Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Правый берег реки Адидже

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Italy.Ru. Сегодняшняя тема посвящена правому берегу реки Адидже.

Гробница Джульетты находится на территории старинного капуцинского монастыря. В него можно войти с via Pontiere (виа Понтьере).

Считается, что сюда перенесли мнимо умершую Джульетту и именно здесь разыгралась заключительная сцена трагедии, написанной Шекспиром: Ромео покончил с собою на могиле возлюбленной, Джульетта, когда пробудилась ото сна, последовала за ним. Однако задолго до издания пьесы могила была уже почитаема: желающих прийти сюда было так много, что в 1548 году, по решению церковных властей, саркофаг из красного мрамора, стоявший в сводчатом подвале, превратили в резервуар для питьевой воды. В 1936 году саркофаг переместили в крипту церкви, создав там подобие склепа.

В монастыре сохранилась небольшая капелла СанФранческо, в которой, согласно Шекспиру, влюбленные тайно обвенчались. В капелле есть несколько хороших картин веронских мастеров — Джанфранческо Карото, Доменико Брузасорци, венецианца Антонио Балестры и необыкновенной красоты «Благовещение» Кампаньи.

В монастыре также есть Музей фресок (Museo degli Affreschi), в котором выставлены фрески и фрагменты фресок XII—XVI веков из построек и церквей окрестностей Вероны. Площадь Бра (рiazza Br) — самая просторная площадь Вероны (итал. braida — «простор»). В римскую эпоху здесь располагался Бычий форум (forum boarium), где торговали скотом и мясом. Современный же ее вид сформировался в XVI веке усилиями архитектора Микеле Санмикели, которому удалось объединить памятники античной архитектуры с более поздними постройками в гармоничный ансамбль.

Огромные арки на месте древних ворот — ПортониделлаБра (Portoni della Br, XVI в.) — украшают вход на площадь, в центре которой расположен сад с фонтаном Альп и конным памятником итальянскому королю Виктору Эммануилу II, а по периферии стоят дворцы знати.

Палаццо дела Гран-Гуардия (Palazzo della Gran Guardia) в южной части площади появилось в XVII веке. Архитектор Куртони стилизовал его декор под здания работы Санмикели. В XIX веке дворец обрел неоклассицистические формы, подобно другому сооружению XIX века — палаццо деллаГранГуардияНуова, или Барбьери (Palazzo della Gran Guardia nuova o Barbieri).

Фрагменты стен императора Галлиена (III в.) указывают на то, что в этот период площадь Брa уже входила в городскую черту.

Арена (Arena di Verona) — амфитеатр из розового веронского камня, построенный около 30 года для проведения гладиаторских боев и боев с крупными животными.

В плане она представляет собой эллипс длиной 140 и шириной 110 м. В древности каждая из осей была на 12 м длиннее, так как существовало внешнее кольцо амфитеатра, от которого сохранилось лишь крыло из четырех арок высотой более 30 м. В центре Арены, рассчитанной на 30 000 зрителей, находится ристалище (74 х 44 м).

В отличие от Колизея и других италийских амфитеатров, веронская Арена не превратилась в Средние века в каменоломню и потому прекрасно сохранилась, лишь внешняя ее стена обрушилась во время землетрясения 1117 года. В позднем Средневековье на ней устраивались аутодафе — сожжения еретиков. В помещениях под сводами и в арках были устроены торговые лавки и даже жилые комнаты, к XVI веку в аркадах обосновались публичные дома. В XVI и XVII веках зрительские трибуны полностью перестроили, и нынешняя Арена превратилась в грандиозный зрительный зал на 25 000 мест, на сцене которого с XVIII столетия устраивались кровавые представления, во время которых специально обученные собаки дрались с быками. С постановкой «Аиды» Джузеппе Верди в 1913 году здесь начал регулярно проводиться летний оперный фестиваль.

Церковь Сан-Фермо-Маджоре построена на месте капеллы V века, возведенной там, где около 304 года были обезглавлены по приказу императора Максимиана свв. Фирм и Рустик. Мощи святых были перенесены в Африку, потом оказались в Каподистрии (современный Копер, Словения), пока в 755 году не были выкуплены епископом Вероны св. Анноном. Между 1065 и 1143 годами монахибене диктинцы возвели на месте ветхой капеллы большую церковь, состоящую из двух церквей — Верхней, для служб, и Нижней, где хранились мощи. В 1261 году церковь перешла к монахамфранцисканцам (до 1807 ), при которых перестройкой Верхней церкви (ок. 1350) и был закончен ансамбль. Изза этих перестроек и достроек церковь выглядит необычно: снизу ее фасад — романский, с порталом и аркадой, сверху же — готический. В 1759 году мощи Фирма и Рустика перенесли в Верхнюю церковь, чтобы уберечь их от наводнения.

