесь всю стену занимает грандиозное «Распятие» — самое большое в мире живописное полотно (7×22 м). На плафоне Верхнего зала (1575—1581) сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».

В Скуоле-Гранде-ди-Сан-Рокко, кроме того, выставлено драгоценное полотно Тициана «Благовещение», его же «Се человек», а также «Мертвый Христос» Джорджоне, «Посещение Авраама ангелами» и «Агарь и Исмаил» Тьеполо.

Достопримечательности церкви Сан-Панталон, освященной во имя св. Пантелеймона, — это грандиозный плафон, изображающий мученичество святого (XVII в., Джанантонио Фумиани), большая готическая картина «Коронование Девы Марии» художников Антонио Виварини и Джованни д’Алеманья, последняя картина Веронезе «Св. Пантелеймон, исцеляющий ребенка» и «Благовещение» Паоло Венециано.

Здание Скуола Гранде-деи-Кармини построено во 2-й половине XVII века архитектором Бальдассаре Лонгеной в стиле палладианства. Интерьеры созданы в XVIII столетии. Потолок главного зала оформлен девятью полотнами кисти Тьеполо. Самое выразительное из них изображает Деву Марию, вручающую капюшон кармелитов св. Симеону Столпнику.

В соседней комнате — «Юдифь с головой Олоферна» Пьяццетты. Интерьер однонефной церкви Сан-Себастьяно, перестроенной Скарпаньино в 1-й половине XVI века, большей частью оформлен работами Веронезе. Именно с них началось его признание как живописца. В Сан-Себастьяно он возвращался писать фрески и после того, как прославился. Здесь же художник завещал себя похоронить. Надгробная плита Паоло Кальяри, прозванного Веронезе, находится в капелле, расположенной слева от главного алтаря.

Наиболее значительные работы мастера украшают плафон: «Истории Эсфири», над главным алтарем — «Мадонна со св. Себастьяном и другими святыми», слева от него — «Мученичество свв. Марка и Марцеллина», справа — «Мученичество св. Себастьяна», в триумфальной арке — «Благовещение». За третьей капеллой правой стены возвышается монументальная гробница епископа Ливио Подокатаро, созданная Сансовино.

Неоклассицистический фасад церкви Сан-Барнаба, построенный (1749—1776) архи-тектором Лоренцо Боскетти, посреди Венеции выглядит как римская руина и вполне гармонирует с кампанилой XIV века. Внутреннее убранство примечательно полотном Паоло Веронезе «Святое семейство».

Приход Сан-Барнаба памятен Венеции по двум причинам. Во-первых, от названия церкви произошло слово барнаботти (итал. barnabotti) — так стали называть живших в округе разорившихся венецианских патрициев. Рожденные властвовать существовали на скромное государственное пособие. Во-вторых, рядом находится небезызвестный мост Кулаков (Ponte dei Pugni). Драки на мостах играли важную роль в венецианской жизни. В жарких боях стенка на стенку сходились прихожане соседних церквей, а также представители двух городских группировок — николотти и кастеллани.

Церковь Сан-Тровазо. Св. Тровазо — это на самом деле два разных святых мученика: Гервасий и Протасий, которых так часто упоминали вместе, что имена их слились. Церковь представляет собой однонефный храм классической архитектуры.

При ее осмотре надо обратить внимание на алтарь одной из капелл правого крыла трансепта, ренессансные барельефы которого изображают ангелов с орудиями Страстей Христовых. Авторство, возможно, лучших произведений венецианской скульптуры конца XV века приписывают Пьетро Ломбардо. В Сан-Тровазо также хранится шедевр готической живописи «Св. Хризогон на коне», созданный предположительно Якобелло дель Фьоре либо Микеле Джамбоно. Кроме того, здесь есть несколько вещей Тинторетто. В частности, его значительные работы, «Тайная вечеря» и «Омовение ног», украшают капеллу в левом крыле трансепта.

Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе, полностью перестроенная в 1745 году ар-хитектором Джоржо Массари, — памятник палладианского неоклассицизма. «Триумф Веры» на ее плафоне создал Тьеполо. В этом храме проходили знаменитые концерты девочек приюта, в котором служил Антонио Вивальди.

Церковь Джезуати, или Санта-Мария-дель-Розарио, основали иезуиты, от которых осталось одно название. После них церковь отошла к доминиканцам и была полностью перестроена в 1736 году по проекту Джорджо Массари. В росписях потолка кисти Тьеполо ангелы возносят св. Доминика к Деве Марии. Интерьер оформлен первоклассными работами крупнейших венецианских живописцев XVIII века. Пьяццетты, Тьеполо, Себастьяно Риччи. В одной из капелл хранится «Распятие» кисти Тинторетто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930