Верхняя церковь — типичный однонефный францисканский храм. На западной стене, в люнете над входом, — «Распятие», приписываемое мастеру Туроне (XIV в.). Там же среди фресок XIV и XV веков — «Страшный суд» Мартино да Верона. На правой стене от входа — «Мученичества францисканских святых в Индии» (ок. 1350). По лестнице из правого трансепта можно спуститься в Нижнюю церковь. В ренессансной капелле Алигьери (справа от главного алтаря, XVI в.) можно увидеть надгробия, выполненные молодым Микеле Санмикели, и «Распятие» Брузасорци.

Главный алтарь церкви отгорожен изящным полукружием колоннады (возможно, тоже работы Санмикели, 1573) и украшен фресками XIV века. Деревянный потолок алтаря выглядит как днище корабля и расписан изображениями 400 францисканских святых (1310—1350). По пути вдоль левой стены церкви от алтаря обратно ко входу следуют капеллы и алтари, украшенные фресками и картинами веронских художников (в капелле Марии — чудесный образ «Марии с Младенцем и св. Анной и предстоящими святыми» кисти Франческо Карото, 1528). У входа в церковь устроен мавзолей Николо Бренцони (Нанни ди Бартоло, 1426) — главная достопримечательность церкви. Скульптурная его часть выполнена на сюжет «Воскресения», фреска Пизанелло «Благовещение» теперь перенесена в Музей Кастельвеккьо.

В Нижней церкви (спуститься можно через правый рукав трансепта) стоит обратить внимание на старые романские капители и фрески XI—XII веков, фреску «Мадонна с Младенцем на троне и предстоящими святыми» (нач. XIV в.), надгробие юриста Антонио Пелакани, дающего урок ученикам (1327). В алтаре церкви — прекрасное деревянное распятие XIV века. Львиные ворота (Porta dei Leoni, I в.) стоят в конце римской кардо (современные via Leoni и via Cappello).

В древности через ворота шла дорога, которая вела в римские города Бононию (Болонью) и Аквилею. В настоящем виде они — только часть внутреннего фасада когдато гигантских ворот, имевших внутренний квадратный двор и открывавшихся на разные стороны улицы двумя фасадами. Но даже сохранившиеся фрагментарно ворота — замечательный памятник римской архитектуры, с безупречными пропорциями, красивыми деталями.

В Средние века ворота носили имя СанФермо по стоящей недалеко церкви Св. Фирма, в эпоху Ренессанса назывались аркой Валерия. Нынешнее название получили по стоявшей у них римской гробнице, декорированной изображениями двух львов.

Дом Джульетты некогда принадлежал семье Каппелло (Капулетти), откуда и происходит современное его название. В 1907 году дом выкупили городские власти и устроили в нем музей, где воссоздан быт знатной семьи XIV века, выставлена старая мебель, декоративные фрески. Этой реконструкции соответствует даже балкон, словно взятый из пьесы Шекспира.

В 1972 году под ним установили бронзовую статую Джульетты (Н. Константини), и вскоре родилось поверье, что прикосновение к правой груди шекспировской героини обеспечит исполнение самых дерзких любовных желаний. Стены и своды арки, ведущей во дворик дома, сплошь покрыты автографами, по правде сказать, весьма обезображивающими здание.

День рождения Джульетты отмечают 16 сентября. В городе устраивают костюмированные шествия, спектакли, художественные выставки. В кинотеатрах показывают фильмы, снятые по трагедии Шекспира.

На площади Эрбе (итал. piazza delle Erbe — «площадь Зеленного рынка») торгуют уже более двух тысяч лет. В древности на ее месте находился форум — политический и торговый центр римской Вероны, превосходивший размерами современную Эрбе. Во времена коммунальных свобод часть ее застроили зданиями, в которых располагались органы городского самоуправления. Когда к власти в Вероне пришли Скалигеры, политический центр города переместился на площадь Синьории, а р. delle Erbe заполнили рыночные лавки с навесами, давшие ей название.

По главной оси площади с юговостока на северозапад стоят несколько сооружений, игравших роль символов в городе. На Рыночной колонне (1401) устанавливался герб правителя города. На месте мраморной беседки (XVI в.), стоящей на квадратном основании, с которой объявлялись законы и приговоры, долгое время был позорный столб, поэтому эту трибуну до сих пор называют берлина (итал. berlina — «позорный столб»). Фонтан Мадонны Вероны (1368), поставленный при тиране Кансиньорио, украшает античная статуя (IV в.), увенчанная металлической короной. Наконец, колонна Св. Марка (1523), выполненная Микеле Леони и увенчанная статуей крылатого льва (символ евангелиста Марка и герб Венеции; нынешний — копия XIX в.), была символом подчинения Вероны Венецианской республике.

Среди интересных с исторической и художественной точки зрения построек на югозападной стороне площади — Дом купцов (Casa dei Merchanti, также Domus Mercatorum, 1301), который некогда занимали штабквартиры городских цехов. Первоначальное здание было построено в 1210 году, а в 1301 году перестроено Альберто I делла Скала и превращено в центр торговли шерстью (сами Скалигеры были из торговцев), здесь же заседал подестá торговцев, решавший тяжбы между ними и контролировавший законность сделок. Дом несколько раз перестраивался, пока в 1878 году не был «воссоздан в первоначальном виде», однако его фасад, оформленный портиком, сдвоенными окнами, зубчатыми мерлонами по верху, до сих пор производит очень сильное и аутентичное впечатление. Заслуживают внимания и другие постройки эпохи Возрождения, среди которых — дом Кристиани (Casa di Cristiani), украшенный фресками на сюжеты Священной истории (художник Джироламо даи Либри).

С северозапада площадь замыкают кирпичная башня Гарделло (Torre del Gardello, 1370) и дворец Маффеи (Palazzo Maffei, XIII в.), сегодня имеющий барочный облик. Богато декорированный фасад палаццо венчает балюстрада со статуями античных божеств. В числе владельцев дворца называют знаменитого кондотьера Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата, державшего в страхе всю Италию (его статую в Падуе сделал великий Донателло).

На северовосточной стороне площади можно видеть то, что осталось от здания средневековых складов, перестроенных в XVI веке. Дом Маццанти (Casa dei Mazzanti) снаружи украшен фресками (XVI в.) с аллегорическими сюжетами работы Альберто Кавалли, ученика Джулио Романо. Чуть севернее стоит еще один ренессансный особняк — Новый дом (лат. Domus Nova). Дом действительно «новый»: его фактически перестроили в середине XVII века, а в следующем веке еще и надстроили. С Дворцом коммуны Domus Nova связывает Арка ребра (Arco della Costa), получившая название изза подвешенного в ней ребра кита. Фасад Дворца коммуны, перестроенный в стиле классицизм в XIX веке, завершает ансамбль северовосточной части р. delle Erbe.

Семейное кладбище Скалигеров, веронских синьоров, примыкает к древней церкви Санта-Мария-Антика (Santa Maria Antica), которая была построена в VII веке и приобрела нынешний вид в романскую эпоху (старая церковь погибла в землетрясение (1117), и от нее сохранился только мозаичный чернобелый пол, нынешнее здание построено в 1185 г.). По чередованию в кладке слоев камня и кирпича легко узнать местную работу, — это один из признаков веронской архитектуры.

Кладбище Скалигеров окружено мраморной оградой (XIV в.), поверх которой идет красивая кованая решетка (отчасти оригинальная).В наружной стене СантаМарияАнтика, ставшей в XIII веке домовой церковью Скалигеров, находится саркофаг Кангранде I — единственный погребальный памятник, расположенный вне кладбищенской ограды. Гробница оформлена каменным балдахином, который венчает конная статуя Кангранде (копия; оригинал в Музее Кастельвеккьо). Узнать Скалигера можно по собачьей морде на шлеме — прозвище тирана переводится как «большая собака» (итал. — cane il grande). Сразу за воротами слева находится гробница Мастино II. Его скульптурный портрет украшает крышку саркофага, оформленного фигурами, рельефами и укрытого каменным балдахином с конной статуей (оригинал в клуатре церкви Сан-Фермо-Маджоре).

Далее следуют гробницы старших братьев Кангранде I — Бартоломео, Альбоино и Кангранде II. Благородный Кансиньорио нашел последний приют в дальнем, левом от входа, углу некрополя. Его гробницу украшает большое количество скульптурных изображений святых, королей, воинов, рельефов с эпизодами из жизни Кансиньорио. Если саркофаги Кангранде I и Мастино II еще можно принять за рыцарские, то гробница Кансиньорио (1374, скульптор Бонино да Кампьоне) выглядит как захоронение короля.

С правой стороны от входа на кладбище, у церковной стены, находится самое древнее захоронение: здесь лежит Мастино I (ум. 1277). В следующей за ней встроенной в церковную стену гробнице похоронен Джованни делла Скала. Его прах перенесли на семейное кладбище в 1831 году, до этого он находился в церкви Сан-Фермо.

В могиле, расположенной посреди двора, возможно, впервые был захоронен Кангранде I, хотя изображение на ней подписано именем Альберто I.

Площадь Синьоров (piazza dei Signori) и площадь Эрбе разделяет лишь узкий арочный проход, и тем не менее эти символические центры городской топографии совершенно не похожи друг на друга: рыночная площадь — жива, гостеприимна, парадную отличает благородная элегантность и… тишина. За Аркой ребра открывается вид на фасад Нового дома, выходящий на площадь. В центре piazza dei Signori в 1865 году был установлен памятник Данте. Присоединившийся к «неправильной» политической партии и изгнанный вместе с ней из родной Флоренции, поэт гостил у Скалигеров с 1303 до 1316 года. Имя великого итальянца носит и находящееся на площади кафе Dante — единственное в Вероне, сохранившее интерьер XIX века.

Дворец коммуны (palazzo del Commune) возведен в XII веке, хотя фасады его более поздние. К piazza dei Signori он обращен своим ренессансным фасадом. За ним — красивый внутренний двор, за которым закрепилось название Старого рынка. Башня Ламберти (XII—XV вв.) — самая высокая в Вероне (83 м), получила название по имени знатной семьи, которая в 1172 году начала ее строить как свою личную цитадель. По выражению одного средневекового писателя, итальянский город «колосился башнями, как хлебная нива». Они фактически представляли собой замки синьоров, расположенные в пределах городской черты. Поэтому и в Вероне, и в других городахкоммунах власти беспощадно сражались с башнями. Однако башню Ламберти не снесли вместе с другими только потому, что хозяева в конце XII века успели продать ее городу, и власти решили включить бывшую частную собственность в комплекс строящегося Дворца коммуны. В момент покупки башня была ниже, чем сейчас. Первоначальную ее высоту довольно легко определить: чередование слоев красного кирпича и светлого туфа, типичный признак романской архитектуры Вероны, оканчивается на высоте 37 м. Коммунальные власти нарастили башню, вторично — в 1464 году.

Городские статуты конца XIII века устанавливают, что на башне должны помещаться два главных колокола, большой и малый. Большим колоколом Ренго созывали городское собрание. Звон второго колокола — Марангона — определял часы работы и отдыха горожан, а именно отмечал 3й и 9й часы, а также время вечерней молитвы. Одновременный набат двух колоколов извещал о пожаре или военной опасности.

Ренго — не только самый большой из колоколов башни Ламберти, но и самый старый, — последний раз его перелили в 1577 году, а механизм башенных часов отсчитывает время с 1798 года.

Рядом с Дворцом коммуны располагается Дворец капитана (Palazzo del Capitano) — резиденция венецианского наместника Вероны. Здание фланкировано массивной башней ТоррионеСкалиджеро (Torrione Scaligero, XIV в.). Фасад и портал (Микеле Санмикели) относятся к XVI веку, а в 1876 году во внутреннем дворе появились знаменитые ворота Бомбардиров (Porta dei Bombardieri).

На противоположной стороне площади находится самое замечательное с архитектурной точки зрения сооружение piazza dei Signori — лоджия Совета 9 (Loggia del Consiglio, XV в.). Верхний этаж дворца, авторство которого приписывается архитектору Фра Джокондо, возносится на стройных аркадах и увенчивается карнизом, украшенным мраморными фигурами великих уроженцев Вероны — поэта Катулла, географа и писателя Плиния Старшего, архитектора Витрувия и историка Корнелия Непота. Истинно тосканское изящество форм в сочетании с венецианской вычурностью делают лоджию одним из выдающихся зданий веронского Ренессанса.

С востока к лоджии примыкает Дворец префектуры (Palazzo della Prefettura, или Palazzo del Governo — Дворец правительства; еще одно название — дворец Кангранде). Палаццо строили как резиденцию Скалигеров с XII по XIV век, но затем многократно переделывали. Ренессансный портал здания — работа Микеле Санмикели.

Через арку ВольтоделлаТроттура (итал. volto della trottura — «свод пыток»), расположенную напротив Арки ребра и соединяющую рiazza dei Signori с рiazza letto delle Arche, можно выйти к гробницам Скалигеров.

Владельцы дома Ромео не пожелали продать городу дом, предположительно принадлежавший семье Монтекки, поэтому музея в нем нет, зато на первом этаже есть ресторан. На стене установлена доска со словами из 1го акта шекспировской пьесы: «Ах, где Ромео?»

Санта-Анастазия (S. Anastasia) — самая большая церковь в Вероне. Когда монахидоминиканцы начали ее строить в 1290 году (архитекторами называют монахов Бенвенуто из Болоньи и Николая из Имолы), они посвятили ее св. Петру Мученику, но среди горожан закрепилось другое ее название — СантаАнастазия. К 1481 году была закончена декорация готического фасада со сдвоенным порталом и замечательными мраморными рельефами, но строительные работы продолжались до XVI века. Церковь так и не была построена в том виде, в каком задумывалась, хотя представить ее изначальный замысел можно — ее модель изображена на фреске над алтарем Чентрего в интерьере храма.

Боковые нефы отделены от центрального рядами грандиозных колонн из красного веронского мрамора. Просторная и светлая апсида прорезана большими окнами. Трехцветный мраморный пол выполнен в 1444 году: черный и белый — цвета сутаны доминиканцев, красный — напоминание о крови, пролитой Петром Мучеником.

Церковь украшает выдающаяся коллекция скульптуры и живописи. Подножия чаш со святой водой у входа сделаны в виде фигур горбунов работы Габриэле Кальяри (1495), отца знаменитого художника Паоло Веронезе, и Паоло Орефиче (1591). Уродливые фигуры — часто встречающееся в искусстве символическое изображение грехов, усмиренных и подчиненных святостью.

За колоннами главного нефа открывается вереница капелл, в каждой из которых есть интересная, а иногда — самого высокого уровня живопись XVI—XVIII веков. В боковых нефах по католической традиции устроены многочисленные алтари и капеллы, украшенные картинами веронских мастеров Джованни Бадиле, Франческо Карото, Джироламо даи Либри и Либерале да Верона. Справа от главного алтаря — в капелле Пеллегрини и капелле Кавалли — сохранились фрески выдающегося мастера, последователя Джотто, Альтикьеро (кон. XIV в.) и работавшего в позднеготической манере Стефано да Дзевио (нач. XV в.). Высоко на стене над капеллой Пеллегрини находится самый знаменитый образ церкви СантаАнастазия и настоящий шедевр ренессансной живописи — фреска Пизанелло «Отправление св. Георгия на битву с драконом». Это фактически единственное сохранившееся монументальное произведение художника. История из жития св. Георгия трактована как изысканная куртуазная сцена и исполнена необыкновенной красоты. В этой фреске, как и во всем искусстве Пизанелло, при ренессансном понимании пространства и объема, сохранился готический дух — с его любовью к отточенной виртуозной линии, красивым декоративным сопоставлениям цветов, с крайней — до хрупкости фигур — утонченностью, музыкальностью линейного рисунка, ювелирностью письма.

Каменный мост (Ponte Petra) был построен около 100 года до н. э. В древности Ponte Petra и парный ему мост Постумия связывали римскую дорогу Via Postumia, шедшую из Геновы (Генуя), с подножием Альп. От римской эпохи сохранились два пролета у левого берега. Пролет у правого берега перестроен при Альберто I в 1296 году, вместе с двумя другими он — в основном реконструкция XVI века, вероятно, работа Скарпаньино. На правом берегу вход на мост охраняет башня XIII века. Частью открывающейся с моста панорамы будет купол церкви СанДжорджоинБрайда.

Небольшая церковь Сан-Джованни ин Фонте стоит возле апсиды Веронского собора и изначально была его баптистерием, — отсюда ее посвящение Иоанну Крестителю. Разрушенная землетрясением (1117) одновременно с собором, она была заново отстроена к 1123 году. Капители колонн и один из пилястров сохранились от здания VIII века.

СанДжованниинФонте знаменита крестильной купелью — шедевром романской скульптуры XII века. Стороны восьмигранной купели украшают сцены «Благовещение», «Посещение Марией Елизаветы», «Рождество», «Волхвы», «Поклонение волхвов», «Ирод», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Крещение Христа». Стены церкви украшены фресками.

В римскую эпоху на месте собора (Duomo) стояли виллы с частными термами и, возможно, несколько небольших храмов. Первая христианская церковь была построена здесь в 362—380 годах епископом св. Зеноном (сейчас на ее месте стоящая рядом с собором церковь СантаЭлена). Уже достаточно скоро церковь стала тесна для веронцев и была перестроена в большую базилику. От двух этих церквей сохранились фрагменты мозаичных полов, которые можно увидеть под церковью СантаЭлена и в клуатре соборного капитула. Во время пожара или землетрясения в VII веке церковь была разрушена, и через столетие — уже на теперешнем месте — был возведен собор СантаМарияМатриколаре. В 1117 году, как и многие другие здания Вероны, собор был разрушен землетрясением. Восстановленный храм освятил папа Урбан III (1187). Со 2й половины XV века началась перестройка храма в стиле поздней итальянской готики.

Стены боковых нефов собора, как и у всех романских построек Вероны, сооружены из перемежающихся рядов туфа и кирпича, фасад и апсида построены из туфа. Романский портал заключен в двойной протирон работы мастера Николая, возводившего собор в XII веке. Нижний протирон опирается на изящные витые колонны, поставленные на грифонов. Арка портала покрыта барельефами, а в люнете помещен раскрашенный рельеф с образом Девы Марии с Младенцем на троне, а также Поклонением волхвов (справа) и Благовещением пастухам (слева). На пилястрах портала представлены ветхозаветные пророки Рождества. В люнете верхнего протирона изображено Святое семейство, над которым сияет Вифлеемская звезда. Над капителями колонн нижнего протирона изображены паладины Карла Великого — Роланд и Оливер. Готические окна фасада пробили только в XVI веке. Нижняя часть соборной кампанилы возведена XIII веке, средняя надстроена в XVI веке. (в проектировании участвовал Санмикели), в 1913 году начались работы по достройке (архитектор Фаджоли) звонницы, так и не доведенные до конца. В интерьере к романскому и готическому стилю фасада добавляется стиль барокко,— в нем выдержано несколько капелл XVIII века. Пол выложен (1880) плитами черного и белого мрамора.

Три нефа отделены друг от друга колоннами из красного веронского мрамора, над которыми возносятся готические своды. В правом нефе, в капелле Кальказоли — «Поклонение волхвов» Либерале да Верона. Своды апсиды украшены фресками (XVI в.) «Благовещение», «Пророки», сценами из жизни Богоматери, работы Франческо Торбидо, исполненные им по рисункам самого знаменитого из учеников Рафаэля Джулио Романо. В левом нефе, в ренессансной капелле КартолариНикесола, оформленной венецианским зодчим Якопо Сансовино, находится «Вознесение Богоматери» (Assunta) кисти Тициана. Оно совсем не похоже на его же знаменитую «Ассунту» в церкви СантаМариядеиФрари в Венеции. Еще Гёте потрясало то, что возносящаяся Мадонна смотрит не в небеса, а на землю, где остаются люди. Сансовино также исполнил надгробия Галесио Никесолы.

В Музее собора (Museo Canonicale), слева от входа в собор, на территории клуатра соборного капитула, хранится небольшое, но интересное собрание живописи и скульптуры.

Двухарочные ворота Борсар (Porta Borsari, I в. до н. э. или I в.; надпись сообщает об их реконструкции в 265 г. при императоре Галлиене) были главными воротами античной Вероны и входили в первое кольцо городских стен. От них начиналась одна из двух осей римского города — декуманус максимус, которую теперь повторяют улицы corso Porta Borsari и corso S. Anastasia. За пределами стен декуманус продолжала дорога виа Постумия — нынешняя corso Cavour.

В древности ворота носили имя Юпитера (Porta Iovia), видимо, по небольшому храму Юпитера, рядом с которым стояли. Впоследствии здесь была устроена таможня, где взимал плату борсари (итал. устар. borsari — «сборщик податей») епископа Вероны. Со временем внутренние конструкции ворот разрушились, однако фасад сохранился. Это один из настоящих шедевров римской архитектуры. Первый ярус ворот — две арки, оформленные коринфскими колоннами и треугольными фронтонами, арочные проемы, вписанные в двойной (в центре) и одинарные (по сторонам) портики с треугольными и лучковыми фронтонами. По верхнему ярусу — вновь арочные проемы, но теперь портиками и фронтонами обрамлены те из них, которые по оси соответствуют простым аркам второго яруса. Все детали, пусть и потертые временем, — безупречной резки, карниз делает сложные изгибы, повторяя объемы портиков, карнизы фронтонов изящно прорезаны, каннелюры тонких колонок закручены в спирали, вся композиция фасада ритмически красиво организована. Значение ворот не только в том, что это замечательный памятник римской архитектуры, но и в том, что на протяжении столетий они были подлинным учебником для ренессансных архитекторов Вероны, в частности для Микеле Санмикели.

Корсо Кавур (сorso Cavour), ведущая на югозапад от ПортаБорсари, — парад дворцов. Уроженец Вероны, великий архитектор XVI века Микеле Санмикели построил здесь два замечательных палаццо — Бевилаква (Bevilacqua) и Каносса (Canossa).Красивый фасад романской церкви СанЛоренцо 17 (Chiesa di S. Lorenzo, XII в., позже расширена) из камня и терракоты увенчан по сторонам двумя башнями и оформлен изящным порталом. В апсиде храма — алтарный образ кисти Брузасорци, стены украшены фресками XIII века.

Римская арка Гавиев (Arco dei Gavi, I в.) была построена, как считается, знаменитым римским архитектором Витрувием по заказу семейства Гавиев. В XIX веке солдаты Наполеона разрушили ее, поскольку она мешала проезду, но веронцы восстановили арку из фрагментов (1932) и поставили ближе к замку Кастельвеккьо, в стороне от проезжей части.

Кангранде II делла Скала построил замок Кастельвеккьо 18 в 1355 году для защиты от врагов — внешних (кланов Висконти и Каррара) и внутренних. Герцог покинул дворец Скалигеров на площади Синьории и переселился в укрепленный замок, который возвел на месте древней римской крепости, а для запасного выхода построил мост Скалигеров (Ponte Scaligero) через Адидже, противоположный берег которой находился вне городских стен.

Стены моста Скалигеров, построенные зодчим Гульельмо Бевилаква, с башнями и зубцами, напоминающими ласточкины хвосты (на самом деле это силуэт орла с крыльями), не случайно напоминают Московский Кремль. Подобная архитектурная деталь — знак партии гибеллинов (сторонников германского императора и его влияния в Италии), а стены московской крепости возводили итальянские однопартийцы Скалигеров.

Кастельвеккьо обнесен зубчатыми стенами, по периметру укреплен 7 башнями, самая большая из которых — ТорреМастио. Замок окружал ров Адиджетто (частично сохранился), через который был перекинут мост. Из замка открываются замечательные виды на реку и противоположный ее берег с арками римского театра.

При последующих правителях Кастельвеккьо претерпел множество изменений: так, по приказу Наполеона во внутреннем дворике построили небольшой форт. В 1923 году начались работы по возвращению замку первоначального вида. Раскопками открыты руины древней церкви СанМартино, на месте которой стоит замок, часть внутреннего оборонительного вала, потайной вход Морбио.

Во время Второй мировой войны мост, с которого открывается прекрасный вид на Адидже, сильно пострадал и, как и Ponte Petro, был воссоздан из поднятых со дна реки фрагментов. Музей изящных искусств замка Кастельвеккьо показывает развитие местной художественной традиции от Средневековья до XVI века. Веронскую скульптуру представляет ряд произведений романского (особенно са ркофаг свв. Сергея и Вакха, XII в.) и го тического стилей. Готическая скульптура представлена потрясающим своим трагизмом «Распятием» (XIV в.) и знаменитой конной статуей Кангранде I делла Скала (XIV в.). Автором рельефа, изображающего св. Мартина, который отдает нагому бедняку половину своего плаща, называют Пизанелло. Из местной готической живописи лучшее — «Полиптих Бон» Альтикьеро, «Мадонна розария» (Богоматерь в садике роз, по полю которого «рассыпаны» ангелы и райские птицы) кисти Стефано да Дзевио (ок. 1410),— картина, ради одной которой можно приехать в Верону. «Мадонна с куропаткой» обычно приписывается молодому Пизанелло либо Стефано да Дзевио.

Среди картин веронских живописцев эпохи Возрождения надо назвать знаменитую картину Карло Кривелли «Мадонна страстей», «Рождество со свв. Иеронимом и Иоанном Крестителем» Либерале да Верона, очаровательный портрет «Джованни с нарисованным клоуном» (Джанфранческо Карото), картины Франческо Мороне, Франческо даи Либри, Доменико Брузасорци.

Собрание ренессансной живописи включает работы нескольких знаменитых мастеров из других городов. Венецианская живопись представлена «Распятием» и «Св. Иеронимом в пустыне» Якопо Беллини, «Мадонной с Младенцем» Джентиле Беллини, «Свв. Екатериной и Венерандой» Витторе Карпаччо, несколькими работами Тинторетто, «Положением во гроб» Паоло Веронезе, одним пейзажем и эскизом плафона для венецианского дворца Ка’ Редзонико, исполненным Франческо Гварди. Кисти падуанца Андреа Мантеньи, творчество которого оказало заметное влияние на веронских мастеров, принадлежат полотна «Святое семейство» и «Несение креста».

Базилика Сан-Дзено-Маджоре — самый замечательный из веронских храмов и одна из лучших романских церквей Италии. Если время, которым располагает путешественник, прибывший в Верону, ограничено, то из всех достопримечательностей первой, безусловно, стоит осмотреть эту церковь.

Св. Зенон (Зиновий), ставший одним из первых веронских епископов, родился в Африке в IV веке и, движимый духом миссионерства, приехал в Верону. Человек образованный и обеспеченный, он раздал все свое имущество нуждающимся и добывал пропитание рыбной ловлей (поэтому святого часто изображают с рыбой в руках). В то время император Юлиан, прозванный писателями Церкви Отступником, начал гонения на христиан, желая возродить язычество. Вопреки этому темнокожий проповедник, прозванный Мавром, делал все возможное, чтобы обратить веронцев в христианскую веру. Он прослужил епископом 18 лет и умер в 380 году. На месте захоронения св. Зенона в V веке появилась небольшая церковка, которую в IX веке сменил новый храм, разрушенный позже землетрясением в 1117 году. Его фрагменты включены в существующую базилику, построенную в 1120—1138 годах. В XIV веке к ней прибавилась многоугольная апсида. В начале XIX века храм был заброшен, но после того, как в нем обнаружили реликвии похороненных здесь первых веронских епископов, начались реставрационные работы, и к 1988 году базилику восстановили.

Колокольня, слева от церкви, в нижней части восходит к XI веку. Грозного вида башня XII века справа осталась от бенедиктинского монастыря. Примыкающий к СанДзено элегантный клуатр XII века — другое напоминание о монахахбенедиктинцах. Вертикальное трехчастное деление фасада архитектурно подчеркивает трехнефное устройство храма. Части фасада при этом символически объединены сплошной горизонтальной линией сдвоенных окон. Окнороза (нач. XIII в.) оформлено в виде колеса Фортуны. Цепляясь за колесо, маленькие фигурки поднимаются наверх, пребывают мгновенье на пике удачи, а затем низвергаются в небытие.

Портал работы мастера Николо (1138) обрамлен протироном, колонны которого поддерживают львы. В люнете находится раскрашенный барельеф с изображением св. Зенона, попирающего дьявола и благословляющего рыцарей и народ Вероны. По обе стороны от портала — мраморные рельефы: справа — сцены Ветхого Завета и из жития св. Теодориха (также работы мастера Николо), слева — сцены из Нового Завета (работы мастера Гульельмо, нач. XII в.). Нижний ярус отдан неожиданным сюжетам: схватки конных и пеших воинов и сцены охоты. Портал также украшают календарь, пророки, зооморфный и растительный орнамент. Рельефы СанДзено — с крупными формами, укороченными пропорциями, «говорящими» жестами, соответствующими понятиям монастырской аскезы, — один из шедевров европейской романики.

Знаменитые бронзовые врата СанДзено выставлены теперь в интерьере церкви. Они собраны из фрагментов, выполненных двумя чрезвычайно непохожими мастерами. Древнейшая часть ворот со сценами из жизни Христа — творение германского мастера рубежа XI—XII веков, сцены Ветхого Завета исполнены веронским мастером во 2й половине XII века.

Деревянный кессонированный потолок был сделан в 1386 году. У входа находятся крестильная купель (нач. XIII в.), вырезанная из мраморного монолита, крест работы Лоренцо Венециано (1я пол. XIV в.), чаша из красного порфира, перенесенная сюда из древнеримских терм.

Алтарная часть СанДзено вознесена на аркадах над криптой и завершается готической апсидой, где не проводят богослужений с начала XIX века. На ее балюстраде установлены фигуры Христа и апостолов (XIII в.) работы немецких мастеров. На стенах церкви сохранились многочисленные фрагменты фресок (чаще всего без атрибуции) XII—XIV веков,— история Веронской школы живописи в миниатюре. Слева от алтаря установлена деревянная, ярко раскрашенная фигура — «Смеющийся Зенон» (XIII в.). В левом нефе, ближе к алтарю, — фреска «Распятие», которую приписывают Альтикьеро (2я пол. XIV в.).

Главное сокровище церкви Сан-Дзено, одно из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения — алтарный образ «Маэста» (Слава Мадонны) работы Андреа Мантеньи. Триптих Мантеньи обрамлен рельефным портиком, который образуют золоченые полуколонны, поддерживающие орнаментированный антаблемент и лучковый фронтон. Между постаментами помещены три маленькие пределлы (вытянутые доски с живописью, укреплявшиеся под алтарным образом; итал. la predella — «ступенька алтаря»): «Моление о чаше», «Распятие», «Воскресение». Это копии произведений Мантеньи, подлинники которых были похищены Наполеоном и теперь хранятся в Лувре.

Церковь Сан-Бернардино принадлежит францисканцам и посвящена св. Бернардино да Сьена. В ней можно полюбоваться веронской живописью начала XVI века, росписью стен бывшей библиотеки художника Мороне и архитектурным шедевром — капеллой Пеллегрини, в которой великий зодчий Санмикели использовал архитектурные мотивы римского Пантеона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30